Трудно в первые сто...
Одесская киностудия отметила свой юбилей. А в Ялте студии приказали долго жить
Конечно, кино в Одессе существует намного дольше, чем сто лет. Есть подозрения, что еще в одесских катакомбах рисовали такую себе киноанимацию. Изобретатель Йосип Тимченко еще до братьев Люмьеров изобрел стробоскоп, который кое-кто из одесситов призывает считать первым шагом в кино и, следовательно, отобрать у французских братьев пионерские лавры. А юбилейная дата привязана к 1919-му, когда новая большевистская власть национализировала частные кинофабрики Харитонова и Борисова.
НАЧИНАЛИ ГЕНИИ
По-настоящему Одесская кинофабрика (так она тогда называлась) начала работать, начиная с 1922 года, когда создали ВУФКУ (Всеукраинское фото-киноуправление), такое себе Госкино. Тогда еще не существовало привычки рассчитывать исключительно на государственные инвестиции, это был настоящий бизнес. Да и кино тогда было прибыльным делом, народные массы полюбили новое искусство со всей возможной страстью.
Хотя проблем было не меряно! После двух войн, мировой и гражданской, страна превратилась в руину. Не хватало не только материальных ресурсов, но и специалистов. Их начали приглашать из-за границы. Оттуда, скажем, приехал русский режиссер Петр Чардынин — оттуда, потому что уже успел до этого эмигрировать. В Одессе он начал работать в привычном для себя режиме, продуцируя фильмы в строго определенном жанровом ракурсе. Скажем, «Украазия» (1925) это такой себе боевик, «Тарас Трясило» (1927) — исторический приключенческий фильм (в основе, кстати, одноименная поэма Владимира Сосюры, тогдашнего любимца массового читателя). А еще Чардынин создал байопик — «Тарас Шевченко» (1926), с гениальным актером Амвросием Бучмой в главной роли.
Понятное дело, были приглашены и немцы. Скажем, Йозеф Рон, оператор, художник или Генрих Байзенгерц. Операторы тогда казались священными, ведь никто тогда не учил этой профессии, и их труд напоминал иногда шаманские действия. Киноаппарат практически никому из «посторонних» не предоставлялся, за исключением каких-то совсем экзотичных случаев. К примеру, Данило Демуцкий, который овладел профессией фотографа, выпросил у кого-то съемочный аппарат — на одну ночь. Несколько раз разобрал его и собрал, изучив «внутренние органы», физиологию технического монстра. Вообще, тогда технику боготворили, в ней видели основной ресурс для ожидаемого прыжка в счастливое будущее. И на кино, с его «киноглазом» и его возможностями изучения реалий жизни, возлагались особенные надежды.
Данило Демуцкий, а еще Алексей Калюжный, Николай Топчий начали — на Одесской приморской почве — украинскую кинооператорскую школу, выдающуюся по многим параметрам. Визуальная красота, пластичное богатство национального экрана практически не имеющего аналогов в мировом кино. Режиссура также способствовала глубокой, и что там — просто роскошной визуализации отечественных фильмов. Тем более, что режиссеры нередко и приходили в кино из пластичных искусств. Скажем, Александр Довженко был художником, живописцем, что и ощутимо в первых его одесских лентах — «Звенигоре» и «Арсенале» (его как раз и снял Демуцкий). А Иван Кавалеридзе пришел из профессии скульптора и следы этого очень заметны в его дебютных лентах («Злива», «Перекоп», «Коліївщина»), снятых несомненным гением Николаем Топчием.
ВОЗРОДИТЬСЯ...
Они и в самом деле были гениями. 1920-е — годы национального Возрождения, и следовательно, не удивительно, что усилия были титаническими, в соответствии с эпохой. Однако в 1930-е ВУФКУ ликвидировали, центр управления переместили в Москву. И это уже было совсем не то кино, как правило, политизированное, с жестко определенной идеологической целью. А после Второй мировой войны, когда начался кризис и так называемое «малокартиння» (фильмов продуцировалось очень мало), Одесская киностудия и совсем прекратила свое существование.
И только в 1954-м ее, во многом благодаря студийному директору Александру Горскому (кстати, отец художницы Аллы Горской), студия возродилась. Пришли молодые и очень талантливые люди — Марлен Хуциев и Феликс Миронер («Весна на Заречной улице»), сценарист Григорий Колтунов, операторы, а в дальнейшем и режиссеры Петр Тодоровский, Вадим Костроменко, другие выдающиеся кинохудожники. В 1960-70-х взошла звезда Киры Муратовой («Короткие встречи» и «Долгие проводы»), чей творческий гений навсегда связан с Одессой.
Одесская киностудия отличалась не только фильмами авторского, но и фильмами с четкой жанровой установкой. Генрих Габай («Зеленый фургон»), Виллен Новак («Принцесса на бобах», «Дикая любовь»), Александр Павловский («Ребенок до ноября»), Георгий Юнгвальд-Хилькевич («Д’Артаньян и три мушкетера») и немало других лент подняли авторитет в глазах зрителей — марка одесситов до сих пор стоит высоко. Десятки, сотни имен, среди которых назву только Ярослава Лупия, Евгения Голубенко, Александра Токарева, Виктора Крутина.
Сейчас непростой период. На протяжении длительного времени фильмопроизводство в Одессе находилось около нулевой отметки. Однако есть основания надеяться, что проблемы будут преодолены. С такими традициями стоит рассчитывать на новые и прекрасные мгновения киноистории. О них напомнил недавний праздник в Одессе, в той же точке, где и начинался собственно украинский кинематограф.
«ЯЛТА-ФИЛЬМ». РЕАЛИИ
С основами украинского кино тесно связана и Ялтинская киностудия. В те времена, когда она входила во ВУФКУ и в 1920-х продуцировала немало фильмов («Остап Бандура», «Алим», «Провокатор» и другие). Потом были разные периоды, по большей части студия находилась на вторичных ролях. В годы Украинской Независимости, к сожалению, государство практически не обращало внимания на эту студию, следовательно, начался ее упадок.
ФОТО АЛИНЫ СМУТКО / KRYMR.ORG (RFE/RL)
В настоящее время Крым оккупирован Россией. И последняя новость — начата процедура ликвидации Государственного предприятия Республики Крым «Киностудия «Ялта-фильм». Распоряжение об этом размещено на сайте российского правительства Крыма. Процесс ликвидации должен длиться год. А сколько же было победных реляций после 2014-го, сколько сказочных планов! Один только Никита Михалков не раз выступал на политической эстраде в жанре «Мы рождены, чтоб сказку сделать...» — по имени «Ялта-фильм». Сделали — сплошной пшик получился!
Сейчас, устами заместителя директора «Крымского киномедиацентра» Елены Куценко, информируют: российское правительство Крыма будет развивать Ялтинскую киностудию. Как — непонятно, по-видимому, Божьими молитвами. Поскольку та же Куценко говорит: «Мы пришли на голое, разоренное место» (цитата из сайта «Крым. Реалии»).
«Свежо предание»... Еще в 2010—2012 гг. я слышал от Валерия Павлотоса (кинохудожник, возглавлял Крымское отделение нашего Союза кинематографистов) о планах создания Кинопарка и тому подобное. Кстати, и тогда в этом контексте шли ссылки на Никиту Михалкова: мол, поможет.
Несколько дней назад режиссер Валерий Балаян, который хорошо осведомлен с ялтинскими «реалиями», объяснил одну из главных причин «пшика»: санкции западных стран не позволяют не только делать, а даже говорить всерьез о какой-то бизнесовой составляющей Ялтинской киностудии. Москва финансировать студию отказалась, а Крыму это не по силам.
Нет, злорадствовать не хочется. Крымское побережье такое заманчивое для киносъемок. И вот теперь — капут получается. Что же, подождем, когда Крым опять будет в Украине. Может, тогда и Крымское солнце вернется к роли главного кинематографического светила?
Выпуск газеты №:
№99-100, (2019)Section
Культура