Украина, позволь мне среди твоего безголовья головой тревожной прорасти!..
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель, критик советской эпохи

Труппе – роботу, чиновникам – давление!

Черкасский театр им. Т. Шевченко открыл сезон под руководством нового руководителя Петра Ластивки «Быль…»
7 декабря, 2017 - 11:21
ДИРЕКТОР И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕТР ЛАСТИВКА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Да, это тот же Черкасский академический областной украинский музыкально- драматический театр им. Т. Шевченко, который с 2015-го на устах у всей Украины. Даже в Google-поиске, когда вводишь его название, сразу выскакивает: «Черкасский театр – пожар». Причем этот коллектив оказался не только без дома, но и без руководства – как говорят, «без руля и без парусов».

Да, это тот же Петр Ластивка, история «развода» которого с Волынским театром имени, по иронии судьбы, того же Т.Г.Шевченко, в прошлом году наделала шума, почти сопоставимого с пожаром.

Поэтому, когда в феврале 2017-го П.Ластивка возглавил физическую руину с проблемными творческими кондициями, смело можно было спеть: «Вот и встретились два одиночества, разожгли у дороги костер».

Но теперь все уже не так мрачно. Новый директор – художественный руководитель взялся за дело решительно: труппе – роботу, чиновникам – давление!

В творчестве решил обновить базовые принципы профессии, начав перезагрузку с «азов» («Наталка Полтавка», украинские классические водевили) и реанимируя профессиональные музыкально-драматические навыки (концерты «Украина-Европа», с признанными хитами, и «Казацкий», где, согласно афише, звучат «песни казацкие, стрелецкие, повстанческие, холодноярские, УПА, АТОвски»). Плюс – «Продавец дождя» Ричарда Нэша (режиссер Николай Яремкив), плюс «Сыроежка, или Тайна лесного дождя» Валерия Зимина (режиссер Олесь Павлютин). И все это – за неполные девять месяцев, да еще и на разных – чужих – локациях.

Спектакль «Быль… Украинские водевили» по текстам Марка Кропивницкого и Антона Велисовского на музыку того же Кропивницкого и Кирилла Стеценко можно в этом смысле считать программным. Понятно – «эконом-вариант», полуконцернтое исполнение (так как играют в городском доме культуры). Но – никакой «хрестоматийности», никакой архаики, все развязывается игровыми ходами, со множеством «смачных» выдумок. Чего стоит лишь «Философский словарь», служащий за Святое Писание в семье не слишком образованного (хозяйство, пьянки – где же взять время на книги?) Тимофея Гладуна (Сергей Бобров) стараниями его хитромного сына Семена (Максим Рыжевол), который является словно живой иллюстрацией к поговорке о «тихом омуте» и «чертях»!

Украинский вертеп, commedia dell'arte – вот фундамент такого стиля. Основа – классическая, но нюансирование – всегда разное и непредсказуемое. Даже «маски» использованы: у характерных персонажей, наделенных изъянами и ошибками, – подчеркнуто «неестественные» усы на веревочках, взъерошенные парики, кривые шляпы, всяческие «накладки» на тело и лицо. Но когда герой возвращается к взвешенному, разумному отношению к себе и окружающим – снимает «личину» вместе с «театральными» движениями и голосоведением, и становится самим собой, настоящим, нормальным. Традиционно несколько сложнее актерам в ролях лирических героев (Галина Прохорчук, Петр Голубченко, Алексей Клименко), хотя и они время от времени «валяют дурака». А вот упомянутые Бобров и Рыжевол, а также Елена Ластивка и Олег Телятник просто «купаются» в материале.

Ей-право, если находишься в состоянии конфликта, с грузом на сердце и в мыслях,  такого легкого полета фантазии нечего и ждать. А в этом случае фантазия таки буяет!

…Що же касается сотрудничества с местной властью по восстановленною помещения театра, то здесь, конечно, все далеко не идеально, но перспектива – несомненна. Работы продолжаются, изменения видно невооруженным глазом. Точную дату никто не называет – чтобы не сглазить, – однако весной 2018-го открытие восстановленного здания должно состояться «при любой погоде».

Так что в очередной раз всплывает в памяти затертая уже, но от того не менее справедливая строка Лины Костенко: «И кожен фініш – це, по суті, старт». Кризис, разрыв с прошлым действительно приоткрывает «окно возможностей» – вопрос лишь в том, сможет ли человек ими воспользоваться.

Уже очевидно, что Петр и Елена Ластивки – смогут. Потому что самодостаточны и работоспособны. Несмотря ни на что, на новом месте, с нуля. Тяжело пережив неурядицы, несправедливость и собственные ошибки. В то время как покинутый ими театр в Луцке «благополучно» исчез из информационного пространства – и не видно его, и не слышно.

…Сейчас спектакль «Быль…» начинается и заканчивается нехитрой песенкой авторства самого Ластивки и дирижера театра Елены Белкиной, которую повторяют, словно мантру, личную и коллективную: «А нас били, били, били. Не добили, не добили. Ми воскресли і набрались сили... Пожартуєм гарнесенько, усміхнемось веселенько. Дай нам, Боже, щастя й долі, гарних друзів, та ще й волі»!

Анна ЛИПКОВСКАЯ, театровед, Черкассы – Киев
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments