Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Творчество Ивана Карабица возвращается

14 мая, 11:06
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В «Мистецькому Арсеналі» состоялся концерт-презентация серии из трех изданий камерных произведений известного композитора. Это «Произведения для фортепиано», «Вокальные произведения» и «Сонаты для виолончели и фортепиано №1, 2», выпущенные издательством «Музична Україна». В сборник вошли композиции, которые никогда прежде не печатались! По стилю и хронологии их можно разбить на две группы — пьесы периода ученичества (прелюдия и токката, вариации, соната и сонатина) и опусы 1990-х (элегия, «День за днем» и «Одиночество»).

Вообще по корпусу студенческих работ смело можно было бы отнести И. Карабица к шестидесятникам — настолько дерзким был их язык. Минуя творчество советских авторов (в первую очередь — Шостаковича, которому в ту пору принято было подражать), украинский автор опирался на эстетику и музыкальный язык нововенцев. В этих пьесах нет додекафонии в строгом смысле, но яркий экспрессионизм, опора на режущие слух диссонансы и полифонический дар безусловны. Большинство фортепианных пьес этого периода сложно назвать ученическими — гениальный преподаватель Ивана Карабица Борис Лятошинский работе в подобных стилях своих студентов точно не учил. Здесь налицо индивидуальные поиски самого ученика, сопряженные со сложностью фактуры, строгостью полифонии Баха и подголосочностью украинской народной песни.

В позднем творчестве Иван Федорович, напротив, чрезвычайно упрощает фактуру, но по выделке музыкальной ткани здесь очевидна рука зрелого мастера. Сочетая красоту эстрадных мелодий и пряность гармоний, испытывая влияние французского шансона и американского джаза, украинский автор создает уникальный стилевой сплав, в котором отчетливо слышатся национальные мотивы. Сложно объяснить, как ему это удается, ведь ни прямых цитат, ни даже заимствования отдельных фольклорных интонаций здесь нет.

Сборник вокальных произведений, напротив, представляет наиболее известные песни композитора — цикл на слова Бориса Олийныка «Мати», «За рікою тільки вишні», «Пісня про добро», «Дніпровська вода» и другие композиции, прочно вошедшие в репертуар вокалистов.

Особняком в этой серии стоит сборник виолончельных сонат. Вот что о нем рассказала «Дню» вдова композитора, доктор искусствоведения, профессор Национальной музыкальной академии Украины Марьяна КОПИЦА:

— Первую сонату Карабиц начал писать под руководством Лятошинского, но завершил уже после его смерти, посвятив памяти учителя. А вот Вторая соната, написанная сложным экспериментальным языком, долгое время была неизвестна. Это произведение он когда-то передал в Донецкую консерваторию преподавателям Татьяне Моргуновой и Наталии Биджаковой, и буквально год назад они позвонили и сообщили мне, что владеют этой рукописью. Наша семья была счастлива находке и немедленно передала рукопись директору издательства «Музична Україна» Богдану Кривопусту, благодаря усилиям которого сонаты и вышли в свет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать