Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Твоя суджена – мова в галуззях судин...»

Станиславу Чернилевскому — 70
08 июля, 11:29

Неправдоподобная цифра, но и вправду «натикало». Поколение наше, рожденное после страшной войны, прожило эти семь десятилетий, каждое из которых абсолютно не похоже на другое. Мы родились среди мечтаний, среди надежд, что люди одумаются и после смертоносных гибельных лет начнут строить общество, основанное на любви и справедливости, наконец — на идеалах Возрождения. Вот этот идеализм — его невозможно вытравить из наших сердец, мы с этим рождены.

ТЕПЛО СЕМЕЙНОГО ИНТИМА

Слава Чернилевский с этим идеализмом рожден. Я знаю этого человека со студенческих лет — поэтому Слава и поэтому он для меня молодой... Разве не молодой, если светится постоянно в его глазах влюбленность в этот мир и в этих вот людей. И готовность эти чувства, эти мысли завернуть во что-то исключительно теплое, атмосферное.

Я один.

Я вдивляюся в люстро води.

Я кажу собі:

руки в глибінь уведИ-

твоя мова тече,

мов ріка межи верб,

лиш тому,

що на зАводі зІрка, мов герб

вітчини, предківщИни твоєї,..

Это написано совсем недавно... Такова философия Поэта — его лингва, сама фактура его речи и его образов, рожденные течением самой жизни, движением воды и ветра, запахом свежей пашни. И дымком из камина родительской, мизиной комнаты.

Чернилевский — с Винниччин, с Подолья: из того пейзажа, из темпоритма тамошней жизни. Это и есть уже тот самый идеализм, в основе которого ощущение того, что вот этот материальный мир на самом деле весь духом наполнен и пронизан, каждая его черточка, каждый его уголок. Из этого и родился первый сборник Поэта — «Рушник землі» (1984), который благословили поэты великие и настоящие — Дмитрий Павлычко и Николай Винграновский. Павлычко, в предисловии, определил основной мотив книги: тоска по матери, по родине, по тем детским просторам, интимно прогретым и слаженным.

Знаменитое стихотворение Чернилевского из того первого сборника так, собственно, и называется: «Теплота родинного інтиму».

Теплота родинного інтиму.

Ще на шибах досвіток не скрес.

Встала мати. Мотузочком диму

Хату прив’язала до небес [...]

Матері розказувать не треба,

Як душа світліє перед днем

В хаті, що прив’язана до неба

Світанковим маминим вогнем.

Это образ детского рая, мира, сотворенного мамой и ее домом. Не новый, казалось бы, повод для украинской поэзии, но по своей пронзительности и эмоциональной отточенности — ни с чем и ни с кем не сравнимый! И это тот рай, в который селили нас, послевоенных детей, наши матери, отцы, бабушки и дедушки. Чтобы своими обожженными голодоморами и войнами душами оградить нас от возможных страхов и испытаний. Это им удалось — мы счастливее поколения наших отцов и дедов, матерей и бабушек. Светлая благодарность им навсегда заколдована в стихах Чернилевского...

«ПРОСВІТЛОЇ ДОРОГИ СВІЧКА ЧОРНА»

Хотя, конечно, жизненный путь — да еще и Поэта — не складывался так благовестно. Филологический факультет Киевского университета было оставлен (там целая куча причин, среди которых и приснопамятный украинский национализм, которым кололи глаза нашим ведущим интеллектуалам), потом лишения и обучение на режиссерском факультете Институтк имени Карпенко-Карого у блестящего режиссера и педагога Владимира Денисенко.

Было всякое. Скажем, юмористическая история о том, как студента Чернилевского пристроили, ради хоть какого-нибудь заработка, рабочим сцены в Киевский театр имени Леси Украинки. А это было накануне столетнего юбилея вождя и учителя всех народов Владимира еще и Ильича Ленина. В театре шел «датский» спектакль о вожде. Его апофеозом был выезд на сцену броневика, на котором стоял известный актер в парике и костюме Ленина, тыча пальчиком в светлое будущее...

Задача рабочего сцены Чернилевского была довольно простенькой — потянуть за соответствующую веревочку, чтобы над броневиком поднялся красно-молоткастый транспарант со словами «Вся власть Советам!». Однако недостаток опыта (это был Славин дебют на или возле сцены) сказался: он потянул не за ту веревочку.

Поэтому вместо транспаранта на голову артиста откуда-то сверху высыпался мешок песка. Со сценического Ильича слетел парик и все увидели вместо знаменитой лысины густые и черные волосы артиста. К тому же — песчаная мгла, из недр которой в зал полетело что-то не очень цензурное «Вашу .... Туда.. К черту!»

Естественно, что на следующее утро в театр пришли сотрудники спецорганов. Однако никто бедного студента не выдал. Сказали, видите — здесь архаика, все на веревочках, ну и случилось такое. А вождя здесь все любят, читают и перечитывают...

Когда начались годы горбачевской перестройки, Чернилевский примкнул к делу реабилитации другого Поэта — Василя Стуса. Он уже задумал фильм о нем, но здесь требовалась не просто фильмовая съемка — а действие! И первое — освобождение Стуса от посмертного плена в Пермской лагерной земле.

Это была целая эпопея — как добились разрешения приехать в те лагеря (это был 1989-й, советский строй пошатнулся, однако все и все было на своих местах), как — главное — добились разрешения перенести прах Василия Стуса, а с ним вместе и других борцов-мучеников, Юрия Литвина и Олексы Тихого, в Украину, в Киев. Среди всего этого и был Чернилевский. А еще и снималось это на пленку. Грандиозный ход, когда нетленные останки украинских героев провожали на Байковое кладбище — это же тогда, это же тогда и стало очевидно: режим зашатался, а в самой атмосфере общества стал витать дух свободы — и самой нации, и каждого отдельно взятого человека.

И все это, вся Украина повилась красотой того деяния, того движения к свободе. А Славе, к тому же, удалось-таки сделать фильм о Василе Стусе и его подвиге (а подвиг — это то, что подвигает не только тебя самого, но и целое обществону). Картина называлась «Просвітлої дороги свічка чорна» — и вот эта дихотомия тьмы и света является определяющей в ленте...

«ВИ ОШУКАЛИ ДЕРЕВО І ВОДУ...»

Главный подвиг самого Чернилевского в конце 1990-х и «нулевых» — это грандиозная работа по дублированию зарубежных фильмов на телеканале «1 + 1». Он руководил этой работой, он определял ее векторы. До того считалось: публика наша так привыкла к русской озвучке, что никакой украинской не примет. И не приняла бы, если бы ей предложили дублирование местечково-малороссийского рода. Однако же возглавляемой Станиславом группе удалось почти невероятное: зрители услышали и увидели героев зарубежных картин, которые говорят на изысканном, современном языке.

Так была заложена традиция, которая сейчас воспринимается как нечто обычное — западные фильмы в украинском интонировании, так сказать культурном обрамлении... Только та работа, конечно, притормозила поиски Чернилевского-поэта. Хотя — как сказать. Ведь Слава принадлежит к тем писателям, которые пишут постоянно, откликаются на чуть ли не все вибрации народного организма. И организма собственного...

Так что ничуть не удивительно, что Чернилевский был на Майдане в самые напряженные моменты противостояния народа и власти. «Не мог я не пойти на Майдан, — пояснил он мне однажды, — там же студенты мои были...»). Какая-то вражья сила и попала в Поэта — будто знала, куда целить: в руку, чтобы не писал больше.

Заживить раны удалось с помощью чешских друзей. Они побудили на издание книги стихов «Чеський зошит».  И это был рубеж — Слава начал жить с каким-то новым рвением. Хотя вроде бы все по общепринятому графику. Прежде всего это встречи со студентами кинофака Института имени Карпенко-Карого, которых Поэт и Режиссер обогащает знаниями не просто кинематографическими, но и, так сказать, вселенскими. Ведь Станислав все чаще напоминает мне античных философов, с их магическими умениями видеть в мельчайшей капельке росы целый универсум...

Однако же появился и Чернилевский-публицист, его поэзия обострилась до уровня точных и безжалостных формул-констатаций. Как вот здесь, скажем, где Чернилевский, немного стилизуя Василия Симоненко, посылает проклятия враждебным силам.

Ви зараз скрізь, кати мого народу, —

грабіжники, убивці, шахраї.

Ви ошукали дерево, і воду,

і степ, і землю з надрами її.

Ви обібрали душі нелукаві,

нехитромовні, з прив’язом земним.

І прагнете, лихі та верескаві,

владарювати кодлово над ним [...]

І вам не ухилитися від ядер,

і ви не заховаєтесь ніде

від тих, у кого — з дерева і з надр! -

нерабська кров струмує і гуде.

Нерабская кровь — вот условие украинского будущего. Эта кровь бежит по сосудам поэзии, самой философии бытия Славы Чернилевского. Философии, которая дерзко претендует на статус преобразователя нашей украинской жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать