«Ты рождена мне на погибель»
Реплика героя «Кармен» оказалась пророческой для создателя оперы Жоржа Бизе. Позавчера минуло 160 лет со дня рождения композитора
«Сумасшедшая цыганка», «бесстыдная соблазнительница», «авантюристка, не имеющая моральных устоев» — как только не величали Кармен рецензенты премьеры оперы Ж. Бизе в 1875 году. Образ строптивой «мошенницы» потряс не только добропорядочных французских буржуа, но и даже, казалось бы, раскованную во взглядах молодежь. Сюжет оперы об экспансивной и легкомысленной простолюдинке, увлекшей в омут страсти блестящего армейского офицера, шокировал, а финальный «поединок» Кармен и Хозе — этот самый неординарный «любовный дуэт» в истории оперы — с кинематографической резкостью вписанный в картину триумфа тореадора Эскамильо, — просто обескураживал зрителей. Не зная кому сочувствовать в этой сцене и вообще в опере, растерянная публика вменила свое недоумение в вину... самому Бизе. И чем больше разгорались страсти вокруг скандальной оперы, тем меньше сил оставалось у композитора для защиты от нападок разбушевавшейся прессы. Через три месяца после премьеры, с огромной раной в душе за любимую «Кармен» Жорж Бизе умер в атмосфере полного неприятия, не дожив и до 38 лет.
Но история любит парадоксы. Обвинения в «безнравственности» сменились восхищенным преклонением перед неподражаемостью героини оперы, а резкость поведения Кармен, так возмутившая премьерную публику, стала трактоваться сугубо как пикантность ее своенравного характера. И французы — эти великие знатоки женской натуры — уже сами удивлялись своей недальновидности.
Опера вернулась в Париж через восемь лет и с тех пор уже не сходит со сцены, возглавляя пятерку лучших опер мира.
Но едва успев стать оперным хитом, «Кармен» сразу же попала в поле пристального внимания всех желающих «присоединиться» к славе Ж. Бизе. Упоминаю это исключительно в позитивном смысле — как неоспоримое свидетельство музыкального гения французского композитора, по справедливости оцененного лишь своими потомками.
Все началось с преобразования ближайшим другом Бизе — Э. Гиро разговорных диалогов оперы (в традициях Opera Comique) в музыкальные речитативы. Не будь данной редакции «Кармен», быть может, имя Э. Гиро так и осталось бы известным только историкам музыки.
Кроме того, сейчас чрезвычайно популярны многочисленные обработки и переложения оперы. Среди них, например, «Скрипичная фантазия на темы «Кармен» Сарасате, «Кармен-сюита» Р. Щедрина, предлагающая хореографическую версию испанского сюжета. Удивительно, что даже Ф. Ницше — человек, совершенно не нуждающийся в «дополнительной» славе, к тому же ярый апологет творчества Р. Вагнера (а большего антипода стилю Бизе не придумаешь) в конце жизни противопоставлял отвлеченным «ходульным» героям опер бывшего единомышленника «здоровую», «крепко стоящую на ногах», живую (!) музыку Ж. Бизе. Очевидно, обаяние Кармен покорило и стойкого философа, не говоря уже о профессиональных музыкантах и миллионах меломанов, попавших в ее «плен».
В историю музыки Бизе, в сущности, и вошел как автор одной — гениальной — оперы. Впрочем, справедливости ради, надо хотя бы напомнить, что композитор написал еще шесть опер (помимо огромного количества вокальных и оркестровых сочинений),среди которых «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1866), «Джамиле» (1872), которые могут смело претендовать на внимание и популярность.
Выпуск газеты №:
№205, (1998)Section
Культура