Украина, дыши!
К открытию нового театрального сезона в Херсонском музыкально-драматическом театре им. Николая Кулиша представили премьеру, затронув болезненную тему
Над спектаклем «Межа, або У контейнері» К. Кеяну работал режиссер из Румынии Раду Гилаш. Он же автор сценической версии произведения. Тема заработка за рубежом, эмиграции, погони за лучшей судьбой, желание выехать из своей страны охватила мир. Менее развитые страны «поставляют» своих работников в более развитые, на их месте оказываются люди из стран третьего мира, а на их — еще более бедные. Круговорот наемных работников угрожающе распространяется.
Эта болезненная тема становится предметом сценического исследования Р. Гилаша в спектакле «Межа, або в контейнері». Перенесением событий на почву украинских реалий режиссер создает картину узнаваемой страшной действительности. Сценографический образ поддерживает и подчеркивает замысел постановщика. Действительность как существование разных контейнеров, которые передвигают, грузят, переправляют, изменяя маршрут в соответствии с потребностью. Сценограф и художник по костюмам Ольга Гоноболина создает конкретный и в то же время призрачный мир, зашивая пространство Сцены под крышей холодным металлическим профилем, обшивкой контейнеров. Сцена имеет второй уровень. На этой надстройке словно в вертепном сундуке — наивысшее, «горнє», надежда.
Подлинностью будет поражать музыка рок-группы (музыкальное оформление — Олег Коструб, Артем Филенко), что инструментальным сопровождением будет настраивать, комментировать, усиливать, нагнетать, иллюстрировать, создавать удивительное живое поле звуков и ритмов, которые эмоционально существенно усилят драматическое действие. За завесой посредине второго уровня будет оживать прошлое, содержание которого прояснится в финале спектакля. С самого начала происходит динамический старт сюжетной интриги. Откроется завеса, в больнице женщина рожает ребенка. Врачи вокруг уставшие, безразличные и озлобленные, они кричат: «Дыши, дыши!»
Режиссер Р. Гилаш придумал мощную метафору, где в эмоциональном напряжении объединил два плана — конкретный реальный и образный обобщающий. Мир как скопление контейнеров, каждая страна является определенной грузовой единицей, которую перемещают, перевозят, тянут в ту или другую сторону, добавляют к другим контейнерам. И среди этого множества — желто-голубой контейнер, в котором развернутся события. Трех наемных работников-украинцев сведут здесь непростые обстоятельства жизни. Сущность их личностей становится срезом определенных типичных черт современных украинцев. Николай (Евгений Гамаюнов) и Виталий (Руслан Вишневецкий) — бывалые работники. Они и под днищем фур на запасном колесе границу пересекали, и пограничников обманывали, и вместо водительского кресла «везли» на себе водителя автомобиля, и покупали паспорта других стран, легко отказываясь от собственного имени, судьбы, нации, родины. Преданные родной землей, они без колебаний предают и ее. Актеры Е. Гамаюнов и Р. Вишневецкий изображают своих героев с точными нюансами черт характеров земляков, которые оказываются в обстоятельствах, где нужно выжить любой ценой. Потому украсть, обмануть, обхитрить, провести, окрутить — все это делается без всяких оглядок на совесть или человеческие добродетели. Гамаюнов и Вишневецкий работают на безукоризненной ноте мастерства, виртуозно, колоритно и сочно вырисовывая жизненную историю своего персонажа. Рассказ каждого превращается в выразительное и своеобразное мини-представление, которое органично вписывается в общую ткань действа.
Молодой парень Андрей (Константин Рогань) — образ украинца, ровесника украинской Независимости, который тоже вынужден стать наемным работником. Он, как и его родина, которая оказалась зажатой среди воинственных контейнеров, не надеялся, что будет так страшно, и нужно будет плыть через океан в запечатанном ящике и дышать только через тоненькую трубочку. Андрей-Рогань, наивный и открытый, вынужден вырасти без матери-заработчанки, которая живет в Италии. Мама (Ружена Рублева) отдает сыну кровью заработанные деньги и их, обнимая малого, без колебаний вытянет из кармана земляк, у которого другой земляк только что украл паспорт. Какая выразительная конструкция поддержки!
Спектакль бьет по нервам, сознанию, вызывает чрезвычайные эмоции. От ситуации, рассказанной с откровенностью художественной публицистики, становится жутко. Пространство театра и настоящей жизни пересекаются и проникают друг в друга. Маме, которая рожала Андрея, кричали: «Дыши!» Так и молодой стране, которая только появлялась в муках и противостоянии, приказывали: «Украина, дыши!», и она защищала свою независимость, становилась на ноги, боролась за победу, принимала жизни патриотов, отданные за ее свободу и достоинство. И во что превратилась она, если украинцы, когда-то достойные и гордые духом, стали разуверенными и обиженными? Согласны, задыхаясь в контейнерах, бежать куда глаза глядят из родной страны!
Финал спектакля — апогей образной эмоциональности. Разваливаются стены контейнера. Подвешенный на натянутых тросах, Андрей-Рогань балансирует на них в попытке удержаться и дышит через тоненькую трубочку. Этим слабым ручейком воздуха он соединен, как будто пуповиной, с матерью. Она, как защитница всех сыновей мира, в отчаянии умоляет: «Сынок, дыши!»
Да, в нашем «желто-голубом контейнере», поставленном на рубеж, люди не живут, а балансируют на обстоятельствах в попытке выжить. Поддержка высших сил чувствуется: «Украина, дыши!» Но хватит ли кислорода...
Выпуск газеты №:
№178-179, (2017)Section
Культура