Украинская антология
В Киеве звучал уникальний голос Сергея Котко
В Национальном доме органной и камерной музыки исполнялись произведения от классицизма до современности. Этот концерт подарили меломанам: Сергей Котко (колоратурный бас), Валерия Балаховская (орган), Тамара Рой (флейта) и Лариса Реутова (фортепиано), которые вместе создали развернутую украинскую музыкальную антологию, обратившись к творчеству композиторов разных эпох.
Уже первое произведение — органная Пассакалия метра Львовской композиторской школы Мыколы Колессы (от меланхолично — сумрачного звучания до всплеска горькой скорби и тихого умиротворения) как нельзя лучше отвечал настроениям слушателей, переживающим нынешние драматичные события на Востоке Украине. А Клавесинная Соната Дмитрия Бортнянского в неожиданном, но интересном переложении для органа погрузила собравшихся в эпоху классицизма, где царили гармония, согласие и мир...
Главным героем программы, инициатором и вдохновителем концепции вечера стал певец Сергей Котко (на фото). Молодой артист поставил перед собой задачу возродить в классическо-академическом стиле исполнение песенных шедевров Платона Майбороды, Александра Билаша и Игоря Шамо, этой «великой троицы», с именами которых связано рождение легендарных украинских эстрадно-песенных «хитов» 1960—1980-х. В отличие от своих известных предшественников — популярных исполнителей: Дмитрия Гнатюка, Юрия Гуляева, Анатолия Мокренко, исполнявших эти произведения с пышным оркестровым сопровождением, С. Котко выступил со скромным фортепианным сопровождением (концертмейстер Лариса Реутова), оставаясь наедине с огромным залом. Большинство песен в его исполнении, в частности таких знаменитых, как «Пісня про рушник», «Ми підем, де трави похилі» (П. Майборода, А.Малишко), «Осіннє золото» «Проводжала мати» (И. Шамо, Д. Луценко, В. Куринский), «Цвітуть осінні тихі небеса», «Два кольори» ( А. Билаш, А.Малишко, Д. Павлычко) стали экзаменом на вокальную выносливость. Певцу пришлось преодолевать широкий теситурный диапазон, сложные мелодичные рельефы, большие «прыжки», соблюдая при этом тембровое равновесие, плавное дыхание, интонационную пластичность, кантиленную гибкость, динамическую выразительность. И самое главное — бас продемонстрировал образцово четкую дикцию, которая позволила слушателям следить за всеми оттенками чувств, переживаний, а иногда даже и за развитием сюжетных событий, которые воплотили авторы музыки и поэзий в своих произведениях.
Очевидно, не случайно в программе выступления артиста оказались и знаменитая баллада «Проводжала мати» Игоря Шамо (в этом году исполняется 90 лет со дня рождения популярного композитора). Исполнение этой песни стало и своеобразной эпитафией автору текста Валерию Куринскому — известному поэту, композитору, переводчику, который 3 мая ушел из жизни.
Но вне сомнений, апофеозом концерта стало проникновенное, романтичное исполнение песни «Як тебе не любити, Києве мій!» И. Шамо, которая является визиткой нашей столицы (а с ноября 2014 года по решению Киевсовета и официальным гимном города). Сергея Котко удалось вознести украинскую эстрадную песню до уровня классических высот.
Выпуск газеты №:
№86, (2015)Section
Культура