Украина не может существовать, не владея Крымом, это будет туловище без ног. Крым должен принадлежать Украине, на каких условиях, это все равно, будет ли это полное слияние, или широкая автономия, последнее должно зависеть от желания самих крымчан
Павел Скоропадский — украинский государственный, политический и общественный деятель, военный. Гетман Украинского Государства.

Украинская идентификация

C 5 по 16 июня в киевской галерее искусств «Лавра» пройдет выставка на библейские темы
30 мая, 2019 - 10:33

Арт-проект называется «Украинская идентификация. Анатолий Криволап, Игорь Ступаченко. Росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы». В экспозиции будут представлены живописные композиции на библейские темы для новопостроенной за меценатские средства Богдана Батруха церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Липовка Макаровского района, Киевской области. Композиции созданы знаменитым украинским живописцем Анатолием Криволапом вместе с коллегой, монументалистом Игорем Ступаченком.

Мы привыкли, что в последние десятилетия нередко искры летят из-за недоразумений и несовпадений точек зрения актуального искусства и религиозного запроса. Актуальные художники по всему миру подвергают религиозные учения и ритуалы переосмыслению и критике, часто через ироническое и саркастическое высказывание. Поэтому может показаться, что лучший выход для отделки храма современным художником — обращение к традиционному неоклассическому искусству, с его умеренностью во всем — и композиционном, и колористическом решении.

Впрочем, когда заглянем вглубь истории, сквозь слои времени, увидим, что лучшие образцы искусства, в частности живописи в храмах прошлого были всегда соизмеримы своему времени и даже немного опережали его. То есть художники сначала создают традиции, потом развивают их, а затем изменяют, нередко разрушая. И извечное явление сакрального столь же трепетное и могучее, как и явление художественного творчества.

Так какие же могут быть точки соприкасания современного актуального и традиционного религиозного искусства? Что происходит, когда актуальный художник относится с уважением к идее христианства и возможности по-своему оформить православный храм? Знаем ряд знаковых европейских художников, кто сумел это сделать проникновенно, учитывая традиции, проникаясь существующими канонами и находя необычные, созвучные времени акценты.

Так, знаменитые украинские художники Анатолий Криволап и Игорь Ступаченко для построенной соответственно древним планам церкви Покрова Пресвятой Богородици создали розписи, сюжетно и композиционно придерживаясь традиционных канонов, а «зажгли» цвет церковных росписей так, как раньше в Украине никто не осмеливался — в этому они видят собственный вклад в украинскую идентификацию на этом поле. В мире есть перекликання — не визуальные, а концептуальные с поисками художников.

Наверное, с такой же степенью решительности и мистической силы в свое время Джотто расписывал Капеллу дель Арена (построенную Энрико Скровеньи) в Падуе; Анри Матис творил свою благодарность господу в капелле Розариа в Вансе, во Франции; Марко Ротко подбирал живописное высказывание на полотнах для часовни в Хьюстоне, Марк Шагал создавал пять витражных окон в готической церкви швейцарского Фраумюнстера; Александр Дубовик расписывал часовню в городе Беррлез-Альп около Ниццы и делал витражи в Ново-Апостольской церкви в Киеве.

Кстати, донатор храма в Липовке, — Богдан Батрух, и раньше имел опыт строительства и отделка церкви: он в 1997 году в родном селе Белый Бор в Польше профинансировал такой духовный проект, предложив гениальному живописцу Ежи Новосельскому воплотить свои творческие идеи.

Анатолий Криволап вместе с Игорем Ступаченко использовали современный художественный язык и характер мышления и новейшие приемы работы и технологии. Осознавая определенный риск, как технический, так и художественный, а также эмоциональный (в плане восприятия верующими), они воплотили свой замысел на свой страх и риск — смело и харизматично.

Художники отказались от светотеневых градаций как таковых и получили возможность играть с цветом, в первую очередь достигая его эмоциональной выразительности. В росписях завораживает напряженность выразительной линии и тяготение к горячим цветам. формальная сдержанность поз, движения фигур концентрирует напряжение, которое помогает высвободить открытый, почти радиоактивный цвет Анатолия Криволапа. Он освобождает силу сдержанного движение персонажей, провоцирует ее проистекание в пространство, насыщает его молитвенной, почти экстатическим напряжением, мгновенно настраивая зрителя на высокий лад. Это излучение активного цвета как чистая вода или свежий ветер вымывают-выветривают лишние мысли, душевные проблемы, настраивая на единение с космическим Прообразом, изображенным для купола храма.

Очевидно, что без внутреннего неделимого контакта с новаторским современным искусством таких росписей могло и не быть. А без этого не бывает движения вперед.

P.S. Выставку сопровождает книга кандидата искусствоведения Олеси Авраменко из серии ACCENT — «Анатолій Криволап, Ігор Ступаченко. ПОКРОВА. Крок I», которая прослеживает, анализирует и акцентирует сложный процесс актуального решения росписей новопостроенной церкви, а также рассказывает об их творцах — от священника, мецената и до художников.

Олеся АВРАМЕНКО, искусствовед, иллюстрации предоставлены организаторами выставки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ