Украинская идентификация
C 5 по 16 июня в киевской галерее искусств «Лавра» пройдет выставка на библейские темы
Арт-проект называется «Украинская идентификация. Анатолий Криволап, Игорь Ступаченко. Росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы». В экспозиции будут представлены живописные композиции на библейские темы для новопостроенной за меценатские средства Богдана Батруха церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Липовка Макаровского района, Киевской области. Композиции созданы знаменитым украинским живописцем Анатолием Криволапом вместе с коллегой, монументалистом Игорем Ступаченком.
Мы привыкли, что в последние десятилетия нередко искры летят из-за недоразумений и несовпадений точек зрения актуального искусства и религиозного запроса. Актуальные художники по всему миру подвергают религиозные учения и ритуалы переосмыслению и критике, часто через ироническое и саркастическое высказывание. Поэтому может показаться, что лучший выход для отделки храма современным художником — обращение к традиционному неоклассическому искусству, с его умеренностью во всем — и композиционном, и колористическом решении.
Впрочем, когда заглянем вглубь истории, сквозь слои времени, увидим, что лучшие образцы искусства, в частности живописи в храмах прошлого были всегда соизмеримы своему времени и даже немного опережали его. То есть художники сначала создают традиции, потом развивают их, а затем изменяют, нередко разрушая. И извечное явление сакрального столь же трепетное и могучее, как и явление художественного творчества.
Так какие же могут быть точки соприкасания современного актуального и традиционного религиозного искусства? Что происходит, когда актуальный художник относится с уважением к идее христианства и возможности по-своему оформить православный храм? Знаем ряд знаковых европейских художников, кто сумел это сделать проникновенно, учитывая традиции, проникаясь существующими канонами и находя необычные, созвучные времени акценты.
Так, знаменитые украинские художники Анатолий Криволап и Игорь Ступаченко для построенной соответственно древним планам церкви Покрова Пресвятой Богородици создали розписи, сюжетно и композиционно придерживаясь традиционных канонов, а «зажгли» цвет церковных росписей так, как раньше в Украине никто не осмеливался — в этому они видят собственный вклад в украинскую идентификацию на этом поле. В мире есть перекликання — не визуальные, а концептуальные с поисками художников.
Наверное, с такой же степенью решительности и мистической силы в свое время Джотто расписывал Капеллу дель Арена (построенную Энрико Скровеньи) в Падуе; Анри Матис творил свою благодарность господу в капелле Розариа в Вансе, во Франции; Марко Ротко подбирал живописное высказывание на полотнах для часовни в Хьюстоне, Марк Шагал создавал пять витражных окон в готической церкви швейцарского Фраумюнстера; Александр Дубовик расписывал часовню в городе Беррлез-Альп около Ниццы и делал витражи в Ново-Апостольской церкви в Киеве.
Кстати, донатор храма в Липовке, — Богдан Батрух, и раньше имел опыт строительства и отделка церкви: он в 1997 году в родном селе Белый Бор в Польше профинансировал такой духовный проект, предложив гениальному живописцу Ежи Новосельскому воплотить свои творческие идеи.
Анатолий Криволап вместе с Игорем Ступаченко использовали современный художественный язык и характер мышления и новейшие приемы работы и технологии. Осознавая определенный риск, как технический, так и художественный, а также эмоциональный (в плане восприятия верующими), они воплотили свой замысел на свой страх и риск — смело и харизматично.
Художники отказались от светотеневых градаций как таковых и получили возможность играть с цветом, в первую очередь достигая его эмоциональной выразительности. В росписях завораживает напряженность выразительной линии и тяготение к горячим цветам. формальная сдержанность поз, движения фигур концентрирует напряжение, которое помогает высвободить открытый, почти радиоактивный цвет Анатолия Криволапа. Он освобождает силу сдержанного движение персонажей, провоцирует ее проистекание в пространство, насыщает его молитвенной, почти экстатическим напряжением, мгновенно настраивая зрителя на высокий лад. Это излучение активного цвета как чистая вода или свежий ветер вымывают-выветривают лишние мысли, душевные проблемы, настраивая на единение с космическим Прообразом, изображенным для купола храма.
Очевидно, что без внутреннего неделимого контакта с новаторским современным искусством таких росписей могло и не быть. А без этого не бывает движения вперед.
P.S. Выставку сопровождает книга кандидата искусствоведения Олеси Авраменко из серии ACCENT — «Анатолій Криволап, Ігор Ступаченко. ПОКРОВА. Крок I», которая прослеживает, анализирует и акцентирует сложный процесс актуального решения росписей новопостроенной церкви, а также рассказывает об их творцах — от священника, мецената и до художников.
Выпуск газеты №:
№93, (2019)Section
Культура