Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинская классика и наши современники-франковцы

2 и 3 декабря в столичном национальном театре им. И. Франко состоятся допремьерные показы «Бесталанной»
25 ноября, 17:10
РЕПЕТИЦИЯ: АКМАЛ ГУРЕЗОВ (ГНАТ), РЕЖИССЕР ИВАН УРЫВСКИЙ И АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВИЧ (ИВАН) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Спектакль по пьесе одного из основателей украинского профессионального театра, актера, режиссера, драматурга Ивана Карпенко-Карого поставил молодой режиссер Иван Урывский, художница — Татьяна Овсийчук. Премьера планируется на 9 и 10 декабря.

Сценической истории пьесы «Бесталанная» уже около 150 лет, но, по мнению специалистов, это одна из лучших украинских пьес в истории отечественного театра! Сейчас к «Бесталанной» обратился Иван Урывский, один из самых заметных ныне украинских театральных режиссеров, заслуженный артист Украины, лауреат Государственной театральной премии имени Леся Курбаса, дважды обладатель титула «Корона «Дня» (от нашей газеты). Вместе с художницей Татьяной Овсийчук  Иван Урывский творит на основе известной пьесы особый, образный, символический мир, предусматривающий новое измерение для классической истории Карпенко-Карого: Алексей Богданович, Ирина Дорошенко, Олег Стальчук, Наталья Корпан, Акмал Гурезов, Захар Нечипор, Марина Кошкина, Вера Мазур, Вячеслав Хостикоев, Виталий Ажнов, Ренат Сеттаров, Светлана Косолапова, Кристина Федорак и другие актеры.

«День» заглянул за кулисы премьерной «Бесталанной», чтобы пообщаться с режиссером Иваном УРЫВСКИМ и актерами-франковцами.

«КАК ОДИН И ТОТ ЖЕ  РИСУНОК ОБРАЗА КАЖДЫЙ РАЗ СОЗДАЕТСЯ С НОВЫМИ ОТТЕНКАМИ»

— Иван, можно ли воспринимать «Бесталанную» как своеобразную условную вторую часть вашей дилогии на основе украинской классики, после «Лимеривны» Панаса Мирного?

— Это две довольно разные истории: разное пространство, сцены, так что, наверное, «нет», хотя пьесы в чем-то и пересекаются, скажем, определенным сходством в сюжетах, но в стилистике нового спектакля и ее сценическом решении нет ничего общего с «Лимеривной» .

— Одна из первых версий названий «Бесталанной» у Карпенко Карого — «Кто виноват?» На ваш взгляд, «кто виноват» в трагической развязке истории Софии, главной героини «Бесталанной»?

— Виноваты все! Но на самом деле никто и не виноват, потому что так иногда складываются пазлы жизни, доходя до той точки, от которой уже нет возврата и невозможно ничего изменить... И создается впечатление, что герои стремительно падают вниз, хотя, казалось бы, всегда есть вариант спасти друг друга, уступить, но никто не хочет отдавать «свое», потому что так складывается жизнь, потому и виноваты все, и не виноват никто...

— Можно ли ожидать два разных спектакля, с учетом двух разных, достаточно мощных актерских составов франковцев?

— С актерской стороны, конечно, каждый актер как личность воспринимает эту историю по-своему и транслирует свою боль, свою радость. Тем мне и интереснее, как режиссеру, наблюдать, как один и тот же рисунок образа каждый раз создается с новыми оттенками, и, как результат, спектакль будет восприниматься каждый раз по другому...

— Фаны Театра им. И. Франко уже рассмотрели в соцсетях на фото с репетиций и видеоанонсах спектакля — то ли стерню, то ли чернобыльский лес на большой сцене... Что это лично для вас, какую идею и какую символику реализует сценографическое решение молодой художницы Татьяны Овсийчук на основе пьесы Карпенко-Карого?

— Здесь, конечно, лучше посмотреть спектакль «Бесталанная», поскольку сценография предполагает постоянные движения и перемены и создает своеобразный мир для существования актеров, а образная система спектакля зависит от угла зрения театрального зрителя. За время репетиционного процесса иногда все переворачивается с ног на голову! И то ощущение сценографии, что было еще в начале работы, сейчас несколько иное, а будет и еще другое, уже после премьеры. Поэтому ответ на ваш вопрос, надеюсь, будет уже в премьерном спектакле.

— Вашу «Лимеровну» с восторгом принимали на престижном международном театральном фестивале Mitem в Будапеште. Как думаете, а «Бесталанная» будет понятна в будущем для международного фестивального сообщества?

— Пока наш спектакль еще в процессе создания, поэтому до премьеры мне сложно говорить на такие темы...

— Иван, откуда у вас искренняя тяга к украинской классике на нашей сцене — Коцюбинский, Франко, Афанасий Мирный, Карпенко-Карый?

— Это прекрасные тексты, которым меня вдохновляют, которые имеют свою сценическую привлекательность. Думаю, это очень хорошо, когда в Украине ставят на сцене украинские тексты: это правильно. И чувствуешь такие тексты немного глубже, а иногда возникает ощущение, что эти истории происходили где-то совсем рядом.


РОЖДАЕТСЯ НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ  / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

— Какой из украинских авторов-классиков для вас пока остается творческой мечтой для дальнейшего сценического воплощения?

— Их еще много, прекрасных авторов. Например, «Ліснова пісня» Леси Украинки, «Земля» Ольги Кобылянской, «Для домашнього вогнища» Ивана Франко и еще много других хороших текстов наших классиков. Но после каждого нового спектакля по украинским классическим текстам всегда тянет переключиться на другую литературу, чтобы удержать баланс, чтобы самому взрослеть и уже с новым опытом взяться за новый украинский текст.

* * *

После репетиции «День» также пообщался с актерами, задействованными в постановке «Бесталантной», с вопросами об актуальности и важности украинской классики в современном театральном репертуаре и о границах нынешней новой, символической трактовки классической пьесы Ивана Карпенко-Карого.

«ГЛУБОКИЕ ТЕКСТЫ, СМЫСЛЫ, ОБРАЗЫ»

Акмал ГУРЕЗОВ, экс-звезда Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, с 2020 года работающий в Национальном театре им.И. Франко, запомнившийся зрителям по популярному украинскому сериалу «И будут люди»... В «Бесталанной» Акмал играет главного героя Гната, разрывающегося между тремя женщинами: женой Софией, любимой Варкой и родной строптивой матерью Анной.

— Для меня всегда было непонятно, как украинская классика может не интересовать сегодня некоторых украинских постановщиков, — говорит Акмал ГУРЕЗОВ. — Потому что я лично увлекаюсь произведениями украинского классического наследия. Это всегда глубокие тексты, смыслы, образы. Иногда такие тексты тонко и точно перекликаются с тем, что происходит у нас сегодня в Украине, происходит с каждым из нас, с нашими историями: знакомствами, разлуками, изменами, любовью, отношениями родителей и детей. А особенно когда речь идет о хрестоматийной «Бесталанной» Карпенко-Карого. Для актера подлинное счастье работать над таким классическим материалом. А для зрителя, уверен, эта история откроет новые мысли и вообще новый взгляд на то, что украинская классическая драматургия — это стильно, современно, глубоко, красиво и актуально. И еще раз подтвердит, что такая драматургия и сегодня, и завтра была и необходима будет зрителям и режиссерам, и актерам.

Я, как актер, чувствую, что мне лично очень нужна именно эта история, как и истории нужен я. Национальный театр Франко — это уже мой родной дом, который очень полюбил. Для меня большая честь и ответственность работать на этой сцене с такими фантастическими коллегами, вдохновляющими своей работой и преданностью украинскому театру.

Подглядываю и учусь у них на каждой репетиции. А с режиссером Иваном Урывским работать — моя давняя мечта, поэтому счастлив, что сейчас я в его работе. И я уже даже немного грущу, что этот репетиционный процесс подходит к концу, потому что с каждой репетицией мы открываем с режиссером новые и новые пути создания образа Гната.

Работа с Урывским — это как бесконечный пазл, который одновременно собирается, но не заканчивается, и главное — не хочется, чтобы заканчивался. А Гнат, думаю, в этой истории будет несколько необычным, возможно, для многих зрителей, но крайне узнаваемым именно сегодня.

Режиссер подарил нам, актерам, невероятную творческую возможность, поиска и творческого риска, когда каждый из нас будет постоянно творчески расти в этой сценической работе...

«НОВЫЙ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА УКРАИНСКУЮ КЛАССИКУ»

Вячеслав Хостикоев, новая звезда нового украинского кино («Безумная свадьба-3»), представитель и продолжатель легендарной украинской театральной династий Хостикоев-Сумские. В «Бесталанной» он играет парня Демьяна, рассматриваемого режиссером как важная движущая сила и серьезный детонатор дальнейших драматических событий в истории Карпенко-Карого.

— Режиссер Иван Урывский и художница Татьяна Овсийчук проделали колоссальную творческую работу в процессе нового сценического прочтения классической пьесы на сцене нашего театра, — считает Вячеслав. — Мне приятно участвовать в таком оргинальном спектакле. Это будет новый, современный взгляд на украинскую классику. Репетиционный процесс у нас был достаточно кропотливым и ценным в том смысле, что я предлагал Ивану разные варианты, эмоциональные и сдержанные, широкие и статические, то есть я пытался показать свой актерский диапазон, из которого можно режиссеру что-то выбрать. Это была очень полезная работа для каждого актера. Каждая репетиция с Урывским развивала и меня и дарила уверенность в создании сценического образа. Это были одни из тех репетиций, на которые спешишь с радостью и желанием работать дальше и дальше. Работа под творческой руководством Ивана — это как возможность ступить на палубу огромного корабля, на котором есть талантливый капитан, точно знающий курс, знающий трудности, которые ожидают в дальнейшего пути, и знающий цель, к которой мы следуем. Художница Татьяна Овсийчук стала для меня настоящим творческим открытием: в этом прекрасном мастере скрыт фантастический мир, из которого и произрастает наш спектакль. Костюмы, декорации, детали, цвета, видение — все это, на мой взгляд, очень точно и талантливо. Даже то, как искусно поставлены свет и звук — эстетическое удовольствие.

«МОЯ СОФИЯ САМА СТРОИТ И САМА РАЗРУШАЕТ СВОЙ ХРАМ»

Марина КОШКИНА в последнее время стала фавориткой украинских и международных кинофестивалей благодаря новым украинским фильмам, которые принесли ей признание у кинокритиков. В «Бесталанной» молодая актриса играет ответственную главную роль «бесталанной» Софии (кстати, первой исполнительницей этой роли была знаменитая Мария Заньковецкая) ...

— Пока мы будем жить в этом мире и наше сердце не окаменеет, до тех пор мы и будем делать все ради нашего личного счастья, — эмоционально комментирует работу в новом спектакле Марина -Любить, изменять, врать, бояться, ошибаться, раскаиваться в своих поступках и верить в лучшее... И никто в этом не виноват, потому что каждый из нас хочет быть счастливым! Поэтому тема пьеса безусловна и вечна.

Режиссер Иван Урывский дарит нам концептуальное решение сцен, а я думаю об актерском наполнении.

София — моя новая жизненная радость и боль, потому что я много для этой роли всего из своей собственной души достаю и отдаю ей, моей героине. Мои личные травмы связаны с отцом, которого мне так не хватает... Софии тоже его очень не хватает... «Не бросайте меня, что же я без Вас буду делать!» — эти слова мне очень сложно произносить на сцене, потому что так и есть...

Моя София сама строит и сама разрушает свой храм. Она не жертва обстоятельств для меня и не наивная девочка. Она все понимает и ощущает. Я думаю, что гораздо трагичнее жить именно так. Сколько таких женщин так и живут? Своей надеждой и верой в то, что их полюбят... Думаю, каждый делает свой выбор, и она тоже делает свой выбор. Она борется за свое счастье! Только ее ли это счастье? Вот об этом я часто и думаю на репетициях «Бесталанной»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать