Иногда кажется, что история ничему не учит. Но это не так. Она же учит - если у этой учительницы жизни УЧАТСЯ
Владимир Панченко, украинский литературный критик, литературовед, писатель

Украинские фильмы, которые мы ждем

Похоже, что политика поддержки национального кино, которую последние два года проводит государство, начала давать вполне конкретные результаты
20 января, 2017 - 10:55
27 ЯНВАРЯ В КИНОТЕАТРЕ «ЖОВТЕНЬ» СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «РОДНЫЕ». ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ СПЕЦИАЛЬНО ПРИЕДЕТ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАВИТЬ СВОЮ ДОКУМЕНТАЛЬНУЮ КАРТИНУ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КИНОТЕАТРА «ЖОВТЕНЬ»

Согласно предварительным планам, в этом году в прокат выйдет не меньше десятка украинских картин — это только те, даты показов которых уже согласованы с кинотеатрами. Еще больше проектов запущены в производство, в том числе — копродукций с мощными западными кинематографиями.

Ниже я предлагаю обзор наиболее интересных, на мой взгляд, премьер. Для удобства текст разбит на три части: жанровые фильмы, авторский кинематограф и проекты на стадии завершения.

1. ЖАНРОВЫЕ

«ПРАВИЛО БОЯ» (режиссер — Алексей ШАПАРЕВ) — едва ли не первая за последние годы спортивная драма нашего производства. Согласно опубликованному синопсису сюжета, бывший олимпийский чемпион по боксу Карпов готовит сына Игоря к чемпионскому бою и берет в качестве спарринг-партнера обычного парня с улицы Тараса. В последний момент Тарас в силу обстоятельств должен заменить сына тренера и выступить в финальном поединке против грозного противника. В ролях — известные исполнители: Станислав Боклан, Алексей Горбунов, Дмитрий Ступка, Ахтем Сеитаблаев и настоящий боксер, чемпион Александр Усик.

Прокат в Киеве начнется 26 января.

«ЧЕРВОНЫЙ» (Заза БУАДЗЕ, Украина — Литва) — экранизация одноименного романа Андрея Кокотюхи. Это история о двух украинцах — бойце УПА Даниле Червоном и советском летчике Викторе Гурове, которые воевали за разные идеалы, но оказались в одном лагере в Сибири. Червоный — с запада, Гуров — с востока Украины, и Родина у них одна. Поняв это, двое украинских узников смогли противостоять как начальнику лагеря, так и касте воров, и сделали отважную попытку вырваться на волю, подняв настоящее восстание. Судя по трейлеру, «Червоный» может быть профессиональным и зрелищным образцом остросюжетного кино.

Начало проката — с 1 марта.

«ДАВАЙ ТАНЦУЙ!» (режиссер — Александр БЕРЕЗАНЬ). Еще один пока редкий для нашей киноиндустрии жанр — танцевальная драма. Главный герой — юноша по имени Никита. Он покидает родной город и отправляется в столицу на танцевальный турнир, но не ради славы, а чтобы помочь брату собрать необходимые средства на операцию.

Начало проката — с 2 марта.

«DZIDZIO КОНТРАБАС» (режиссер — Любомир ЛЕВИЦКИЙ). Сюжет этого проекта сохраняется в тайне. Левицкий — не единственный ли наш режиссер, который регулярно выпускает развлекательные украиноязычные фильмы. Делает он это, старательно копируя штампы проработанных в Голливуде жанров — комедии, триллера, хоррора. Видимо, в этот раз будет комедия, ведь главного героя играет фронтмен популярной рок-группы DZIDZIO Михаил ФОМА, который, поговаривают, ради роли даже подстриг свою знаменитую бороду. А впрочем, такой поворот чреват и фильмом ужасов.

Начало проката — с 7 марта.

2. АВТОРСКИЕ

«СІЧЕНЬ-БЕРЕЗЕНЬ» (международное название — «Ugly», режиссер — Юрий РЕЧИНСКИЙ, Украина — Австрия) — фильм, который ждали три года. Речинский (см. интервью с ним в «Дне» за 13.01.17) стал известным в 2013-ом с документальной картиной «Хворісукалюди». Ugly — его полнометражный игровой дебют. Мировая премьера фильма состоится через полторы недели на Роттердамском фестивале в конкурсе полнометражных дебютов Bright Future.

«Січень-березень» снимался в 2014—15 гг. в Кривом Роге и в Вене. Украинскому режиссеру существенно помог его именитый коллега — австриец Ульрих Зайдль — его компания Ulrich Zeidl Filmproduktion выступила сопроизводителем Ugly. Операторы «Січня — Березня» — номинанты прошлогоднего «Оскара» австрийцы Вольфганг Талер и его сын Себастьян Талер, а одну из главных женских ролей в «Січні — Березні» сыграла звезда фильмов Зайдля, величайшая европейская актриса Мария Гофштеттер. Оригинальную музыку написал композитор Антон Байбаков («Українські шерифи», «Євромайдан. Чорновий монтаж», «Крамниця співочих пташок», «Хворісукалюди»).

«Січень — Березень» складывается двумя параллельными сюжетами. В Украине молодые супруги попадают в автомобильную аварию. Человек по имени Юрий (Дмитрий Богдан) вынужден проводить время в больнице в Кривом Роге около своей жены, австрийки Ханны (Ангела Грегович), которая выздоравливает тяжело и медленно. В то же время в Вене мать Ханны Марта (Мария Гофштеттер) постепенно погружается в распад личности, вызванный болезнью Альцгеймера. Слабое место фильма — неравный сценарий. Но и криворожские, и венские сцены сняты в совершенстве, и уже сейчас можно спрогнозировать, что ряд призов обоим операторам гарантирован. Не менее яркое впечатление — от работы Гофштеттер. В роли растерянного человека, на которого надвигается забвение самой себя, она болезненно убедительна. Поэтому название Ugly — знак общности неблагополучия. Чудовищем считает себя Юрий, который утверждает, что разучился чувствовать. Уродство болезни истощает Ханну, Марту и их мужей. И все же надежда в этой истории есть, любовь и сочувствие пробиваются сквозь отчуждение.

Очевидно, украинские зрители увидят фильм летом, на Одесском фестивале.

«РОДНЫЕ» (Виталий МАНСКИЙ, Украина — Германия — Латвия — Эстония) — это документалистская попытка осмыслить немыслимое: войну. Манский делает это через подчеркнуто личный ракурс. Он приезжает с оператором к своим украинским родственникам, разбросанным по всей стране, в том числе и на оккупированных территориях — людям разных социальных положений и профессий и, главное, совершенно разных убеждений. Есть фильмы, где автор остается отстраненным, здесь же он постоянно вступает в действие — вопросами, комментариями, даже сам появляется в кадре. Режиссер не расследует причину противостояния, не ищет виновных. Зато он пытается уловить момент развала привычной картины мира в сознании постсоветских людей, отобразить, как вывихнутая эпоха разрушает одну конкретную семью. Иными словами, стремится показать «свою личную трагедию», о которой прямо говорит в последнем эпизоде. Но его фильм — о родных, которые стали чужими.

Премьера в Киеве состоится 27 января в кинотеатре «Жовтень», начало проката — со 2 февраля.

«ГЛАВНАЯ РОЛЬ» (Сергей БУКОВСКИЙ) — простой проект. Режиссер снимает фильм о своей матери, актрисе Нине Антоновой, которая прославилась в четырехсерийном телефильме «Варчина земля» (1969, режиссер — ее муж и Сергея отец Анатолий Буковский). Воспоминания, конечно, служат основой истории: об отце, о распорядке дня, о методах воспитания, о прошлых съемках, об охлаждении в семейных парах. В дне сегодняшнем — бытовые заботы: подбор платьев для публичного выступления, копание в фотографиях, в старых блокнотах, в родословной, панические поиски родительских орденов, репетиции поздравительной речи на юбилейном вечере в Доме кино. Буковский подчеркивает роль-жизнь, сводя до минимума роли как работу. Прямые отсылки к прошлому матери — черно-белые фото ее юности, фрагмент из «Варчиной земли» — он заглушает шумом дождя, который, будучи полной банальностью в любом другом месте, здесь созвучен общей интонации, тихому, но непрерывному драматизму.

«ГЛАВНАЯ РОЛЬ» —  ЛЕНТА СЕРГЕЯ БУКОВСКОГО О МАТЕРИ КИНОРЕЖИССЕРА, АКТРИСЕ НИНЕ АНТОНОВОЙ / ФОТО  ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА  СЕРГЕЯ БУКОВСКОГО

Нина наконец едет в Дом кинематографистов, чтобы перед залом показать себя — актрису до кончиков все еще красивых волос. Но главная роль — здесь и сейчас, создается на наших глазах с помощью коварно не выключенной камеры. Болтовня между делами, зажженые с инстинктивной элегантностью сигареты, разговоры с мужем на кладбище и детское передразнивание с игрушечным хомяком в квартире, одним словом — опыт. Партия, играть которую невозможно и необходимо, которая началась и закончится за пределами повествования, за пределами титров.

Фильм Буковского уникален этой деликатной вневременной оптикой, в которой семейное становится зрелищем, а частная хроника — завораживающе емким высказыванием. И в фильмографии самого режиссера, и в целом в украинской документалистике это — безусловно выдающаяся картина.

Дата начала проката пока не определена.

В РАБОТЕ

«ЕЕ СЕРДЦЕ» (Ахтем СЕИТАБЛАЕВ, Украина — Грузия) в основе сюжета лежит невероятная история Саиде Арифовой, которая во время нацистской оккупации Крыма спасла 90 еврейских детей. Как отметил Ахтем Сеитаблаев, «Особенность описанной в фильме истории заключается в том, что Саиде спасла более 90 детей-сирот, большинство из которых были евреями, дважды. Сначала — от нацистов, выдавая детей за татар, а второй раз — от войск НКВД, осуществлявших депортацию крымских татар в 1946 г., доказав, что дети — евреи».

Съемки фильма проходили в Украине, Грузии и Израиле (Иерусалим). Актерский состав также интернациональный. Согласно планам режиссера, премьера фильма должна состояться на годовщину депортации крымских татар — 18 мая.

«ПРИПУТНИ» (Аркадий НЕПИТАЛЮК) — полнометражный дебют Аркадия Непиталюка, который с короткометражной трагикомедией «Кровянка» получил в прошлом году приз за лучший фильм Национального конкурса на фестивале «Молодость». «Припутни», согласно замыслу — лирическая комедия об обычаях нашей глубинки. На одной из автобусных остановок Нежина таксист Юра случайно наталкивается на молодую девушку Свету. Света и ее мать искушают Юру определенной суммой денег на поездку в далекое село Припутни. Этот короткий визит к Светиной бабке Зине для женщин — ежегодная обременительная обязанность. Из-за невероятного стечения обстоятельств Юра вынужден остаться в селе. Женщины, занятые выяснением отношений, ничего об этом не знают. Режиссер обещает «семейные тайны, извечный конфликт поколений и... неожиданную правду». Премьера ожидается осенью.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ