Перейти к основному содержанию

Украинские фильмы, которые мы ждем

Похоже, что политика поддержки национального кино, которую последние два года проводит государство, начала давать вполне конкретные результаты
20 января, 10:55
27 ЯНВАРЯ В КИНОТЕАТРЕ «ЖОВТЕНЬ» СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «РОДНЫЕ». ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ СПЕЦИАЛЬНО ПРИЕДЕТ В КИЕВ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАВИТЬ СВОЮ ДОКУМЕНТАЛЬНУЮ КАРТИНУ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КИНОТЕАТРА «ЖОВТЕНЬ»

Согласно предварительным планам, в этом году в прокат выйдет не меньше десятка украинских картин — это только те, даты показов которых уже согласованы с кинотеатрами. Еще больше проектов запущены в производство, в том числе — копродукций с мощными западными кинематографиями.

Ниже я предлагаю обзор наиболее интересных, на мой взгляд, премьер. Для удобства текст разбит на три части: жанровые фильмы, авторский кинематограф и проекты на стадии завершения.

1. ЖАНРОВЫЕ

«ПРАВИЛО БОЯ» (режиссер — Алексей ШАПАРЕВ) — едва ли не первая за последние годы спортивная драма нашего производства. Согласно опубликованному синопсису сюжета, бывший олимпийский чемпион по боксу Карпов готовит сына Игоря к чемпионскому бою и берет в качестве спарринг-партнера обычного парня с улицы Тараса. В последний момент Тарас в силу обстоятельств должен заменить сына тренера и выступить в финальном поединке против грозного противника. В ролях — известные исполнители: Станислав Боклан, Алексей Горбунов, Дмитрий Ступка, Ахтем Сеитаблаев и настоящий боксер, чемпион Александр Усик.

Прокат в Киеве начнется 26 января.

«ЧЕРВОНЫЙ» (Заза БУАДЗЕ, Украина — Литва) — экранизация одноименного романа Андрея Кокотюхи. Это история о двух украинцах — бойце УПА Даниле Червоном и советском летчике Викторе Гурове, которые воевали за разные идеалы, но оказались в одном лагере в Сибири. Червоный — с запада, Гуров — с востока Украины, и Родина у них одна. Поняв это, двое украинских узников смогли противостоять как начальнику лагеря, так и касте воров, и сделали отважную попытку вырваться на волю, подняв настоящее восстание. Судя по трейлеру, «Червоный» может быть профессиональным и зрелищным образцом остросюжетного кино.

Начало проката — с 1 марта.

«ДАВАЙ ТАНЦУЙ!» (режиссер — Александр БЕРЕЗАНЬ). Еще один пока редкий для нашей киноиндустрии жанр — танцевальная драма. Главный герой — юноша по имени Никита. Он покидает родной город и отправляется в столицу на танцевальный турнир, но не ради славы, а чтобы помочь брату собрать необходимые средства на операцию.

Начало проката — с 2 марта.

«DZIDZIO КОНТРАБАС» (режиссер — Любомир ЛЕВИЦКИЙ). Сюжет этого проекта сохраняется в тайне. Левицкий — не единственный ли наш режиссер, который регулярно выпускает развлекательные украиноязычные фильмы. Делает он это, старательно копируя штампы проработанных в Голливуде жанров — комедии, триллера, хоррора. Видимо, в этот раз будет комедия, ведь главного героя играет фронтмен популярной рок-группы DZIDZIO Михаил ФОМА, который, поговаривают, ради роли даже подстриг свою знаменитую бороду. А впрочем, такой поворот чреват и фильмом ужасов.

Начало проката — с 7 марта.

2. АВТОРСКИЕ

«СІЧЕНЬ-БЕРЕЗЕНЬ» (международное название — «Ugly», режиссер — Юрий РЕЧИНСКИЙ, Украина — Австрия) — фильм, который ждали три года. Речинский (см. интервью с ним в «Дне» за 13.01.17) стал известным в 2013-ом с документальной картиной «Хворісукалюди». Ugly — его полнометражный игровой дебют. Мировая премьера фильма состоится через полторы недели на Роттердамском фестивале в конкурсе полнометражных дебютов Bright Future.

«Січень-березень» снимался в 2014—15 гг. в Кривом Роге и в Вене. Украинскому режиссеру существенно помог его именитый коллега — австриец Ульрих Зайдль — его компания Ulrich Zeidl Filmproduktion выступила сопроизводителем Ugly. Операторы «Січня — Березня» — номинанты прошлогоднего «Оскара» австрийцы Вольфганг Талер и его сын Себастьян Талер, а одну из главных женских ролей в «Січні — Березні» сыграла звезда фильмов Зайдля, величайшая европейская актриса Мария Гофштеттер. Оригинальную музыку написал композитор Антон Байбаков («Українські шерифи», «Євромайдан. Чорновий монтаж», «Крамниця співочих пташок», «Хворісукалюди»).

«Січень — Березень» складывается двумя параллельными сюжетами. В Украине молодые супруги попадают в автомобильную аварию. Человек по имени Юрий (Дмитрий Богдан) вынужден проводить время в больнице в Кривом Роге около своей жены, австрийки Ханны (Ангела Грегович), которая выздоравливает тяжело и медленно. В то же время в Вене мать Ханны Марта (Мария Гофштеттер) постепенно погружается в распад личности, вызванный болезнью Альцгеймера. Слабое место фильма — неравный сценарий. Но и криворожские, и венские сцены сняты в совершенстве, и уже сейчас можно спрогнозировать, что ряд призов обоим операторам гарантирован. Не менее яркое впечатление — от работы Гофштеттер. В роли растерянного человека, на которого надвигается забвение самой себя, она болезненно убедительна. Поэтому название Ugly — знак общности неблагополучия. Чудовищем считает себя Юрий, который утверждает, что разучился чувствовать. Уродство болезни истощает Ханну, Марту и их мужей. И все же надежда в этой истории есть, любовь и сочувствие пробиваются сквозь отчуждение.

Очевидно, украинские зрители увидят фильм летом, на Одесском фестивале.

«РОДНЫЕ» (Виталий МАНСКИЙ, Украина — Германия — Латвия — Эстония) — это документалистская попытка осмыслить немыслимое: войну. Манский делает это через подчеркнуто личный ракурс. Он приезжает с оператором к своим украинским родственникам, разбросанным по всей стране, в том числе и на оккупированных территориях — людям разных социальных положений и профессий и, главное, совершенно разных убеждений. Есть фильмы, где автор остается отстраненным, здесь же он постоянно вступает в действие — вопросами, комментариями, даже сам появляется в кадре. Режиссер не расследует причину противостояния, не ищет виновных. Зато он пытается уловить момент развала привычной картины мира в сознании постсоветских людей, отобразить, как вывихнутая эпоха разрушает одну конкретную семью. Иными словами, стремится показать «свою личную трагедию», о которой прямо говорит в последнем эпизоде. Но его фильм — о родных, которые стали чужими.

Премьера в Киеве состоится 27 января в кинотеатре «Жовтень», начало проката — со 2 февраля.

«ГЛАВНАЯ РОЛЬ» (Сергей БУКОВСКИЙ) — простой проект. Режиссер снимает фильм о своей матери, актрисе Нине Антоновой, которая прославилась в четырехсерийном телефильме «Варчина земля» (1969, режиссер — ее муж и Сергея отец Анатолий Буковский). Воспоминания, конечно, служат основой истории: об отце, о распорядке дня, о методах воспитания, о прошлых съемках, об охлаждении в семейных парах. В дне сегодняшнем — бытовые заботы: подбор платьев для публичного выступления, копание в фотографиях, в старых блокнотах, в родословной, панические поиски родительских орденов, репетиции поздравительной речи на юбилейном вечере в Доме кино. Буковский подчеркивает роль-жизнь, сводя до минимума роли как работу. Прямые отсылки к прошлому матери — черно-белые фото ее юности, фрагмент из «Варчиной земли» — он заглушает шумом дождя, который, будучи полной банальностью в любом другом месте, здесь созвучен общей интонации, тихому, но непрерывному драматизму.

«ГЛАВНАЯ РОЛЬ» —  ЛЕНТА СЕРГЕЯ БУКОВСКОГО О МАТЕРИ КИНОРЕЖИССЕРА, АКТРИСЕ НИНЕ АНТОНОВОЙ / ФОТО  ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА  СЕРГЕЯ БУКОВСКОГО

Нина наконец едет в Дом кинематографистов, чтобы перед залом показать себя — актрису до кончиков все еще красивых волос. Но главная роль — здесь и сейчас, создается на наших глазах с помощью коварно не выключенной камеры. Болтовня между делами, зажженые с инстинктивной элегантностью сигареты, разговоры с мужем на кладбище и детское передразнивание с игрушечным хомяком в квартире, одним словом — опыт. Партия, играть которую невозможно и необходимо, которая началась и закончится за пределами повествования, за пределами титров.

Фильм Буковского уникален этой деликатной вневременной оптикой, в которой семейное становится зрелищем, а частная хроника — завораживающе емким высказыванием. И в фильмографии самого режиссера, и в целом в украинской документалистике это — безусловно выдающаяся картина.

Дата начала проката пока не определена.

В РАБОТЕ

«ЕЕ СЕРДЦЕ» (Ахтем СЕИТАБЛАЕВ, Украина — Грузия) в основе сюжета лежит невероятная история Саиде Арифовой, которая во время нацистской оккупации Крыма спасла 90 еврейских детей. Как отметил Ахтем Сеитаблаев, «Особенность описанной в фильме истории заключается в том, что Саиде спасла более 90 детей-сирот, большинство из которых были евреями, дважды. Сначала — от нацистов, выдавая детей за татар, а второй раз — от войск НКВД, осуществлявших депортацию крымских татар в 1946 г., доказав, что дети — евреи».

Съемки фильма проходили в Украине, Грузии и Израиле (Иерусалим). Актерский состав также интернациональный. Согласно планам режиссера, премьера фильма должна состояться на годовщину депортации крымских татар — 18 мая.

«ПРИПУТНИ» (Аркадий НЕПИТАЛЮК) — полнометражный дебют Аркадия Непиталюка, который с короткометражной трагикомедией «Кровянка» получил в прошлом году приз за лучший фильм Национального конкурса на фестивале «Молодость». «Припутни», согласно замыслу — лирическая комедия об обычаях нашей глубинки. На одной из автобусных остановок Нежина таксист Юра случайно наталкивается на молодую девушку Свету. Света и ее мать искушают Юру определенной суммой денег на поездку в далекое село Припутни. Этот короткий визит к Светиной бабке Зине для женщин — ежегодная обременительная обязанность. Из-за невероятного стечения обстоятельств Юра вынужден остаться в селе. Женщины, занятые выяснением отношений, ничего об этом не знают. Режиссер обещает «семейные тайны, извечный конфликт поколений и... неожиданную правду». Премьера ожидается осенью.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать