Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский Чаплин — Борислав Брондуков

1 марта поистине народному артисту исполнилось бы 75 лет
05 марта, 11:26
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ГАРАЖ» / ФОТО С САЙТА 1001material.ru

В этот день в киевском Доме кино состоялся вечер памяти актера. Людей пришло немного, но это были однокурсники, более молодые коллеги, даже преподаватели. И просто зрители, которые помнят этого ни на кого не похожего артиста, сыгравшего в 130 (!) фильмах. Причем главная роль у Борислава Николаевича была, по сути, одна, в простой и трогательной картине Леонида Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова», где партнершей Брондукова стала неподражаемая Наталья Гундарева. Все остальные работы — второстепенные, эпизодические роли. Но какие! Разве можно забыть обаятельного забулдыгу Федула из «Афони» со ставшей хрестоматийной репликой: «Гони рубль, родственник!»? Или простодушно самоуверенного инспектора Лестрейда, всегда желающего победить и всегда проигрывавшего Шерлоку Холмсу? А незадачливый жених из «Гаража» или лже-Колбасьев в «Мы из джаза», Дэнли из «Человека с бульвара Капуцинов»?

Когда говорят об этих замечательнных зарисовках, которые сделал в кино Борислав Брондуков, зачастую употребляют сравнение «бриллиант». Не хочется повторяться, но ведь, в самом деле, трудно дать более емкое определение небольшим эпизодам (иногда лишь несколько минут экранного времени), за которыми читается целая жизнь, как правило, непростая история, характер маленького человека. Это уже не только профессионализм, ремесло актера — это природное, врожденное лицедейство, когда можно лишь развести руками и констатировать — поцелован Богом.

Сегодня невероятно представить, но во всех этих 130 фильмах, где в титрах стоит фамилия Брондуков, мог значиться какой-нибудь другой (пусть даже не менее талантливый, но иной!) актер. Артистом Боря Брондуков действительно стал случайно. Окончил техникум, работал прорабом на стройке, потом на заводе «Арсенал», где играл в народном театре. Таких историй множество, и зачастую они заканчиваются, не начавшись. Но Брондукова увидел на сцене кто-то из преподавателей театрального института и посоветовал продолжить учебу. Он рискнул, но когда пришел сдавать документы, услышал обидные слова: «С такой внешностью прорабом работать нужно, а не проситься в театральный». Заступился за будущего народного артиста, говорят, тогдашний ректор вуза Николай Заднепровский, который сказал: «Немедленно примите документы! Вспомните мои слова — он будет знаменитым!» Так решилась судьба Борислава Брондукова. Он стал актером.

До кино и популярности, правда, было еще далеко. По окончании института — недолгая служба в Театре русской драмы имени Леси Украинки. Увольнение оттуда. Больше на сцену Борислав Брондуков никогда не выходил. Он стал актером киностудии имени Довженко. И самую первую свою роль сыграл в фильме Сергея Параджанова «Цветок на камне». Потом были работы у Эльдара Рязанова, Игоря Масленникова, Георгия Данелия, Ивана Миколайчука, Леонида Осыки, других именитых режиссеров.

Георгий Данелия, вспоминая о фильме «Афоня», говорил: «...самое большое количество аплодисментов на творческих встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съемок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актер, что без него съемки сорвутся, швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова. «Борислав Николаевич, вы здесь! — обрадовалась она. — А там паника, куда актер делся?» «Неужели он и вправду артист? Надо же!» — удивился швейцар.

...А позже, когда снимали «Слезы капали» в Ростове-Ярославском, я в гостинице, у себя в номере, вдруг услышал, что кто-то поет в ресторане французские песни. Спустился. Стояла поздняя осень. Народу в ресторане было мало. На сцене с микрофоном в руке стоял Брондуков и пел песню из репертуара Ива Монтана. И это был уже не доходяга и алкаш Федул, а элегантный, пластичный и обворожительный французский шансонье. Жаль, что эта грань его таланта так и осталась нераскрытой».

Сам Борислав Брондуков очень любил своего героя механика Лыкина из подзабытого сегодня фильма друга режиссера Эльдара Уразбаева «Смотри в оба!». Продолжал сниматься и после первого инсульта, случившегося в 1984-м, и после второго... Последний раз на экране Борислав Николаевич появился в 1997-м в картине «Хиппиниада, или Материк любви» (режиссер Андрей Бенкендорф). Третий инсульт, и долгие, невыносимо тяжелые шесть лет без движения и с потерей речи. Борислав Николаевич не хотел в то время никого видеть, кроме жены Кати и сыновей...

Обо всем этом вспоминали на вечере, посвященном актеру. Было душевно, смешно и, конечно, грустно. А меня поразила анкета 50-летней давности, на которую отвечал студент III курса театрального института Боря Брондуков. Ее сохранил один преподаватель. «Что вам нравится в жизни?» — «Хорошая жизнь...» «Что вы любите в жизни?» — «Искусство» «Нужен ли вам Бог?»      — «Лично мне — нет. Я не верю. Но в трудные минуты вспоминаю...» На многие вопросы анкеты — коротко: «Искренне ответить не могу...»

Ничего не значащий в то время, полвека назад, листок бумаги с простыми ответами тогда безвестного студента, написанными, наверное, где-нибудь на скамейке во время перекура, вернул всех присутствующих — кто любил этого человека, дружил с ним, смотрит и улыбается во время фильмов с его участием — к нему живому и искреннему, настоящему в каждом кадре Бориславу Брондукову. Чтобы помнили...

СПРАВКА «Дня»

Брондуков Борислав Николаевич.

Народный артист Украинской ССР (1988           г.), первый лауреат Государственной премии Украины имени Александра Довженко (1995 г.).

Родился 1 марта 1938 г. в селе Дубовая Полесского района Киевской области.

Окончил строительный техникум. Работал прорабом на стройке, на заводе «Арсенал».

В 23 года поступил в Киевский театральный институт им. И. Карпенко-Карого.

По его окончании работал в Национальном академическом театре русской драмы им. Леси Украинки, затем — на Национальной киностудии им. А. Довженко.

Снялся в 130 фильмах.

Был дважды женат.

Во втором браке с Екатериной Дьяченко воспитал двух сыновей — Константина (1970 г.р.) и Богдана (1979 г.р.).

Умер 10 марта 2004 г. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать