Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский Моцарт

Украинский Моцарт
27 апреля, 13:02

Большинство исследователей склонны считать, что Максим Созонтович Березовский родился 16 (27) октября 1745 года в Глухове. И происходил будущий художник, вероятно, из козацкого рода. К сожалению, документированных сведений почти не осталось, поэтому приходится в основном излагать версии и гипотезы.

Что точно известно, так это факт: до 1764 года Глухов считался гетманской резиденцией и имел славу столицы тогдашнего Левобережья Украины. В резиденции гетмана Войска Запорожского Кирилла Разумовского (1728-1803), который стал последним нашим руководителем (1750-1764), когда Максиму исполнилось пять лет, действовали театр и прекрасная певческая капелла, которая регулярно выступала в здешнем Свято-Никольском храме.

Образование столице Гетманщины несла еще и знаменитая музыкальная школа. Это была единственная на всю Российскую империю специализированная музыкальная школа, где 20 воспитанников учили хоровому пению, игре на скрипке, бандуре, гуслях.

Там готовили певцов, хористов, оркестрантов для Императорского двора, в частности десять лучших попадали в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге.

До сих пор точно не установлено, как в 1750-х парень оказался в стенах Киево-Могилянской академии, где получил хорошее образование, а впоследствии поступил класс риторики (шестой класс). В Киеве бурсак познакомился с музыкой во всех ее разновидностях: фольклор, духовные песнопения, светские канты, партесные концерты. Именно они стали основой, на которой впоследствии поднялся в своем творчестве наш национальный гений. Важно и другое: именно в Киеве в 1755 году украинский Моцарт написал первые хоровые концерты, собственные канты на три и четыре голоса, которые вне классов охотно исполнялись бурсаками Могилянки.

Рассмотрев самородка, прославленный генерал-поручик, который наголову разгромил турок, будущий генерал-губернатор Малороссии (1764) граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725-1796) не обошел вниманием юного земляка и привез 13-летнего украинского вундеркинда к царскому двору.

***

29 июня 1758 года Максима Березовского приняли на службу к Великому князю Петру Федоровичу (с 1762 года - император Петр III), зачислив певцом в труппу Ораниенбаумского придворного театра. Это было молчаливое признание таланта, поскольку певчими в тот хор преимущественно брали... итальянцев, а оркестрантами - немцев.

Участие юного украинца в спектаклях на одной сцене с итальянскими певцами, исполнение виртуозных партий свидетельствовали о незаурядных способностях, голосе широкого диапазона, безупречной вокальной технике стиля бельканто.

Интересно, что первой учительницей подростка стала итальянская певица и педагог Нунциата Гарани из Болоньи.

Она объясняла новую терминологию бельканто (belcanto – «красивое пение»): монодия - стиль сольного пения с гомофонным сопровождением (инструментальный аккомпанемент) кончертато – «соревнования» групп оркестра или хоров; ритурнель - короткие инструментальные разделы, которые выступают в роли вступления, интермедии или коды.

При ужасной конкуренции со стороны европейских коллег довольно быстро Максим Березовский стал солистом Придворной певческой капеллы, возглавляемой директором, украинцем Марком Федоровичем Полторацким (1729-1795), прекрасным баритоном, бывшим козаком Сосницкой сотни Черниговского полка, который указом Екатерины от 1763 г. получил дворянское звание.

Дело было не в протекции, составленной родным дедом Анны Керн земляку. Именно высокий исполнительский уровень солиста удивлял, в первую очередь иностранных музыкантов.

***

Искусство композиции, как тогда говорили, науку «генерал-баса» (то есть основы гармонии) Максим Березовский изучал под наблюдением итальянского дирижера Франческо Цопписа (1715-1781), который также учил питомца играть на клавесине.

В 15 лет юный музыкант удивил учителя, когда создал ряд хоровых концертов, которые получили не только положительные отзывы специалистов, но и широкое признание. Некоторые из произведений того периода сохранились до сих пор и поражают современных слушателей блестящим профессионализмом и совершенством.

Загадка Максима Березовского заключалась в том, что талантливый композитор держал марку первого актера оперного театра. В своем творческом развитии он не останавливался, а не сосредотачивался на чем-то одном, а создавал и создавал новые и новые шедевры музыки барокко.

***

Произошли изменения и в личной жизни Максима.

19 октября 1763 года украинский певец женился на дочери валторниста придворного оркестра Фридриха Ибершера - Францине. Шаг был довольно смелый, ведь жених по вероисповеданию оказался православным, а невеста - католичкой. Неудивительно, что Петербургская духовная консистория тот брак "утверждала", скрепляя разрешение императрицы на свадьбу подданных, два месяца.

Дальнейшие одиннадцать лет воспитанница Ораниенбаумской театральной школы Францина Ибершер работала танцовщицей в придворном театре, пока в 1774 году по возрасту фигурантку (балерину) со службы не уволили...

***

Музыка - это эфир искусства.

Если она поднимает волну - вы уже не замечаете, где заканчивается поверхность океана, а где начинается горизонт, где заканчивается горизонт, а где открываются небесные сферы.

Достаточно однажды вдохнуть полной грудью, и знайте: вы сможете летать, вы сможете свободно парить над поэзией, театром, живописью, архитектурой.

Вам все будет под силу, даже когда закончится пьянящее действие того художественного эфира...

Максим Березовский жадно впитывал профессиональный опыт, общаясь как с выдающимися музыкантами Европы, так и с ведущими отечественными артистами, которые работали в Санкт-Петербургской придворной капелле.

Необычайное дарование, многогранные способности, тонкий талант подарили украинцу шанс продолжить образование в сердце музыкальной культуры Старого света.

***

26 мая 1769 года Максим Березовский отправился в Болонью, которая по тем временам считалась культурной столицей Италии. Как путеводная звезда, Музыка вела его в жизни.

Под бдительным оком итальянского профессора композиции украинский Моцарт изучал в Болонье музыку почти четыре года - 1769-1773 гг.

Любознательность определяется простым критерием: не сколько тебе дают знаний, а сколько тебе по силе взять. Как трудно ни жилось в Италии, но Максим Березовский не сидел безвылазно в Болонье, а охотно посещал Рим, Неаполь, Флоренцию, Милан. Так он стремился как можно больше увидеть, узнать богатую культурой страну, чтобы привезти те знания и эмоции домой. И его волновала не только музыка, но и современная литература, живопись, хореография, архитектура.

На тонких струнах человеческой души настоящая музыка звучит веками.

***

В одной группе с известным богемским композитором Мысливечеком 15 мая 1771 года Максим Березовский сдал экзамен по владению контрапунктом строгого стиля и стал полномочным академиком Болонской филармонической академии.

Музыковеды утверждают, мол, экзамены на это звание всегда отличались сложностью. Потому что за короткое время конкурсант, строго соблюдая четкие правила классической композиции и образцового контрапункта, должен был создать на тему завершенное полифоническое произведение. Для Болонской филармонической академии ежегодные экзамены на звание maestro di capella (капельмейстер) считались самым большим событием, ведь на этом торжественном мероприятии провозглашалось имя еще одного (!!!) почетного академика. Подчеркиваю, одного. Так в предыдущем, 1770-м году к высокопоставленным итальянским академикам, скажем, присоединился 14-летний Моцарт.

Музыка 26-летнего украинца настолько поразила, что после исполнения представленного на экзамене произведения Максима Березовского в ящике оказались только белые шары. Неудивительно, что и по сей день протокольная рукопись «антифона» из украинского Глухова, подписанная Massimo Berezovsky, хранится в архиве Болонской филармонической академии как прецедент.

***

Только благодаря своему таланту Березовский стал вровень с громкими именами. С тех пор его фамилия выбита золотом на мраморной плите, украшающей стену Болонской филармонической академии, и стоит в том каменном списке следующей после Моцарта.

С тех пор список славных имен заметно удлинился: Россини, Николаи, Верди, Вагнер, Пуччини, Лист, Брамс, Массне, Сен-Санс, Филд, Рубинштейн, Бузони, Респиги.

***

Не в Украине, не в России, а именно в Италии Максим Березовский написал лучшие из своих причастных стихов, в частности, "Литургию Иоанна Златоуста", составившую кульминацию его творчества. В духовном хоровом цикле автор оказался настоящим новатором формы, демонстрируя новейшие приемы гармонизации повседневных распевов. Именно Максим Березовский впервые разделил хоровой цикл Литургии на семь частей; этот принцип композиции быстро прижился и стал традиционным в музыкальной архитектонике церковной службы. Одним из самых популярных духовных произведений конца XVIII и затем всего XIX в. была четвертая часть - "Верую" - из упомянутой Литургии.

Долгое время считалось, что украинский композитор уехал из Италии в Санкт-Петербург в 1775 г. И факт этот романтично связывали с... возвращением в Российскую империю эскадры графа Орлова, которая силком вывезла на родину пресловутую княжну Елизавету Тараканову.

Впрочем, нашелся рапорт Коллегии внутренних дел России, где указано: капельмейстер М.С. Березовский уехал из Италии 19 октября 1773 года.

Имела место совсем другая трагедия. Получив широкое профессиональное признание в Италии, имея титул академика Болонской филармонической академии, обладая глубокими знаниями современной музыки и бесценным опытом театральной, педагогической и исполнительской деятельности - к русскому двору пришелец не пришелся.

Новоприбывшему академику положили мизерную плату (500 рублей) и зачислили на ту же должность - певца придворной капеллы, да еще и внештатного. Звание капельмейстера, как это предусматривал титул академика, Максим Березовский так и не получил. Поскольку в 1768-1775 гг. всей музыкой в России дирижировал главный капельмейстер при дворе Екатерины II, представитель неаполитанской оперной школы, итальянский композитор... ТомазоТраетта, который эту должность занял сразу после отъезда синьора Бальдассаре Галуппи.

***

После бурной культурной жизни Италии атмосфера в России для Максима Березовского оказалась душной, даже убийственной. По социальному положению профессиональные музыканты, за исключением приезжих из Европы, граничили с придворными слугами и крепостными. Многие из коллег по окончании спектакля или концерта... отправлялись возиться с домашней работой или брались выполнять бытовые поручения вельможи.

Современная Украина, задумайся: зачем ты европеизируешь своих граждан, если ни с собой самой, ни с ними справиться не можешь?

Итак, в Италии Максим Березовский превратился в самодостаточного европейского композитора - в тогдашней Российской империи и близко не было автора подобного уровня. По возвращении на родину гения поставили назад, в стойло, словно рабочую лошадку, а музыку заказывали исключительно для Придворной певческой капеллы.

***

Между тем украинский Моцарт совершенствовал свое мастерство по «генерал-басу». Именно в тот безнадежно тоскливый период своей жизни веру страдалец не терял, а закончил писать четырехголосный хоровой концерт «Не отвержи меня во время старости» (Псалтырь. Кафисма десятая, псалом 70):

8. Да исполнятся уста моя хваления, яко да Воспоминания славу Твою, весь день великолепие Твое.

9. Не отвержи меня во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не оставит меня. 10. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша в купе, 11 глаголюще: Бог оставил есть eго, пожените и имите eго, яко несть избавляяй. 12. Боже мой, а не удались от меня, Боже мой, в помощь мою вонми. 13. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. 14. Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. 15. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. 16. Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго. 17. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, 18 и даже до старости и престарения, Боже мой, не оставь меня, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, 19 силу Твою и истину Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил мы еси величия. Боже, кто подобен Тебе? 20. Елики явил мы еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездны земли возвел мя еси.

Хотелось верить в чудо, и надежда не умирала. В часы духовного одиночества художник чувствовал, что его вернули в эстетическое крепостничество. Грела одна идея - для прогресса Духа создать в Гетманщине высшее музыкальное заведение наподобие Болонской филармонической академии! Величественная, но вполне реальная для Украины перспектива, не поверите, но - была!

По великосветских салонах Санкт-Петербурга блуждали слухи, мол, новый фаворит императрицы Екатерины II, князь Григорий Александрович Потемкин (1739-1791) положил целью основать новую столицу Украины - Екатеринослав (пока - Днепропетровск). Согласно идеалам эпохи Просвещения, царедворец решил основать там университет европейского образца и музыкальную академию наподобие Болонской.

Более десяти лет князь Григорий Потемкин искал для проекта нужных руководителей, как тогда говорили на итальянский манер, "принципе", то есть президентов. Посылал чиновник якобы предложение и... Моцарту, но в конце концов остановился на кандидатуре выдающегося российского композитора Максима Березовского, а руководителем столичного оркестра увидел камер-музыканта, скрипача, композитора и педагога Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747-1804).

К большому сожалению, фантастическую идею реализовать в полной мере не удалось.

Несколько лет Иван Хандошкин прозябал на службе в дирекции Императорских театров, и по ходатайству князя Г. А. Потемкина в 1785 году его уволили, назначив пенсию за выслугу лет. Вскоре 28-летнего основателя российской скрипичной школы назначили... преподавателем в Екатеринославскую музыкальную академию. При отсутствии директора учебного заведения, профессора Джузеппе Сарти (Giuseppe Sarti; 1729-1802), именно Иван Евстафьевич исполнял обязанности заместителя. Правда, в 1789 г. И.Е. Хандошкин навсегда вернулся в Санкт-Петербург, где и дожил свой век.

***

Последние четыре года своей жизни Максим Березовский прожил в нищете, одиночестве и унынии. С тех пор как художник вернулся в Империи ханжества, на нового придворного капельмейстера возложили обязанности... разучивать с бездарными певчими хоры для опер, которые ставились на придворной сцене, и... муштровать оперных певцов из числа молодых вокалистов. Надо ли было три года под пристальным вниманием светоча музыкальной педагогики падре Мартини канителиться с этими образцовыми контрапунктами и дойти в современной композиции до звания академика Болонской филармонической академии?

Бывая у земляков-украинцев, которые, как воспитанники Глуховской музыкальной школы, пели на благородных баллах, в концертах и торжествах, он видел новые порядки. На плацу ради забавы Великого князя выстраивались несколько настоящих караулов! Все, как и положено Уставом настоящей армии: два фурьера, два капрала, 18 гренадеров, 14 мушкетеров, один барабанщик. Общее количество личного состава: 34 армейца. В удовольствие 30-летней венценосной особы.

***

Противно, когда тебя держат за молчаливого оловянного солдатика от культуры. Но для игрушечного, но совершенно напыщенного двора Павла Петровича композитор создал ряд сонат, квинтетов, романсов, концертов, несколько пьес и переложений духовных песнопений. Чтобы не сойти с ума в постоянной царедворской муштре - поднялся, склонился, закрыл рот - безумно украинский Моцарт отдавался музыке.

Памятник Березовскому

В каждое произведение Максим Березовский вкладывал израненную душу, которая плацу Гатчинского гарнизона не была нужна. Они, серое окружение, давно жаждали, чтобы он, европеизированный композитор, закрыл рот, чтобы звучала бодрая музыка в исполнении караульного барабанщика, в худшем случае - оркестра духовых инструментов на роговых дуделках - рожок, гудок и так далее.

Украинский талант физически задыхался в атмосфере грубой солдатчины, признающей только "фрунт" и "шагистику". Что-то неприятное и жестокое все сильнее захватывало горло, давило так, чтобы Максим поскорее забыл о собственном голосе, о своей песне, о монахе-францисканце, человечном падре Мартини, о доброжелательном богемце Мысливечеке, всегда улыбающейся сеньоре Катарине Бригонци, мудром коллеге Франческо Арайе, смешном сопранисте и клавесинисте Винченцо Манфредини. Даже о его родном отце, строгом Созонте, который когда-то ходил с запорожцами на турок и поляков, и мать, кроткую Горпину Березовскую, которые жили на хуторе Дубки под Глуховым, что на на Черниговщине.

Несмотря на все жестокие обстоятельства и недетские удары судьбы, он продолжает неустанно работать, ведь теперь задумал написать оперу «Мария» на украинском языке.

Только Богородица могла его спасти от уныния.

***

- Композитор Максим Березовский умер сего месяца 24-го дня; заслуженное им жалованье стоило бы по сей день и выдать. Но как после смерти его ничего не осталось и похоронить тело нечем, то извольте, ваше высокоблагородие, выдать по первое число мая его жалованье придворному певчему Якову Тимченко. Иван Елагин. Март, 25-го дня 1777 г.

Это при том, что четырьмя годами ранее тот же чиновник, господин И.П. Елагин умолял композитора поскорее вернуться на родину:

- Во-первых, что в Вас возникает большая потребность, а во-вторых, что это послужит дальнейшему непременному Вашему счастью...

Почему-то не удивляет распространенная легенда, достаточно похожая на правду.

Согласно ей, после гибели гения музыки императрица Екатерина II издала тайный рестрикт: сжечь все найденные в скудном доме покойного архивы, чтобы история не запомнила имя 32-летнего самоубийцы. Что точно известно: чтобы похоронить в Санкт-Петербурге Максима Березовского, до последней минуты средств так и не было...

***

Некоторые исследователи, способные на соглашательство с официальной версией гибели выдающегося украинца, утверждал: сгорая в лихорадке без лекарств, без помощи, не помня себя, Максим Березовский и покончил с собой.

Затем непродолжительное время бытовала версия, что украинца уничтожили таким ужасным способом. Вам это ничего не напоминает?

Уже при нашей памяти таким же странным способом ушел из жизни другой украинский композитор, гений украинской поп-музыки Владимир Ивасюк. И это при том, что карьера современника стремительно шла вверх и должна была перерасти в европейскую известность.

...И пусть телесная оболочка Максима Березовского претерпела смерти, но его духовная составляющая - от Бога, через века - в форме четырехголосного хорового концерта «Не отвержи меня во время старости» постоянно обращается к людям, способным слышать именно духовную музыку.

Это правда, немало художников богохульно живут и с проклятиями Небу умирают. Максим Березовский не был из когорты молодых Вертеров, кто собирался или даже покончил с собой. Потому что от рождения он жил и славил Бога. И не надо беспокоить гения, который покинул этот мир, чтобы остаться в нем навсегда, остаться праведником и мучеником, по сути, разделив судьбу Христа и Сократа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать