Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский театр на берегу моря

О болезненной реставрации и творческих процессах «Дню» рассказывает директор-художественный руководитель коллектива Юлия Пивоварова
16 июля, 17:32
ЮЛИЯ ПИВОВАРОВА

Одесский украинский театр имени Василия Василько только недавно триумфально завершил свой сезон премьерным спектаклем «Обреченные танцевать» (режиссер и хореограф Павел Ивлюшкин), который поставлен по мотивам американского романа «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» (реценцию «Швейцарские механические часы» см. — «День» за 3 июля). Впереди — обильное созвездие новых театральных проектов. А пока театр вступил в период серьезной реставрации, учитывая то, что много лет подряд фасад украинского театра пугал горожан и гостей Одессы ужасным разрушенным видом, а внутреннее пространство театра также давно требовало руки мастера...

НОВОЕ «ЛИЦО» ЗДАНИЯ

— Пани Юлия, сейчас театр переживает период серьезной реставрации. Какое обновление предвидится?

— Напомню, что Одесский украинский театр находится в историческом здании театра Сибирякова, построенном еще в далеком 1903 году, это был некий театр антрепризы, который дважды горел, еще во времена руководства Сибирякова... После пожаров суеверный директор был очень напуган. Он даже обратился к городским властям и, по слухам, даже дал взятку, чтобы сменить номер этого дома с 13 на 15. По этому адресу театр сейчас и существует — Пастера, 15. Но и это не помогло, потому что здание снова несколько раз горело... После очередного пожара здание театра было практически разрушено и оставалось таким до советских времен. Потом сделали ремонт, и в 1935 году Государственная драма (так назывался тогда театр) переехала именно в это здание, и театр до сих пор остается здесь.

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДРАМЕ «ОБРЕЧЕННЫЕ ТАНЦЕВАТЬ» ДМИТРИЙ УСОВ ИСПОЛНИЛ РОЛЬ РОБЕРТА

Учитывая исторические перипетии, даже окна в театре, замена которых вызвала некоторые споры, не аутентичные 1903 года, то есть демонтируются именно те окна, которые были установлены уже после пожара в советские времена?

— Именно так — окна в театре не дореволюционные, а с советских времен. Также в те времена была сделана мозаика на полу во входной группе в театр, которая, конечно, также не могла быть аутентичной. После ремонта театр начал работать в этом здании. Некоторый небольшой ремонт также осуществили румыны во время оккупации. И уже потом, после освобождения Одессы, театр вернулся в свое здание. В 1952-1954 гг. была проведена реставрация здания театра. Именно тогда заменили окна и двери еще раз. К сожалению, именно тогда была полностью разрушена уникальная система вентиляции. Температуру ранее снижали благодаря тому, что вентиляция выходила в катакомбы, в которых температура не превышает 17 градусов по Цельсию, а обычно не превышала 12 градусов. И, к сожалению, это было разрушено...

Далее ремонт нашего театра продолжался уже в 2000 году. И в 2001 году театр открыл свои двери для зрителей. Именно тогда, например, был установлен потолок в зрительном зале из ДСП или ДВП невлагостойкого, что привело со временем к тому, что потолок в зрительном зале был разрушен. Моя предшественница-директор для того, чтобы эта «штукатурка» не падала на головы зрителей, сбивала их воздушными шариками... Сейчас эта проблема нами решена два года назад. Также были заменены внутренние двери в театре. И частично заменены и окна. Поэтому ни о какой подлинности говорить невозможно! Окна в Греческом зале вообще были испорчены и разбиты. В 2002 году произошел инцидент, который тогда замалчивался администрацией: уборщица, которая мыла окна, выпала вместе с элементом конструкции из этого окна. Повезло, что человек остался жив и почти невредим...

СЦЕНА ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА «ОБРЕЧЕННЫЕ ТАНЦЕВАТЬ» (РЕЖИССЕР И ХОРЕОГРАФ ПАВЕЛ ИВЛЮШКИН), КОТОРАЯ ПОСТАВЛЕНА   ПО МОТИВАМ АМЕРИКАНСКОГО РОМАНА «ЗАГНАННЫХ ЛОШАДЕЙ ПРИСТРЕЛИВАЮТ, НЕ ТАК ЛИ?»

В настоящее время объем реставрации предусматривает замену окон, входной группы, то есть центральной лестницы в театр и лестницы на других входах в театр, установление пандуса для людей с особыми потребностями, ремонт фасада. Также планируется восстановление освещения театра и установка системы вентиляции и кондиционирования, которая чрезвычайно важна для театра. Ведь он построен из ракушняка, который очень хорошо впитывает в себя влагу, и в части театра водостоки идут внутри здания, а не снаружи, поэтому возникает грибок, который просто разрушает театр. Сейчас это надо полностью восстановить и привести в нормальное состояние.

Окна, которые заказывались со стороны улицы Конной, — без элементов, ведь их там и не было. А на окнах в Греческом зале есть конструктивные элементы, которые были аутентичными, и такие, какие они были по плану этого здания.

Кстати, когда урбанисты и активисты говорят, что происходит вандализм, разрушается здание, то хочу напомнить: если они имеют опыт реставрации исторических зданий, то должны знать, что у здания есть владелец, в нашем случае — областной совет, который поручает заказывать проект или Управлению капитального строительства, как в нашем случае, или Управлению имущественных отношений областного совета, которые обращаются к фирме, разрабатывающей проект; затем этот проект проходит экспертизу, которую делают определенные специалисты; проходит тендер, в котором тоже учитываются все моменты, которые есть по проекту и требованиям экспертов; и только потом начинаются работы, за которыми осуществляется тщательный авторский и технический надзор.

ОДЕССКИЙ УКРАИНСКИЙ ТЕАТР НАХОДИТСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЗДАНИИ ТЕАТРА СИБИРЯКОВА, ПОСТРОЕННАЯ ЕЩЕ В ДАЛЕКОМ 1903 ГОДУ

— Если правильно понимаю, то окна здания также проходили все этапы согласования? То есть их замена была запланирована заранее и все необходимые специалисты дали на это согласие?

— Конечно, именно так все и было. И меня удивляет то, что некоторые «урбанисты», поднявшие хайп, не могут отличить деревянные крашеные окна от металлопластиковых...

Это все то, что касается реконструкции театра снаружи, а внутри какие будут изменения?

В СЕРЕДИНЕ ЗДАНИЯ ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ «КОСМЕТИЧЕСКИЙ» РЕМОНТ

— Внутри здания ведь тоже предстоит «косметический» ремонт — потолки в Греческом зале, зрительном зале, установление новых удобных кресел, замена «одежды» сцены и обновление всего театра. Еще должен появиться в театре туалет для людей с особыми потребностями, потому что раньше его вообще не было... Но это особые условия, ведь важно, чтобы людям, которые приходят в наш театр, было удобно. А таких людей к нам приходит много. Для них выделяются отдельные места — перед 15-м рядом. И мы всегда рады их видеть. Сейчас вынуждены помогать их заносить просто на руках. Это было очень сложно и неудобно для людей с особыми потребностями, но они все равно к нам приходили. Сейчас, я думаю, это будет гораздо удобнее.

«НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ТЕАТР БЫЛ ДЛЯ РАЗНОГО ЗРИТЕЛЯ»

— Но театр работает, и не только над ремонтом. Расскажите о творческих достижениях вашего коллектива?

— Ставим много новых спектаклей, большинство из них довольно успешные, получили массу положительных отзывов от профессиональных критиков и от зрителей. Например, в прошлом году наш театр получил главную театральную награду нашей страны — победу в театральном фестивале-премии «ГРА» за лучший драматический спектакль «Энеида ХХ» режиссера Максима Голенко. В этом году спектакль того же режиссера — «Собачье сердце» — вошел в лонг-лист премии «ГРА». К нам уже приезжали эксперты театральной премии, смотрели спектакль, поэтому надеемся, что эта работа тоже будет должным образом оценена профессионалами.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ УСТАНОВЯТ НОВЫЕ УДОБНЫЕ КРЕСЛА

На новый спектакль «Обреченные танцевать», который поставил главный балетмейстер театра Павел Ивлюшкин, пожаловали критики из столицы и других украинских театральных городов.

Стоит отметить, что мне стало довольно комфортно с того момента, когда в театр пришел главный режиссер — Максим Голенко. Это очень профессиональный человек, который имеет опыт работы и режиссера, и руководителя независимого театра.

Независимый театр — это вообще сложно, потому что надо в своем репертуаре иметь спектакли, которые будут и интересными, и помогут все же, прежде всего, зарабатывать деньги. И «Дикий театр», который возглавлял М.Голенко, современный независимый украинский театр, в котором всегда говорят о творчестве, а не только о количестве зрителей или потребности публики. Он имеет очень интересный опыт. Но успешно начал работать в государственном репертуарном театре. Поэтому некоторыми вещами ему, конечно, надо было овладеть по-новому, понять, научиться с ними работать. Сейчас Максим ищет лучших актеров, чтобы комплектовать труппу театра, ищет лучших режиссеров, выбирает интересный материал. Мы с ним советуемся по репертуарной политики. Ведь нужно действовать так, чтобы театр был для всякого зрителя, — и для старшего поколения, в частности. Это должна быть и украинская классика, и современные материалы, и музыкально-драматические спектакли, ведь мы — музыкально-драматический театр.

А ЕЩЕ ЗАМЕНЯТ «ОДЕЖДУ» СЦЕНЫ И ОБНОВЯТ ВО ВСЕМ ТЕАТРЕ, В ЧАСТНОСТИ, ПРОВЕДУТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕАТРА И УСТАНОВКУ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

В планах на ближайшее время — постановка известного актера и режиссера из Ивано-Франковска Алексея Гнатковского, спектакль по новым произведениям Марии Матиос. Думаю, что получится интересная постановка. Также планируется постановка режиссера Валерии Федотовой по Маенбургу. Спектакль «Урод» будет идти на сцене Театра кукол. Мы дружим с нашим театром-соседом. И очень благодарны, что директор Иосиф Меркович согласился предоставить для нашего спектакля свою сцену. Кроме этого, еще ожидается спектакль Максима Голенко «Золотой теленок», в котором будет задействована практически вся труппа театра. Также в процессе реализации проект «Кармен», в постановке Анны Огий. И обязательно до Нового года, надеюсь, успеем выпустить еще и спектакль для детей.

Если говорить о предыдущем репертуаре, мы с большим уважением относимся к спектаклям Игоря Николаевича Равицкого. Светлая память! К большому сожалению, нам не разрешили установить мемориальную доску на театре в честь этого режиссера. Чиновники говорят, что должно пройти 10 лет после смерти выдающегося человека, чтобы это можно было сделать. Хотя есть исключения. Но именно для Равицкого исключения не сделали, хотя этот человек 30 лет возглавлял театр и сделал много хорошего для успешного развития украинского театра в Одессе! Это всегда был очень мощный театр. Поэтому меня это удивляет, оскорбляет и актеров, и труппу, и всех нас. В этом году Игорю Николаевичу должно было исполниться 75 лет. Именно к юбилею мы хотим восстановить его спектакль «Семейные сцены». 

Мы также планируем восстановить некоторые спектакли молодого талантливого режиссера Ивана Урывского, который, хоть и уехал от нас в Киев (с большим успехом работает в Национальном театре им. И. Франко, его проекты имеют бешеный резонанс не только в театральной Украине, но и за рубежом). Я верю, что Иван Сергеевич, который долгое время занимал должность главного режиссера Театра им. Василько, вернется в Одессу и восстановит свои талантливые постановки. Сейчас у нас с успехом идут такие спектакли Урывского, как «Тени забытых предков», «Женитьба», «Прекрасный рогоносец». Возобновили его спектакль «Последний день лета» по пьесе А. Вампилова. В этой постановке есть невероятные актерские работы — Мария Бруни и Дмитрий Усов (он сыграл очень тонко и экспрессивно, это придало спектаклю мощности и драматизма). 

Ваши соседи, театры из Николаева и Сум, уже имеют статус национальных коллективов. Есть стратегия, чтобы единственный украиноязычный театр в Одессе также получил почетный национальный статус?

— Очень бы хотелось, чтобы наш театр получил статус национального. Как по мне, это было бы стратегически и политически важно для всего Юга Украины. Мы многое сделали за длительную историю нашего театра для утверждения украинской культуры на Юге страны.

Если нас поддержит Областная государственная администрация, областной совет и Департамент культуры ОГА, и губернатор, то все будет хорошо, будет движение. Хочу отметить, что сейчас имеем уважение и поддержку со стороны местной власти, о нас заботятся, и это не только ремонтные работы, но и помощь в решении противопожарных проблем, которые сейчас полностью устранены. И имеем самую современную защиту, а театр соответствует новейшим нормам. Поэтому мы будем обращаться с просьбой, и надеюсь, что нас поддержат и в этом вопросе тоже.

Я считаю, что получение нами статуса Национальный было бы важным и полезным не только для труппы театра, всего коллектива, а для города и области в частности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать