Украинское кино: пропало (не) все
Обычно во вторую сентябрьскую субботу отмечают День украинского кино![](/sites/default/files/main/articles/07092017/15dzidzyo.jpg)
Самые искренние поздравления всем, кто продуцирует, и даже творит фильмы. И, конечно, тем, кто любит их...
ТЕНЬ ТЕЛА
День кино в Украине до сих пор проходит как-то незаметно. Более того, он — традиционно уже — находится в тени другого профессионального праздника, Дня физкультуры и спорта. Какое там уже кино, когда идет речь о настоящих «звездах» — братьях Кличко, Андрее Шевченко и т.п.? Таких в кино нет, то и говорить не о чем. То ли дело звезды российского экрана, праздничный день которых 27 августа (как и было в советские времена) — о них трындели немало, однако в другие дни. Следовательно, название самого знаменитого отечественного фильма «Тіні забутих предків» воспринималось как наклейка к истории украинского кино — было, и превратилось в какой-то теневой театр, в котором малочисленные киноведы рассказывают также малочисленным зрителям о славных, но давно завершенных, во времени и пространстве, деяниях.
Вообще-то кино и физическая культура неслучайно сошлись в одном субботнем дне. Экран и экранное пространство тоже являются местом культивирования тела и телесных чувств. Экрана классического, кинотеатрального, о котором большинство украинцев в настоящее время и понятия не имеют, общаясь с экраном телевизионным или компьютерным, где проявления телесного является малоощутимыми и нехарактерными. Другое дело — кинотеатр, где зрительская телесность непременно учитывается, где контакт экранного тела с телом зрительским является условием чарующей и захватывающей игры.
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
Только же от середины 1990-х украинцы не посещали кинотеатр, за мизерным исключением. И самих кинозданий мало, и фильмы здесь не для взрослых людей, а для подростково-уязвимого сознания. Мы вообще вернулись на сто лет назад, когда кинопоказ был вмонтирован в систему торгово-развлекательных комплексов (пришел, купил, развлекся и в «киношку» заглянул заодно). А уже собственно украинских кинолент и вовсе не было в кинотеатральном пространстве. Потому и День кино для всех нас был днем воспоминаний о великих деяниях отцов и дедов наших кинематографических.
ТЕНИ ДУХА
Так было, и эта ситуация до сих пор не преодолена. Однако свет в конце тоннеля все же появился. Диво дивное — украинские фильмы теперь можно увидеть в кинотеатре. Скажем, в эту праздничную субботу можно пойти или на «Рівень чорного» Валентина Васяновича, на «Dzidzio Контрабас» Олега Борщевского или на фильм «Червоний» Зазы Буадзе. Хотите интеллектуально изысканного, глубоко психологического фильма — идите на картину Васяновича. А когда хочется пережить острые ощущения, вместе с познанием исторических реалий, — идите на «Червоного». Даже вашу потребность в смеховом, комедийном удовлетворят — фильмом Борщевского.
Уже через неделю обещана комедийная драма «Изи» Андреа Маньяни (совместное производство с Италией). В конце сентября и в начале октября стартуют в прокате трагикомедия «Припутні» Аркадия Непыталюка (густо замешен провинциальный быт, приперченный живым народным языком) и драма «Иней» Шарунаса Бартаса. С 12 октября в кинотеатрах «Сторожа застава» Юрия Ковалева, по известной книге Владимира Руткивского — приключенческая лента, такое себе историческое фэнтези времен Киевской Руси.
В октябрьском репертуаре и фильм «Мир вашему дому» Владимира Верта, где на экране оживут персонажи Шолом-Алейхема, легендарный Тевье-молочник прежде всего. В конце года обещаны «Киборги», военная драма Ахтема Сейтаблаева. И даже документальные ленты продолжают появляться в кинотеатрах — в ближайшее время «Будинок «Слово» (о легендарном доме писателей в Харькове) Тараса Томенко. И это не все из запланированных кинокартин отечественного производства.
Когда еще такое случалось — уже и не вспомнить. Одна беда: практически все фильмы отечественного производства не пользуются каким-нибудь заметным вниманием украинского зрителя. Это проявляется в том, что бюджет картины, скажем, 25 миллионов гривен (не так уже и много, всего только один миллион долларов), однако собирает в прокате миллион-полтора тех же гривен. Несколько тысяч зрителей на всю Украину — жалкие цифры. Это дает основания критикам политики, которую реализует Государственное агентство Украины по вопросам кино (Госкино) и которое является главным спонсором, от имени государства, говорить и о завышенных бюджетах и о неумении находить целевую аудиторию киноленты, и о том, что нужно, прежде всего, позаботиться о строительстве достаточного количества кинотеатров, а уже потом думать о самих фильмах.
СТРЕМЛЕНИЕ «ОБНУЛИТЬСЯ»
Однако и на этом фронте подходим к профессиональному празднику с очевидным успехом. Начало сентября обозначилось событием, которое уже названо эпохальным, — впервые в новейшей истории чарт уикенда возглавил украинский фильм. Идет речь о комедии «Dzidzio Контрабас» Олега Борщевского, которая за первые четыре дня собрала 7,65 миллиона гривен (295 тысяч долларов) в 218 кинотеатрах. Комедийную ленту пересмотрели 102 тысячи человек за четыре дня. Продолжение должно быть еще более фееричным. Впервые украинский фильм имеет шансы окупить потраченные средства на его производство. Картина, по слухам, стоила приблизительно пять миллионов гривен (обошлись, кстати, без государственных средств). Чтобы выйти «на нуль», нужно (как объяснили мне компетентные люди) собрать где-то 15 миллионов, так как свое берут кинотеатры и «вистрибьюторы».
Это действительно радостное событие — успех фильма Борщевского. Он доказывает простую вещь: при условии грамотного, профессионального продюсирования коммерческий успех (хотя бы и относительный) в Украине возможен. Сергей Лавренюк, продюсер ленты, предприниматель в недавнем прошлом, сделал ставку на «раскрученную звезду», Михаила Хому, лидера группы Dzidzio, и не прогадал. А еще достаточно хорошо придуманная история неудачника-певца, которому приходится заняться контрабандой сигарет и выйти на ловы в западноукраинские «прерии», где ему встречаются хорошо знакомые по нашей новейшей истории персонажи — от таможенника-воришки, который внезапно решил начать праведную жизнь, до молодой женщины, которая решает упорядочить хаос мужичье-мужской жизни.
Авторы фильма обещают продолжение, которое выглядит логическим ходом. Так как Хома Дзидзё — сполна серийный персонаж, что для комедии абсолютно традиционно (вспомним хрестоматийные примеры с Чарли Чаплином или трио из комедий Леонида Гайдая). К тому же актер приятно поразил своей естественностью и пластичностью, его юмор легок и изобретателен — особенно в эпизодах вертикального общения с Богом и его проявлениями. Так что в добрый час!
Что касается фильма «Червоний» Зазы Буадзе по сценарию Андрея Кокотюхи. В прокате он проходит не так здорово, как комедия Борщевского. Однако фильм полностью достоин, профессионально выверен. Идет речь о советском ГУЛАГе 1947 года, о поединке системы, построенной на уничтожении личности (как человеческой, так и национальной, когда имярека убивают не только как человека, а как носителя национального), с людьми, сделанными из хрупкого материала. Сильные актерские работы. Прежде всего, это исполнители главных ролей Николай Береза (Червоный) и Олег Шульга (Гуров), хотя здесь случилась досадная режиссерская ошибка — оба актера типологически похожи, настолько, что определенное время приходится думать, кто есть кто. Поразили Александр Маврыць в роли майора, начальника лагеря, который медленно гниет изнутри и гибнет духовно, и Любовь Тищенко в единственной женской роли врача, что стремится остаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах.
Собственно картина о возможности поломать систему, которая кажется незыблемой, слепленной на века. А видите, один лагерь все же пал, хотя и понятно, что ожидает беглецов из того лагеря в конце 1940-х. Еще недавно и ситуация с украинским кино казалась просто пропащей, такой, из которой не видно выходу. А видите, человек — при правильной благородной цели и правильно выбранной стратегии — способен изменить русло истории. Истории кино в том числе.
Так будем! Теперь уже навсегда!!
Выпуск газеты №:
№158-159, (2017)Section
Культура