Уроки доброты
Композитор Юрий Шевченко — о том, как рождается музыка и «новый оперный жанр»
12 декабря герои новой оперы «Король Дроздобород» снова выйдут на большую сцену Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества. Музыку к сказке по мотивам братьев Гримм и пьесы Богдана Стельмаха написал известный современный композитор Юрий Шевченко, который выступил и автором либретто. Этот спектакль с большим удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые, вместе подпевают и с восторгом хлопают актерам и музыкантам. Новое произведение Юрия Валентиновича, как написала в соцсетях одна из первых зрительниц — «это яркая, феерично-театральная, с ариями-хитами, узнаваемыми лейтмотивами, изобретательными, характерными ансамблями, хорами и дуэтами, речитативами и даже оперным... рэпом. Все это очаровательно, мелодично, понятно, непринужденно и утонченно. Это новый жанр: «опера-шик»! А еще Шевченко талантливый маэстро. Недавно он стал лауреатом престижной художественной премии «Киев» им. Артемия Веделя за балет «Кобзарь» (для симфонического оркестра и хора), сюиту для скрипки соло и струнного оркестра «Батярские песни» и за музыку к спектаклю Национального театра им. И.Франко, поставленному по повести «Перекрестные тропинки».
Оперу «Король Дроздобород» можно назвать уроком доброты и позитива. На премьере главные партии исполнили: Александр Харламов, Дарья Миколенко,
Михаил Гуменный-Петривский, Анастасия Полищук, Александр Вознюк, Павел Денисенко, Сергей Макиенко, Александр Монастырский... фантастически звучал хор и оркестр под руководством Сергея Голубничего. О том, как родилось это произведение, «Дню» рассказал композитор Юрий Шевченко.
«У «КОРОЛЯ ДРОЗДОБОРОДА» ЕСТЬ СВОЯ ПРЕДЫСТОРИЯ»
— Сюжет сказки прост: капризная и строптивая Королева отказывала всем, кто просил ее руки, да еще и придумывала им обидные прозвища.
Когда она посмеялась над очередным женихом, иноземным королем, назвав его Дроздобородом из-за его вычурной бороды, ее отец разгневался и пообещал выдать ее за первого, кто постучит в ворота замка. Им оказался бедный бродячий музыкант, за которого и выдали замуж Королеву, несмотря на ее слезы.
У этого произведения есть своя предыстория, — напомнил Ю. Шевченко, — в 2009 году на сцене Киевского Молодого театра состоялась премьера спектакля «Капризная любовь Дроздоборода» по пьесе Богдана Стельмаха, и для той постановки (режиссер Юлия Маслак) я написал музыку (этот спектакль получил две премии «Киевской пекторали» — как лучший детский спектакль, а Юрий Валентинович — приз «За лучшую оригинальную музыку к спектаклю». — Т.П.). Знаете, после того успеха я подумал, что было бы хорошо, чтобы сделать на этот сюжет полноценный музыкальный спектакль. Но все что-то мешало.
Кстати, впоследствии спектакль ставили в Черкассах, других городах. А недавно режиссер Кировоградского музыкально-драматического театра им. Марка Кропивницкого Евгений Курман заинтересовался этим материалом и решил сделать постановку на их сцене.
Два года назад я пришел в Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества с предложением (есть начальная идея, поработаю и напишу оперу). Моя идея руководству театра понравилась, но была проблема — отсутствие либретто, и эту часть работы я тоже взял на себя. Почти два года рождалась опера «Король Дроздобород».
— Вы принимали участие в репетициях?
— Да, практически был на всех, потому что процесс рождения сценической версии произведения очень интересен. Одно дело, когда ты как композитор себе фантазируешь во время написания оперы, сидя дома перед инструментом, и совсем другое — когда твоя творческая мечта обретает реальные очертания в театре. Очень интересные моменты были с оркестрантами, поиски с солистами и хором. Некоторые вещи мы на репетициях подправляли под конкретных вокалистов, чтобы подать их образы в наиболее выигрышном плане. Я получал огромное удовольствие от сотрудничества с художниками. Хочу поблагодарить всех участников творческой группы. Во-первых, интересного, молодого режиссера Дмитрия Тодорюка. Он известная личность: актер, постановщик, певец, музыкант, лидер известной группы «Авиатор», имеет уже несколько оригинальных и креативных режиссерских работ (в частности, комической оперы Ф.Пуленка «Груди Тиресия», ситком-оперы («Бастьен и Бастьенна» на музыку Моцарта, концерта-спектакля «Я — РОМАНТИКА!», посвященного мастерам Расстрелянного Возрождения и пр. — Т.П.). Над моей оперой много поработал замечательный дирижер Сергей Голубничий, а вторым маэстро в этом спектакле является Евгений Воронко. Оригинальную сценографию сделала Людмила Нагорная, за плечами этой художницы немало постановок, которые вызывали резонанс у зрителей. Огромную роль в опере играет хор, а мы с этим коллективом давние друзья и единомышленники. То, что хористы под руководством Анжелы Масленниковой не только прекрасно поют, но и очень артистичные, динамичные, добавляет спектаклю шарма. Все участники хора блестяще справляются со сложным музыкальным материалом и режиссерскими находками. В постановке также задействован балет (интересные танцевальные вкрапления создал хореограф Сергей Кон), и прекрасные солисты.
— Ваша опера — прекрасный подарок не только для меломанов, но и тех, кто впервые пришел в театр. Это спектакль также для семейного просмотра, и каждый найдет что-то интересное для себя.
— Так и задумывалось, чтобы опера была интересна всем зрителям. И судя по отзывам после премьеры и огласки, которая пошла в Facebook, наша версия «Короля Дроздоборода» уже нашла немало поклонников, и это радует.
«НЕТ НИКАКИХ РЕЦЕПТОВ УСПЕХА!»
— Год назад афишу Национальной оперы Украины украсило еще одно ваше произведение — балет «За двумя зайцами».
— Этот балет идет уже второй сезон, и каждый спектакль — аншлаг! И я этим горжусь. Автором либретто, режиссером и исполнительницей главной роли Прони выступила балерина Татьяна Андреева, хореограф — Виктор Литвинов, сценограф — Сергей Маслобойщиков, костюмы создала Анна Ипатьева. Знаете, когда написал уже треть балета, темы Голохвастова все не было! И как-то вспомнил песенку героя из одноименного фильма Виктора Иванова: поискал в интернете и узнал, что музыку к фильму написал киевский композитор Вадим Гомоляка. Это популярная песенка «В небе канареечка летает...», и она оказалась так крепко связана с образом Голохвастова, что я решил ее использовать в балете. Хотя в моей музыке нет прямых цитат, скорее — это интонации, которые пронизывают всю партитуру и проявляются то в галопе, то в польке, то в вальсе и даже в похоронном марше.
— Как рождается музыка и на каком инструменте вы работаете, создавая свои произведения?
— Я люблю свой родной город и стараюсь, несмотря даже на ненастье, ежедневно час-два погулять по Киеву, и во время этих походов приходит та или иная музыкальная идея. Поэтому можно считать, что все мои произведения навеяны и посвящены именно Киеву. Раньше играл на фортепиано, а во времена новейших технологий уже лет двадцать как перешел на компьютер (есть специальные музыкальные программы), и все мои новые партитуры уже появляются в электронном виде.
— Вы замечательный методист и много сотрудничаете с разными театрами, делая аранжировки, пишете оригинальную музыку к спектаклям. Если перечислять все коллективы, то это будет длиннющий список!
— Да, благодарю режиссеров и руководителей театров, но, действительно, вниманием я не обделен. И с большой радостью сотрудничаю не только с оперными, музыкальными, но и с драматическими, детскими и кукольными театрами не только в столице, но и в разных городах. Творческий диапазон огромен — потому что каждый режиссер — это отдельный мир, а новый спектакль — поиски своего «лица», и я это делаю благодаря музыке.
Первый свой спектакль — сказку «Женчик-Бренчик» в постановке Юрия Сикало — я написал для Киевского театра кукол еще в 1988 г., и это произошло с легкой руки моего старшего коллеги Ивана Карабица (светлая память этому маэстро).
Знаете, когда проходит премьера, то помимо радости я чувствую и печаль, потому что спектакль уже начал жить своей отдельной жизнью. Каждая постановка имеет особенности. Композитор, который работает в театре, должен понимать массу тонкостей, которые часто непосредственно не касаются музыки, но влияют на творческий результат. Выйдет спектакль или нет — этого никто не знает. Нет никаких рецептов успеха! Каждый спектакль складывается постепенно, по кусочкам.
Вспоминаю, как Станислав Моисеев в Молодом театре ставил «Льва и Львицу» — историю о непростых отношениях классика Льва Николаевича Толстого и его жены Софьи Андреевны, которые длились 48 лет. Главные роли исполняли — Богдан Ступка (светлая память этому легендарному актеру!) и Полина Лазова. На репетиции я внимательно вслушивался в текст пьесы современного драматурга Ирены Коваль, смотрел на большую зеркальную пулю-маятник, которая качалась на тросе, и вдруг родилась идея — это будет звук пули, рассекающей пространство и символизирующей обломки супружеских отношений классика... Кстати, тот спектакль вызвал дискуссию среди критиков, а когда через несколько лет Моисеев сделал обновленную версию постановки уже на франковской сцене, то публика очень одобрительно восприняла эту работу.
Сейчас состоялась премьера «Короля Дроздоборода», а мы с дирижером Сергеем Голубничим уже думаем о том, над чем будем работать дальше! Знаете, многие руководители театров с некоторой опаской смотрят на современных авторов. Потому что это большой риск. Есть немало уже проверенных временем произведений, написанных классиками, а тут еще не известно, что вышло, понравится ли зрителям новинка, будет успех или провал... Я благодарен дирекции Киевского театра оперы и балета для детей и юношества за смелость. Есть предложение от Национальной оперы, и я уже нахожусь на завершающем этапе написания оперы для детей «Кот в сапогах». А еще в моем творческом «портфеле» уже год лежит партитура для балета по мотивам хитового мультфильма 1970—1980-х «Капитошка» (планируется, что его поставят в Одесской Опере). Кстати, эту музыку я представил и для рассмотрения Музыкального театра на Подоле. Возможно, это произведение они тоже возьмут в работу. Сейчас мне интереснее писать для оперных театров, потому что здесь для композитора больше творческого пространства — есть оркестр, хор, солисты, балет, и быстрее можно претворить в жизнь свои большие музыкальные идеи.
— Если внимательно посмотреть на афишу Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества, то можно увидеть вашу фамилию и как автора балета «Айболит и Бармалей».
— Да, с этим коллективом меня связывают теплые и дружеские отношения. Либретто к балету «Айболит и Бармалей» написали дирижер Алексей Баклан и хореограф Виктор Литвинов по мотивам произведений К.Чуковского. Премьера состоялась еще в 2011 году. Вышло яркое, динамичное действо, а дети в зале реагируют на каждую сцену...
Кстати, с главным хормейстером Анжелой Масленниковой мы вместе работали во многих проектах. Я приглашал ее и хор театра на запись разных своих произведений. В частности, на хоровую часть моей кантаты-балета «Кобзарь», которая была мне заказана канадской танцевальной компанией «Шумка» и с успехом исполнялась в разных городах Канады. С главным режиссером театра Оксаной Тараненко мы знакомы давно. Надеюсь, что у нас еще будет совместная интересная работа.
Признаюсь, я внимательно слежу за дыханием зала и реакцией зрителей — это тот камертон, который настраивает всех мастеров на Творчество с большой буквы!
Выпуск газеты №:
№223-224, (2018)Section
Культура