Успешные украинцы разных эпох
В Киеве открылась выставка «История десяти. 10 книг — 10 имен»
Родиться в казацкой семье, а затем попасть в... крепостничество. Казалось бы, можно сложить руки и смириться с тяжелой судьбой. Однако не в этом случае. Федор Симиренко собрался с духом, объединился с Михаилом Яхненко, арендовал мельницу и выкупился из крепостничества, став впоследствии одним из первых предпринимателей-сахарозаводчиков.
— Я уверена, что каждый из нас имеет минуты слабости, когда ему хочется в своих неудачах обвинить кого-то другого или просто жизненные обстоятельства. Но на минуточку представим себе, что Федор Симиренко тоже решил бы ничего не делать, сказав: «Ну, я же крепостной, у меня все равно ничего не выйдет — паны плохие». Какие были бы последствия? Неизвестно, кто бы тогда финансировал появление «Кобзаря» 1860 года и имели ли бы мы такого ученого, как Левко Симиренко, — поделилась Инна МОЧАРНИК, заведующая научно-экспозиционным отделом Музея книги и книгопечатания Украины. Кстати, Левко Симиренко был членом-корреспондентом Бельгийского общества садовников и имел наибольшую коллекцию плодовых и ягодных растений в Европе.
«ДЛЯ НАС ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОКАЗАТЬ, ЧТО В РАЗНЫЕ ЭПОХИ БЫЛИ УСПЕШНЫЕ УКРАИНЦЫ»
В Музее книги и книгопечатания экспонируются 10 книг, которые дают возможность не только узнать, что составляет интеллектуальную сокровищницу Украины, но и лучше познать авторов этих произведений. Книги были отобраны по определенным критериям.
— Во-первых, это должны были быть книги украинских авторов или тех, которые связаны с украинцами, которые не просто здесь родились и что-то делали, а стали успешными еще при жизни. И стали звездами не только на наших землях, но и в Европе, мире. Для нас очень важно показать, что в разные эпохи были успешные украинцы, — рассказал Богдан ПОЛИЩУК, куратор выставки. Как добавила его жена, Елена Полищук, которая тоже приобщилась к проекту, «Каждая из этих личностей имела тяжелую судьбу, но на этом в данном случае не акцентируется. Здесь имеем истории успеха. И это важно, потому что украинцам нужно поверить в свой успех, несмотря на любые обстоятельства».
Например, рассказывая о Петре Могиле, можно было бы вспомнить страшную судьбу его отца. Вместо этого директор музея Валентина БОЧКОВСКАЯ, которая провела экскурсию на открытии, рассказала об обучении Петра Могилы в Сорбонне, как он в 30 (!) лет стал архимандритом Киево-Печерской лавры, о его переписке с Папой Римским. Показательна и история и Анатоля Петрицкого — художника, мастерство которого было таким, что зрители шли в театр «на Петрицкого», чтобы посмотреть, какие он подготовил новые декорации, а особенно костюмы (недаром его имя, бывало, писали на афише самыми большими буквами). На выставке представлен его альбом «Театральные строи», который даже П. Пикассо имел в библиотеке. Да и в целом, как отмечают организаторы, «Театральные костюмы» Анатоля Петрицкого можно назвать одним из имиджевых брендов украинского искусства в мире».
На выставке присутствуют истории из разных эпох: от «некоронованного короля Руси» Василия-Константина Острожского до зачинателя украинского архитектурного модерна Василия Кричевского. Это личности, которые смогли сохранить идентичность, несмотря ни на что, мягко говоря, неблагоприятные для этого условия. Например, Николай Аркас, автор «Истории Украины-Руси», композитор, сын адмирала Черноморского флота Российской империи, показательно одевался в украинскую национальную одежду.
Или же Евгений Чикаленко, который не только любил Украину до глубины кармана, но и демонстрировал новый тип украинца. На выставке можно прочитать такие его слова относительно разговора с селянами: «Я розмовляв з ними, натурально, тільки по-українському; вони дивувалися тому, і з посмішкою деякі казали, що так розмовляли їхні діди та баби, і намагалися говорити зі мною якнайчистішою московською мовою, думаючи, очевидно, що я що знижусь до їхньої мужицької мови. А коли в Кононівку переїхала моя родина, і вони почули, що ми всі говоримо раз у раз між собою і своїми гостями тільки по-українському, тоді вони зрозуміли, що бачать українських панів, які вміють говорити і по-московськи, і на всяких чужоземних мовах, а за рідну свою мову вважають тільки українську, тоді й вони заговорили чистою українською мовою».
СОВРЕМЕННАЯ ОПТИКА
Важно также, что хоть в этой выставке идет речь о выдающихся личностях нашего прошлого, однако оптика изучения и рассказы о них — современные. Информация об авторах и книгах подана на украинском и английском языках; вот какие подзаголовки имеют, казалось, известные издавна биографии Ивана Котляревского и Тараса Шевченко соответственно: «Друг селян і муз», «Від вчителювання до кохання», «Майор імператорської армії з мріями про козацьку Січ», «Любов до таємниць»; «З кріпаків до зірок», «Щедрий до бідних», «Стильний та епатажний» (речь идет о том, что Шевченко имел, например, енотовую шубу).
Современность присутствует и в описании книг: когда первое издание «Энеиды» называют «пиратским» (ведь и в самом деле было издано без ведома автора), книгу Чикаленко «Разговор о сельском хозяйстве...» — хитом (она разошлась полумиллионным тиражом). Так же хитом стал «Щедрик» Николая Леонтовича; сборник, в котором он содержится, можно увидеть на выставке. Кстати, музыка присутствовала на событии не только в виде нот. Замечательным завершением открытия стало выступление братчика Киевского кобзарского цеха, бандуриста Ждана Безвербного. Причем играл он на собственноручно сделанной бандуре, над которой работал 5 лет. При случае во время исполнения музыкант поделился и некоторыми секретами из этой сферы — например, что верба замечательно подходит для создания музыкальных инструментов.
Но это только часть интересных фактов, которые подготовили кураторы выставки «История десяти. 10 книг — 10 имен». Кто «подкинул» А. Довженко идею ленты «Звенигора»? Книгу какого украинского мастера использовала А. Экстер, преподавая в Современной академии искусств Леже в Париже? Кто из украинских меценатов учился с дедом режиссера А. Тарковского? Ответы на эти и другие вопросы ждут вас на выставке, которая будет работать до 13 октября.
Выпуск газеты №:
№169, (2018)Section
Культура