Установлен «секрет» написания пейзажа Клода Моне
Американские астрономы смогли установить точное время и точку, с которой французский художник рисовал «Этрета, закат»![](/sites/default/files/main/articles/24012014/15kartina.jpg)
Один из основоположников импрессионизма Клод Моне зимой 1883 г. провел три недели во Франции, в курортном городке Этрета на побережье Нормандии. Здесь он написал серию пейзажей, на которых видны прибрежные скалы причудливой формы. На одном из этих полотен, названном «Этрета, закат» (Etretat, soleil couchant, Музей Северной Каролины), которое ранее датировалось 1882—1883 гг., видно солнце. Оно дало группе астрономов из университета Техаса ключ для определения момента времени, которое запечатлел художник с точностью до минуты, а также места, где располагался его этюдник.
«Мы смогли определить месяц, день, час и минуты (с точностью плюс-минус одна минута) — когда Моне был вдохновлен этой прекрасной сценой. Моне увидел этот закат 5 февраля 1883 г. в 4.53 вечера по местному времени», — говорит профессор Дональд Ольсен, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу университета Техаса.
Ученые во главе с профессором Ольсеном отправились в Нормандию, где ходили по берегу во время отлива с репродукциями картины, чтобы найти «точку стояния» художника. «Прогулки» были не очень легким занятием: ученым приходилось карабкаться по острым скалам, покрытым скользкими водорослями. Точка, с которой можно увидеть именно тот пейзаж, который запечатлел Моне, оказалась в 388 метрах от естественной скальной арки Порт д’Амон, запечатленной на других пейзажах цикла.
С помощью компьютерной программы-планетария астрономы определили, когда солнце могло находиться в положении, запечатленном на картине. Это оказался вечер 5 февраля 1883 г., но с учетом возможных ошибок интервал был расширен с 3 по 7 февраля. Однако анализ таблиц приливов и отливов, а также писем Моне показал, что в другие дни его там не было. Поэтому 5 февраля оказалось единственной датой, когда перед художником открывался этот вид.
Ольсен и его коллеги астрономы-криминалисты ранее занимались детальным изучением точных обстоятельств других исторических событий. Они изучали вторжение Цезаря в Британию, Бостонское чаепитие, первый в истории марафон, а также описания звездного неба в работах Шекспира, Мэри Шелли, Омара Хайяма и других знаменитых поэтов и писателей.
Исследование оказалось возможным благодаря новаторскому подходу художников-импрессионистов к пейзажной живописи. Мастера этого направления первыми покинули свои мастерские и стали работать на пленэре, рисуя пейзажи непосредственно с натуры. Их художественной задачей было максимально точное воспроизведение света и теней в конкретное время суток: в частности, цикл Моне «Руанский собор» включает 30 картин, изображающих храм в различном освещении.
Выпуск газеты №:
№12, (2014)Section
Культура