Зачем слова? Мы дело несем.
Олег Ольжич, украинский поэт, археолог и политический деятель

Ужгородская «Бавка»

Закарпатский театр кукол к своему 35-летию выпустил книгу «Театр граючої ляльки Срібної землі»
6 декабря, 2017 - 17:07

Появление этого двуязычного (украинский, английский), с изысканным цветным, ярким дизайном издания, передает атмосферу веселого кукольного действа (Галина Корнева), стало возможным при содействии Управления культуры Закарпатской облгосадминистрации.

Составители и авторы - Мирослав Петий, Нина Малышко, Марина Белоус, Галина Корнева, поставили себе целью донести до общественности историю возникновения идеи создания в старинном Ужгороде - центре Серебряного Закарпатского края, театра для самых маленьких зрителей.

В названии «Бавка», так Театр кукол стал называться относительно недавно, есть характерный признак. «Бавками» в верховинских селах издавна называли зрелища, с которыми бывали там заезжие лицедеи, а участником древних вертепов всегда был «бавиля», актер, выступавший с куклами. Таким образом, название «Бавка» ведет свое начало от древних традиций народного кукольного искусства Закарпатья.

Современная история Ужгородского театра кукол началась 35 лет назад. Но здание, изысканный архитектурный сундучок в самом центре города на Театральной площади, возле пешеходного моста над извилистым Ужом радует горожан с 1900 года! Дом спроектировали будапештские архитекторы. В тогдашней Австро-Венгрии было решено построить городской театр для антрепризных труп, которые тогда гастролировали. В 1920-х в здании разместился первый украинский театр - «Русьский театр «Просвита». Некоторое время им руководил корифей украинского профессионального театра Николай Садовский. После Второй мировой войны здесь нашел приют Закарпатский областной украинский муздрамтеатр. И только с 1988 года кукольники назвали это помещение своим родным домом.

Историческая летопись насыщена фотоиллюстрациями. Наряду с описанием организационного периода возникновения Театра, формирования труппы, первых наработок репертуара, речь идет об основателях нового коллектива, первых: директоре Владимире Лихтее, главном режиссере Николае Волошине, завлите, известном писателе Феликсе Кривине. Они, с помощью сил молодого актерского коллектива, работали над созданием самобытного лица нового театра. Рассказ сопровождается фотоматериалами, которые запечатлели фигуры создателей театра, сцены из первых спектаклей, репетиций, встречи с маленькими зрителями, первые гастрольные путешествия.

В разделе о личностях, обеспечивающих дальнейшую счастливую творческую жизнь театра «Бавка», речь идет о многолетнем директоре Александре Турянице, главном режиссере Александре Куцыке, их преемниках, директоре Василии Чайковиче, главном режиссере Наталье Орешниковой, сегодняшнем руководителе Мирославе Петие.

На знакомстве со знаковыми спектаклями репертуара «Бавка» можно проследить путь становления творческого состава театра, его художественные вкусы и сценические приоритеты. В общем, творческий стиль театра можно определить как национально-поэтический, со значительной тягой к экспериментальным поискам в кукольном искусстве. Это касается знаковых спектаклей «Недотепа из Вертепа» Д. Кешели, «Коняги» Р. Московой, «Цирк Ивана Силы» А. Гавроша, «Деревянное чудо» И. и Я. Златопольских, «Энеида» Котляревского, «Лесная песня» Леси Украинки, «Трижды славный разбойник Пинтя» А. Гавроша, «У нашім раї на землі» Т. Шевченко и других.

Отдельным значительным разделом книги стал рассказ о Международном фестивале театров для детей «Интерлялька», с которого с 1997 года началось широкое фестивальное движение кукольников. До сиз пор «Интерлялька» остается уважаемым среди профильных фестивалей и занесена в календарь Международной ассоциации деятелей театров кукол мира (УНИМА).

Книга дает представление об активной творческой жизни современной «Бавки», новых художественных проектах, фестивальных достижениях, которые имеет Театр на международных сценических площадках. Раздел «Персоналии» представляет весь творческий состав. Творческие портфолио с яркими, выразительными фото актеров, спектаклей и образов лучше подают фон художественной среды, в которой живут и творят актеры Театра «Бавка».

Моменты истории создания театра, конечно, - это застывшие мгновения бытия, и рассказ о нынешнем пути театра - то открытое пространство, которое предусматривает пополнение новыми событиями, представлениями, фестивальными новостями, сведениями о молодых творческих личностях. Поэтому, у Книги «Театр граючої ляльки Срібної землі» есть будущее. Она может переиздаваться, фиксируя новые десятилетия и новую историю Театра «Бавка». Хотелось, чтобы обложки будущих книг украшали надписи: «К 50-летию Закарпатского театра кукол», «К 100-летию»...

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед. Иллюстрации предоставлены театром
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments