В филармонию с... детсада
О креативных и амбициозных творческих проектах «Дню» рассказывает Александр Драган (г. Хмельницкий)
Много ли мы знаем о деятельности областных филармоний? Уверена, что даже о столичной — национальной — имеют представление далеко не все киевляне. Чего уж там говорить о кропивницкой, тернопольской, полтавской, житомирской и других. А между тем именно от этих творческих организаций зависит музыкальная жизнь страны.
«День» пообщался с директором Хмельницкой областной филармонии Александром Драганом. Его рассказ о сегодняшнем дне и перспективах поразил масштабами деятельности этого коллектива.
— Александр, вы стали директором в 2009 г., подобрали молодую команду и продолжаете выступать как дирижер камерного оркестра...
— Ну, не совсем. Я вел его до какого-то момента, но оркестр нуждается в полноценной репетиционной работе над репертуаром, программами. Я за то, чтобы коллектив развивался и, понимая меру своей административной загрузки, передал оркестр коллеге. Тарас Мартиник — прекрасный дирижер, работавший в Донецком оперном театре, который из-за нашествия «русского мира» вынужден был выехать.
— Но как музыкант вы все же реализуетесь?
— Это поддержание формы, духовного состояния, профессионального статуса. Объективно понимаю, что сегодня я директор, а завтра им могу не быть. У меня есть профессия, которую очень ценю, поэтому дирижирую время до времени.
— Вы стремитесь создать в Хмельницком Дом оперы и филармонию, то есть планируете новую форму организации — театр и филармония одновременно?
— Это моя стратегическая задача. Например, в Германии и Польше подобное практикуется в небольших городах, где есть симфонический оркестр, который поочередно обслуживает концерты и спектакли. Но в Украине такого нет.
Инфраструктура и творческий кадровый потенциал нам позволяют это сделать, и желание у нас есть. Есть интересные идеи. В нашем репертуаре уже есть «Запорожец за Дунаем», «Тоска», «Назар Стодоля», «Украденное счастье», «Летучая мышь» — за два года мы поставили пять полноценных спектаклей.
Артистов, которые у нас не предусмотрены по штатному расписанию, мы принимаем на работу по соглашению, одновременно изучаем возможность внесения изменений в штатное расписание. Но это уже заставит зацепить действующий закон о театре.
Сейчас есть неотложный вопрос — обустройство оркестровой ямы, потому что в настоящий момент мы снимаем несколько рядов сидений в зале, чтобы посадить под сценой оркестр. У меня уже готова вся проектно-сметная документация. Речь не идет о каких-то космических суммах, но мы хотим, чтобы эта яма периодически накрывалась с помощью определенного механизма и оркестр садился сверху на сцене.
Театральный жанр вызывает большой интерес у публики, к тому же это новый вид деятельности для оркестра, да и в целом всего коллектива. Например, в филармонии есть Академический ансамбль песни и танца «Козаки Поділля». При всем уважении и любви к народным коллективам мы знаем, что они не всегда имеют соответствующее развитие, очень часто законсервированы в плане репертуара. Вы бы видели, с каким рвением хор и балет взялись за работу в «Украденном счастье», «Назаре Стодоле», как блестяще справлялись с музыкальным материалом!
В случае с «Летучей мышью» отмечу нехватку чисто театрального мастерства, но благодаря их отдаче, желанию, энтузиазму, энергии молодого режиссера Богданы Латчук все выглядело довольно прилично. Публика любит оперетту. Если на первый спектакль был заполнен зал на 80%, то на второй уже доставляли стулья. Постановка имела большой резонанс, и сейчас мы получаем очень много звонков и обращений касательно ее повторения.
— А вообще в Хмельницком публика ходит в филармонию?
— Мы довольно большой ресурс вкладываем в промоцию. Люди здесь очень искренние, теплые, открытые — это не та публика, которая в больших городах, где половина аудитории сидит и внутренне критикует или пишет рецензии на услышанное и увиденное. Наши люди воспринимают все более интуитивно, эмоционально, я их очень ценю. Когда я принимал решение приехать сюда жить, основным фактором была искренность людей. Стараемся их не разочаровывать.
— У вас ежедневно проходят концерты?
— Да! Мы много импрез даем по всей области. Есть специальные программы для школ и детских садов. У нас есть транспорт, мы ездим по районным центрам и селам области. Если же говорить о концертах в филармонии, то это два-три разножанровых, разноплановых тематических вечера в неделю. Помимо большого концертного зала у нас есть еще органный и камерный залы. Своя публика приходит на органные концерты, другая — на народные коллективы, симфонические, академические программы. Практикуем также симфорок, симфоджаз. Собираем полные залы. Выступаем по праздникам на улице для популяризации искусства.
У нас работает команда менеджеров. Мы стараемся материально поощрять тех, кто привлечет больше публики на концерт. Поэтому количество слушателей с начала моей деятельности увеличилась в два раза, а прибыли — в 10.
— Повышаете ли цены на билеты?
— Нет, мы цену радикально не меняем. Если смотреть c бизнесовой точки зрения, то не всегда цена даст большую прибыль. Иногда разумным демпингом можно больше зарабатывать, чем искусственно завышать стоимость билетов. Для учеников музыкальных школ и студентов у нас разработана система абонементов. За символическую плату они могут проходить на все концерты.
Мы понимаем важность поколений, которые будут идти за нами. Иначе можем их элементарно потерять и потом не будет, для кого работать.
Детей, которые имеют слуховой, культурный опыт, нужно воспитывать. Поэтому первое, что мы сделали, — создали детскую танцевальную студию при народном ансамбле, которая работает на самоокупаемости. Когда мы начинали несколько лет назад, у нас было не так много желающих, а сейчас — конкурс, чтобы попасть учиться. Это стало очень престижно в городе. Дети принимают участие в вечерних концертах, очень много гастролируют, даже за рубежом. Сейчас студия насчитывает 120 детей.
Внедрили мой проект «Концерты на подушках». Он популярен в оперных театрах и филармониях Германии. Совсем маленькие детки (от 3 до 6 лет) приходят, садятся на подушки, раскладывают игрушки, а музыканты играют для них... Наша музыковед Аня Кос разработала программу — это непринужденные беседы, ненавязчивые знания. Так в форме рассказа, игры дети приобщаются к музыке...
Еще в 2012 году, кажется, были разговоры, что все музыкальные школы переведут на самоокупаемость...
— Сейчас опять эта волна поднимается...
— Это катастрофа! Позитивный опыт нельзя отвергать. Государство должно это финансировать, если мы хотим иметь полноценное поколение здоровых, духовно развитых детей.
У меня появилась идея положить начало детской филармонии. Мы разослали письма в музыкальные школы города и области с предложением: лучшие дети будут играть с оркестром. Обратный ответ сначала был не очень утешительным. Тогда мы сели в автобус и объездили с камерным оркестром почти все музыкальные школы. Призывали родителей, учеников, учителей городов и районов, чтобы они поддержали эту идею.
Репертуар детей в музыкальных школах не какой-то концертный. Мы сами делали аранжировки тех пьес, которые играют дети, для оркестра, чтоб это было на приличном уровне. Вот сейчас идет, наверное, уже четвертый сезон детской филармонии. Дети из всей области ежемесячно приезжают к нам.
Я очень горжусь этим проектом. Таким образом мы воспитываем свою публику, приобщаем детей к искусству.
Выпуск газеты №:
№105, (2017)Section
Культура