Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В Голливуд – без Довженко

В Лос-Анджелесе состоялся фестиваль украинских фильмов
18 июня, 16:55

Каждый, кто любит кино, мечтает побывать в Голливуде. Хотя далеко не каждый представляет, что оно за штука такая, этот Голливуд? Синоним самого успешного кино. Комплекс киностудий на восточном побережье Соединенных Штатов. Еще что-то?

И вдруг приглашение устроить фестиваль украинских кинолент в Голливуде. От продюсера Анатолия Фрадиса, его компании  European Film Services Corporation. Вы будете смеяться, но таки да, он одессит. Бывший, конечно. С 1979-го живет в Америке. А собственно кто же, как не одесситы, сотворили Голливуд? Разве что Чарли Чаплин как-то обошел Южную Пальмиру, а так       — длиннющий список. Вот и Фрадис из Одессы. Помочь он попросил наш Союз кинематографистов, так что и мы там были, мед-водочку пили, по усам текло-щекотало: это же надо — мы на Голливудщине!

ТЕНИ НЕЗАБЫВАЕМОГО БЕНИ. ТОЛЬКО БЕЗ КРИКА

Зачем Фрадису понадобился такой фестиваль — точно сказать трудно. Однако наверняка — один из мотивов — амбициозный: показать украинское кино в контексте  современных реалий. Второе — воспроизвести полиэтничность и поликультурность нашего кинематографа. Третье — удовлетворить потребности разных группировок украинской, да и отчасти русской эмиграции (которая уже и не эмиграция нередко, потому что слишком давно живет в США, этой стране эмигрантов).

Следовательно, не удивительно, что в фестивальную программу фильмов попал «Беня Крик» Владимира Вильнера, еще «немого» 1926 года. Нужно же было презентовать еврейскую составляющую нашей кинокультуры — чтобы видели, чтобы слышали: евреи не только в Голливуде, но и у нас тоже успешные. Картина, сделанная по повести Исаака Бабеля, — о банде  во главе с эдаким Беней Криком, сыгранным Юрием Шумским (тем самым, который через годы сыграет и в театре, и в фильме Галушку в «Степах України»).  Кстати, история удивительно современна: Беня и его бандиты грабили до революции 1917 года, а затем — лишь немного поменяв одежку и фразеологию — и после революции. То, что у нас сегодня происходит. Одним словом — актуальное кино.

От одесситов (эту программу презентовал одесский критик Евгений Женин), конечно же, и ранний фильм Киры Муратовой «Короткие встречи», одного из самых выдающихся художников нашего кино грех было бы обойти. Как и «Весну на Заречной улице» Феликса Миронера и Марлена Хуциева, вот сей манифест времен «Хрущевской оттепели», возвращавшей кино к человеку, поэзии его повседневной жизни... Ну, и знаменитый в свое время «Зеленый фургон» (1959) Генриха Габая (ученик Игоря Савченко), эдакий микст приключений, лукавства и благочинной веры в возможность человека  изменяться во времена лихолетий. После того, как Габай эмигрировал в 1972 году, картину не показывали, да и сейчас что-то не очень эту картину видно, а зря.

Киевскую часть фестивальной программы можно разделить пополам. В одной фильмы, скажем, сделанные на городском материале. В широком смысле, конечно. Такая миниретроспектива начинается знаменитой — у нас — картиной «За двома зайцями» Виктора Иванова, которая иностранцам, без комментариев, не совсем понятна. Не менее знаменитый фильм «В бой идут только «старики» Леонида Быкова повествует о «желторотиках», которые попали на войну чуть ли не со школьной скамьи, сохранив наивно-романтичное отношение к миру. А дальше лента «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, которая в начале 1980-х воспринималась как супервыразительная протестная акция против тогдашнего маразматического режиму, а теперь — как рассказ о душевных терзаниях «лишнего» человека». Ближайшая к нам во времени картина «Распад» Михаила Беликова повествует о причинах и следствиях аварии на Чернобыльской АЭС (это тот случай, когда фильм со временем вырастает, воспринимается глубже, объемнее).

Третий сегмент фестивальной программы составили фильмы, которые традиционно воспринимаются как выражение, экранное и совершенное, глубинной ментальной сущности украинцев. Это, прежде всего, «Тіні забутих предків» Сергея Параджанова и «Камінний хрест» Леонида Осыки, фильмы, которые до сих пор ошеломляют своими эстетичными и мировоззренческими открытиями. Следом за этим еще одна миниретроспектива — на этот раз личностная: речь идет о фильмах Юрия Ильенко. Так как кроме «Тіней...» (напомню, там он был оператором), это еще «Криниця для спраглих», «Білий птах з чорною ознакою», «Лебедине озеро. Зона». Вместе это еще и ретроспектива (кроме «Лебединого озера...») актрисы Ларисы Кадочниковой, которая принимала участие в фестивале и, кроме того, представила замечательную документальную ленту (сделанную ею в соавторстве с Дмитрием Томашпольским) под названием «Лариса Кадочникова. Автопортрет».

И, конечно же, небольшая программа новейших (и — что приятно — очень сильных) лент: «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» Михаила Ильенко (он тоже принимал участие в фестивале), «Брати. Остання сповідь» Виктории Трофименко, триумфатор сорока (!) международных кинофестивалей, начиная с прошлогодних Канн, фильм «Плем’я» Мирослава Слабошпицкого  (ко всему эта картина признана лучшей за 2014 год Национальным союзом кинематографистов). Кроме того, на протяжении уже последней недели подготовки в недрах фестиваля вызрел еще одно его подразделение — фильмы молодых режиссеров. Речь идет об альманахе короткометражных документальных фильмов «Чорний зошит Майдану», сделанном второкурсниками (!) Института экранных искусств университета имени И.Карпенко-Карого (именно эта лента — по понятным причинам — собрала наибольшую аудиторию), а также о триллере «Тіні незабутих предків» Любомира Левицкого (фильм собрал достаточно большую аудиторию в национальном кинопрокате) и мелодраме Дмитра Сана «Час, коли я писала вірші».

Как видим, достаточно представительская коллекция фильмов. И это без лент Александра Довженко, Ивана Кавалеридзе, Игоря Савченко, Марка Донского... Или таких картин, как «Скуки ради» Артура Войтецкого, «Комиссары» Николая Мащенко, «Вавілон ХХ» Ивана Мыколайчука и многих других. У нас — несмотря на скептицизм многих псевдоинтеллектуалов — очень сильный кинематограф, на подобных зарубежных ретроспекциях можно выставить десятки собраний, которые откроют Украину миру.

КОГДА? ГДЕ? КАК?

Как раз в канун отъезда в Лос-Анджелес я принимал участие в совещании относительно организации украинских зарубежных культурных центров. Вел его один высокий чиновник, который неожиданно сказал, что такие центры начнут обустраивать через 2—3 года (читай, когда этот чиновник уже и работать не будет; текучесть кадров в этой сфере у нас известно какая). Около меня сидел один из руководителей зарубежного центра в Киеве, от неожиданности он аж подскочил в кресле: «Как через три года? Это нужно было сделать еще двадцать лет назад! Куда еще откладывать?».

Ну да, война. Только какая же?  Скажем правду: это война, которую ведет наше чиновничье братство против Украины где-то с середины 90-х. В основе ее абсолютное презрение к народу (само это понятие практически выпало из обихода) и его культуре. Известно же, кинематограф практически не поддерживался финансово (кроме небольшого периода 2011—2013 годов), его реформирование блокировалось. Не было бы этой войны — чтобы смогла сделать Россия или кто бы там ни был? В эту систему противодействий развитию нации вписывается и отсутствие каких бы то ни было центров культуры за рубежом (единственный такой центр — в Москве). «Нет денег на это!» — ответил мне как-то один из бывших министров иностранных дел. Крали (и крадут) миллиарды, десятки миллиардов тратятся в поддержку олигархических бизнесов, а на то, чтобы, хотя бы, в 10—15 странах мира создать центры, которые популяризировали бы Украину и ее культурные достижения, — ничего нет: денег, воли, желания. За этим преступное нежелание, за этим — эгоцентрическая концентрация на интересах мошеннической верхушки страны.

Сергей ТРЫМБАЧ: Одно из самых престижных изданий — Нollywood reporter — посвятил фестивалю достаточно объемную публикацию. Сегодня к Украине в мире особое отношение, когда еще такое будет? Значит, стоит воспользоваться и предлагать миру свои киносокровища

Изменилось ли что-то в настоящее время?  Не спрашивайте, почему у меня заплаканные глаза... Вот  и Первый фестиваль лучших украинских фильмов в Голливуде (First Festival of the best Ukrainian Films) — такое название он получил — вряд ли может рассчитывать на продолжение. Потому что Анатолий Фрадис не будет ежегодно  доставать деньги из собственного кармана, ему нужно помочь. Если, конечно, мы действительно хотим, чтобы об Украине узнавали не только по фронтовым сообщениям с Донбасса. Тем более, что нет более экономичного способа доносить культурные тексты до мира — чем кино. Никаких проблем с транспортировкой — фильмы сейчас провозятся в кармане, или передаются по сетям интернета.

Может помочь, конечно, и диаспора. Однако будем откровенными: диаспоряне при безразличии государства тоже не будут проявлять особую активность. Фестиваль в Голливуде это, кстати, и подтвердил. То ли господин Фрадис с ними не нашел общего языка, то ли по каких-то другим причинам (среди которых — по моему предположению — и несконсолидированность самой диаспоры) однако американских украинцев было мало на просмотрах. Продюсер говорил мне о своем желании на будущее внести коррективы в организацию фестиваля именно в таком направлении.

Среди причин недостаточной активности украинцев называлась и очевидная: Лос-Анджелес является огромным городом, по большей части одноэтажным. Расстояния здесь достаточно большие, так когда вы решили добраться до Беверли Хилз (напомню, это один из районов города, в котором, в основном, и проживают голливудские звезды и другие знаменитости) и кинотеатра Laemmle Music Hall, в котором и происходили показы наших фильмов, то это уже целое обременительное приключение.

Хотя внимание таки было, в частности прессы — к примеру, одно из самых престижных изданий Нollywood reporter посвятил фестивалю достаточно объемную публикацию. Сегодня к Украине в мире особое отношение, когда еще такое будет? Значит стоит воспользоваться и предлагать миру свои киносокровища. Что отчасти и происходит — на протяжении последних 2—3 месяцев ретропоказы состоялись еще и в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Шеффилде... И новость последних дней: Министерство культуры презентовало проект Концепции создания Украинского института (Института Тараса Шевченко), который, — по замыслу — и должен заботиться продвижением украинской культуры за рубежом. Дай Бог! Если бы еще в этот бассейн воду иногда наливали, если бы этот институт и финансировался... Потому что, пока что, в ответ на мой вопрос, финансируются ли какие-то культурные акции  в США, генеральный консул Украины в Сан-Франциско Сергей Алешин только махнул рукой. Кстати, спасибо генконсулу, его участие в фестивале было предметным и действенным.

ГОЛЛИВУД — ЭТО ПЕЙЗАЖ

Лос-Анджелес оказался в чем-то — за крутым рельефом, немало подъемов и спусков, горы и взгорья, где и живет немало знаменитостей — похожим на Киев. Эта известная всему миру надпись HOLLYWOOD находится в горах, и достаточно большое количество туристов добираются туда с одной целью — сфотографироваться на голливудском фоне. Хотя можно это сделать где угодно. У меня, скажем, есть фотография, где я с президентом Бушем — монтажное фото сделали когда-то в Нью-Йорке за пять долларов. И все же — горы, горный воздух: лепота! А еще и океан рядом. Хотя — как оказалось — купаться в нем можно только какой-то короткий период в августе, в другое время — вода прохладная.

Голливудские компании всплывают друг за другом на улицах Лос-Анджелеса. Не только офисные помещения, но и производственные корпуса, оснащенные новейшей техникой (вот и попробуй конкурировать с такими!). А знаменитая студия Universal Studios Hollywood предлагает не только визуальные смотрины, но и подробное ознакомление с историей и обустройством современного съемочного процесса. Ты будто делаешься — за сто долларов — участником многочисленных кинодейств.  Подумалось, что и нашу Киностудию имени Довженко можно наполнить таким экскурсионным реквизитом. Вот вам Проня Прокоповна и фрагменты декораций фильма «За двома зайцями», вот легендарные герои из «В бой идут одни «старики»... Всего-то и нужно, что немного денег и много фантазии.

А вот знаменитый бульвар Hollywood разочаровал: самая обычная барахолка. Конечно, именно здесь вручают «Оскаров», а вот здесь бывал Чарли Чаплин, и Аллея славы, со звездами, на которых имена действительно великих актеров и режиссеров. Но  все равно — привкус какой-то дешевизны, торговли погремушками, всей этой ширпотребовской символикой. Торговцы возле храма художественного, сами понимаете... Хотя раз в жизни все же побывать стоит.

Гидами по «Голивудщине» были очаровательные женщины, бывшие киевлянки, актрисы Галина Логинова и Катерина Крупенникова. Они давно здесь живут. Логинову больше знают как мать суперзвезды Милы Йовович. Однако она сама прекрасная актриса (фильмы «Тени исчезают в полдень», «Много шума из ничего», «Миллионы Ферфакса», «Пробивной человек»...), и не только в прошлом. Скажем, недавно она снялась в роли звезды «немого» кино Аллы Назимовой в американской ленте «Немая жизнь». Жалко, что ни Логинова, ни Крупенникова не были привлечены к фестивалю, это бы придало ему больший и более личностный шарм. Впрочем в значительной степени это компенсировалось очаровательным талантом Ларисы Кадочниковой, которая и была главной звездой Первого украинского в Голливуде. Первого и, хотелось бы верить, не последнего!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать