В Киеве засияли две новые «Звезды Италии»
В Национальной опере состоялся масштабный концерт «Гала Россини»
Вечер прошел при поддержке Посольства Италии и Итальянского института культуры и был приурочен ко Дню Европы. Увертюры, арии, дуэты, сцены и даже полноценные финалы опер, которые у нас редко или почти не исполняются, удерживали зрителей в креслах дольше трех часов, что вполне отвечало духу Джоаккино Россини (именно этот итальянский автор когда-то написал шестичасовую оперу «Вильгельм Телль»!).
Торжественная часть мероприятия включала в себя вручение ряда наград: сопрано Ольге Нагорной присвоили звание «Народной артистки Украины», а дирижеру Николаю Дядюре и сопрано Людмиле Монастырской вручили ордена «Звезды Италии». Дальше же начался настоящий музкарнавал конкурентов-вокалистов, способных сражаться в скоростях и темпах, сочиненных легендарным Россини. Изяществом встретила слушателей Увертюра к опере «Сорока-воровка» в исполнении Симфонического оркестра Национальной оперы. Хотя дирижер Николай Дядюра слегка переборщил со «штрихами» — резкие акценты в конце фраз лирической темы выглядели надуманными. Сыграть по-своему маэстро решил и пасторальную тему внутри Увертюры к опере «Вильгельм Телль» (он взял слишком медленный темп, превратив соло английского рожка, имитирующего звучание рожка горных пастухов, в колыбельную). Видимо, это было сделано для того, чтобы прерывающая этот раздел блестящая фанфара, исполняемая трубами перед знаменитым галопом, резко пробуждала слушателей подобно тому, как громовой аккорд всего оркестра фортиссимо вторгается в медленную часть Симфонии №94 «Сюрприз» Йозефа Гайдна. Яркий театральный эффект дирижеру удался, но с замыслом композитора он, по всей видимости, имел мало общего. В остальном же оркестр под руководством Николая Дядюры звучал разнообразно, хотя большинство жестов маэстро казались театрально надуманными — особенно обязательные взмахи вверх с эффектным разворотом туловища в конце буквально каждой композиции.
Первую часть программы поставили в акустически невыгодные условия: позади оркестра, сидящего на авансцене, поместили помост на три ступени. Картинка выиграла, и пространства для маневров у вокалистов было достаточно, но голос при этом глушился. Поэтому когда в Каватине Розины из оперы «Севильский цирюльник» Ольга Нагорная вышла петь перед оркестром, это прибавило ее вокалу баллов. При всех комплиментах, которые можно адресовать этой вокалистке, Розина — все-таки, не ее партия. Во-первых, тут нужно колоратурное сопрано (в оригинале — колоратурное меццо-сопрано). Во-вторых, у Россини это совсем юная девушка, трепетная и восторженная, а Нагорная играет зрелую, опытную женщину, больше похожую на Розину из «Женитьбы Фигаро» Моцарта.
Несколько блекло выглядел и приглашенный солист вечера — итальянский тенор Филиппо Адами. В то же время, при достаточно скромных природных данных, в его исполнении чувствовалась отличная выучка — то, чего нашим артистам, получившим образование вдали от родины бельканто, порой не хватало.
Самыми удачными в концерте выглядели ансамбли и отдельные сцены. Например, финал І действия оперы «Итальянка в Алжире» блестяще исполнили Ольга Фомичева, Дарья Князева, Дмитрий Кузьмин, Мария Березовская, Дмитрий Агеев, Александр Бойко и Игорь Мокренко. «Зубодробильная» скороговорка с ярким комическим эффектом, великолепно сыгранная даже в условиях статичного концерта, сорвала бурные овации зала. А самым запоминающимся стал финал I действия оперы «Путешествие в Реймс», в котором просто невероятно хорошо выступили тенор Валентин Дитюк (кавалер Бельфиоре) и бас-баритон Андрей Маслаков (дон Профондо). Первый отличался мягким, глубоким тембром и потрясающей ровностью по всему диапазону — равного ему тенора в программе не было! Второй исполнил лучший номер вечера — Арию дона Профондо «Medaglieincomparabili» (буквально — «Не будем терять времени»), показав себя не только отличным певцом, но и захватывающим дух актером.
В целом, в концерте прозвучали фрагменты из семи опер Россини — «Сорока-воровка», «Синьор Брускино», «Итальянка в Алжире», «Золушка», «Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль», «Путешествие в Реймс», а также ария «Inflammatus et accensus» в исполнении оперной примы Людмилы Монастырской. Из них в репертуаре театра идут только «Золушка» и «Севильский цирюльник», так что этот концерт стал настоящим праздником для ценителей итальянской оперы.
Выпуск газеты №:
№85, (2015)Section
Культура