Перейти к основному содержанию

В мирном городе Харькове

«Тарас Бульба»: пять выстрелов под музыку Лысенко
27 августа, 11:05
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» НА ПЛОЩАДКЕ ПЕРЕД ТЕАТРОМ / ФОТО АВТОРА

Харьков в последнее время, к сожалению, не избежал ни политических провокаций, ни взрывов и выстрелов. Вполне возможными они были и в канун Дня Независимости Украины и Дня города Харькова, которому исполнилось 360 лет. И все же несколько выстрелов прозвучало в центре города. Однако они были предусмотрены сценической партитурой оперы М. Лысенко «Тарас Бульба», показ которой состоялся под открытым небом перед театром имени знаменитого композитора. Первым выстрелом попал в сына-предателя сам Тарас. Еще четыре выстрела из казацкой пушки прозвучали во время сценической «атаки» запорожцев на врага.

— Никаких торжеств и пышных празднований по поводу государственного праздника Независимости и Дня города не планировалось, — объяснил по этому поводу генеральный директор Национального академического театра им. М. Лысенко Олег ОРИЩЕНКО. — И это вполне понятно — в настоящее время не до праздников. Однако мы решили отметить День рождения государства не совсем традиционным способом. В отличие от порой непритязательных по вкусовым критериям поп- и рок-концертов, предложили собственный проект на открытой площадке перед театром. Им стала большая сценическая композиция на основе оперы М.Лысенко «Тарас Бульба» по сюжету М.      Гоголя. Название «Літа орел...» позаимствовали из текста автора либретто М. Старицкого к героической арии Тараса Бульбы. Таким способом хотелось продемонстрировать настоящую ценность лучших образцов национальной музыки, театра, литературы, донести до понимания каждого зрителя массовой аудитории его собственную причастность к этой культурной сокровищнице.

Этот сложный проект был реализован. Причем зрители были приглашены на только что отреставрированную городской властью площадь перед театром с новыми энергосберегающими светильниками, зоной отдыха, парковыми диванами, новыми фонтанами и клумбами, на которых высажено около 13 тысяч единиц цветов.

Городская власть помогла и специальным, очень ценным, техническим оборудованием — такого наш театр в своем распоряжении не имеет. Грандиозным превращениям отвечал и масштаб зрелища: в проекте принимали участие мастера сцены, молодые солисты, хор, балет и симфонический оркестр Харьковского национального академического театра оперы и балета имени М.В.   Лысенко под руководством нового музыкального руководителя Виктора Плоскины.

Наш проект был построен, с одной стороны, на академических образцах национального искусства, с другой — на традициях массовых зрелищ, свойственных разным эпохам становления украинской государственности. Однако он не имел политической заангажированности и конкретных идеологических лозунгов, вызывая только эмоциональные впечатления благодаря ярким выразительным средствам воздействия (музыка, пение, танец, световые и другие эффекты). Таких впечатлений невозможно достичь в обычных условиях сценической площадки и настроенности зрителей на отдых в удобных театральных креслах.

Успешная реализация данного проекта в канун Дня Независимости Украины и Дня города Харькова создала настоящую возвышенно-праздничную атмосферу, которую оценили все. Уместно напомнить, что опера «Тарас Бульба» М.Лысенко была впервые поставлена в Харькове 90 лет тому назад, и мы готовились к этому юбилею очень тщательно.

Уровень проведения культурно-художественного праздника смогли оценить и почетные гости — правительственные чиновники, специально прибывшие в Харьков, и обычные зрители, которые пришли на площадку около театра.

Евгений НИЩУК, министр культуры Украины:

— Искренне преклоняюсь перед высоким мастерством этого легендарного коллектива: оркестр, хор, солисты, балет — все были на высоте. Особенно же маэстро Виктор Плоскина, который излучал энергию и наполнял ею всех. Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Мыколы Лысенко — одна из визиток Харьковщины, которая открывает ее для всей Украины, Европы, мира. А также наглядно демонстрирует, что Харьков — оплот стойкости и независимости Украины. Высокое искусство всегда способствует добру, миру и согласию. И мы сегодня в этом убедились, находясь на спектакле «Тарас Бульба» под открытым небом. Даже тех людей, которые не знали об этом событии и случайно подходили к зданию театра, поглощала магия искусства, содержание исторической драмы. И они оставались, чтобы продлить это ощущение и оставить его в своих сердцах...

Такой замечательный коллектив заслуживает, чтобы государство повернулось к нему лицом и, невзирая на все трудности сегодняшнего дня, мы будем об этом заботиться.

Александр ПЛОТНИКОВ, врач (Харьков):

— Эту оперу помню еще в постановке 1970-х годов, когда роль Тараса Бульбы исполнял выдающийся бас Евгений Червонюк, кстати, ученик Ивана Паторжинского. Когда в исполнении Червонюка начиналась ария «Літа орел...», как будто могучая волна катилась со сцены, и каждое пропетое слово волновало. Нечто подобное почувствовал и сегодня, когда пел наш Михаил Олийнык, замечательный мастер пения с чрезвычайно красивым голосом. Под стать ему и Елена Романенко — она очень трогательна в роли Насти, жены Тараса. А сколько талантливой молодежи ныне подрастает в театре! Сыновья Тараса — Владимир Ефименко и Александр Золотаренко выше всяких похвал. Они поют без скидки на возраст и относительно небольшой сценический опыт... И еще для меня символично, что опера эта накануне праздника Украины звучит вблизи памятника Кобзарю и театра «Березіль» Леся Курбаса — художественных святынь нашей культуры.

Елена ШАБАЛИНА, преподаватель Академии культуры (Луганск):

— Понятно, что все мои мысли сейчас в родном городе. Но, попав в Харьков, на два часа отвлеклась от волнений за родных, учеников, дом, украинских военных, которые нас защищают. Возможно, еще не наступило время для создания героической летописи наших дней. Но есть с чего брать пример — с бессмертной классики: произведений Тараса Шевченко, Мыколы Гоголя, Мыколы Лысенко. Сама жизнь осовременивает трактовку их произведений, проводит исторические параллели. Никогда Украину не поставить на колени, никогда не будет прощения предателям! И это по-своему показывают харьковские исполнители. Давно не видела такой артистической отдачи, художественного драйва. С профессиональной точки зрения, эта адаптация для открытого показа сделана отлично, почти не чувствуются сокращения, сохранено образное решение, невзирая на скудность деталей художественного оформления. До слез волнующее зрелище!

Игорь ШВАЙКА, министр Минагропромполитики Украины:

— Лучшего подарка ко Дню рождения нашего государства трудно себе представить. Мне очень и очень понравилось. Как харьковчанин «со стажем» (потому что учился и работал здесь), как постоянный ваш зритель, скажу, что «Тарас Бульба» под открытым небом оставил неизгладимое впечатление. Театр переступил собственный порог и приблизился к зрителям, но мне кажется, что и стадион на таком зрелище был бы полностью заполнен. Харьков — настоящий центр театрального искусства Украины. Это — самый мощный культурный, индустриальный и, самое главное, мирный город. На такие мысли настраивает волна вашего искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать