В отрыв
Умер Милош Форман.
Последняя его работа - "Призраки Гойи" - вышла в 2006-м, после этого он не снимал.
Его первый фильм, который мне довелось посмотреть - "Амадей" (1984) - о жизни и смерти Моцарта и его отношениях с Сальери. Затем было "Пролетая над гнездом кукушки" (1975) с невероятным Джеком Николсоном и пересмотренные бесконечное число раз "Волосы" (1979) - рок-мюзикл, который нам, хиппарям, служил чем-то вроде экранной Библии. "Регтайм" (1981) впечатлил совершенством формы и пессимизмом, "Бал пожарных", снятый еще в 1967-м в Чехословакии, откровенным и смелым издевательством над социалистическими порядков, американский дебют "Отрыв" (1971) - ощущением свободы, гораздо более мощным и свежим , чем в "Волосах".
Начав смотреть как кинокритик много разного кино, я о Формане забыл. В его лучших фильмах есть то, что может очаровывать в молодости, равно как и отталкивать в более зрелом возрасте - взрывной пафос финалов, эмоционально заостренные сюжеты. Форман идет на публику, наносит ей прямые удары сквозь вероятную защиту скептицизма либо рациональности. Неважно, довел Сальери Моцарта до смерти, пытали или нет пациентов в американских психиатрических лечебницах в середине 1970-х - когда на экране Сальери кричит "Я, бог посредственности, благословляю вас!" или герой Николсона бьется в конвульсиях под электрическим током, этому веришь безоговорочно. По крайней мере когда тебе 26 лет.
Он был простым режиссером и снимал о простых вещах, но очень хорошо чувствовал зрительскую физиологию, знал, как взволновать человека в зале; нечастый талант.
Теперь все его истории рассказаны.
Теперь начинается самое интересное.
Section
Культура