Перейти к основному содержанию

В ожидании рутины

26 января, 00:00

Сегодня в Киево-Могилянской академии состоится презентация сборника «У чеканні театру. Антологія молодої драматургії».

Она дает довольно широкий срез тем, интересов и эстетических поисков молодых авторов, пришедших в драматургию во время ее глубочайшего кризиса, в ситуации разорванного пространства и времени, прерванных традиций, не рожденного новаторства, самопроизвольной и хаотичной смены системы ценностей и координат.

Возможно, поэтому в большинстве пьес действуют не герои и не антигерои, а дезориентированные персонажи, отождествляющие реальность с собственными психологическими комплексами, воспринимающие ее как что-то однозначно враждебное и замирающие в абсурдистско-символическом ожидании перехода в Смерть-Ничто (Леся Демская, Анатолий Днистровый, Елена Савчук) или погруженные в пространство сюрреалистической притчи (Сергей Щученко, Неда Неждана). Эстетическая пережитость такой тематики западноевропейской культурой накладывает знак вторичности на работы молодых украинских драматургов, несмотря на их неоспоримую талантливость.

На бытовых и общественных реалиях нашего времени строится конфликт только двух пьес антологии — «Житие простых» Натальи Ворожбит и «Территория «Б», или Если раздеваться — так уж раздеваться» Олега Миколайчука-Низовца. Однако и здесь слишком уж ощущается влияние драматургии 70-80-х годов, в частности Ярослава Стельмаха и Александра Вампилова.

Впрочем, как по мне, такая вторичность — это не приговор и не свидетельство эстетической несостоятельности, а отражение общественной ситуации. Ведь для рождения самобытной драмы нужны как минимум полюсы общественного идеала, между которыми структурируется иерархия общественных и нравственных ценностей. Ведь драма — это конфликт, а в противостояние можно вступить с силой, которая сопротивляется: с правилом, законом, рутиной, банальной повседневностью. Необходимо рутинное, т.к. без него невозможно понятие свободы, выбора, а, следовательно, и действия — сути драмы. Возможно, герои пьес наших молодых современников действуют в придуманном ими самими иллюзорном пространстве или же просто статически замерли потому, что окружающая хаотическая реальность делает невозможной любую стабильную опору?

Хотя, Неда Неждана в пьесе «Школа шутов» опирается именно на такое отсутствие опоры, на характерный для нашего времени излом человеческой личности, растерянно и автоматически пытающейся действовать в соответствии с ситуацией, играть роль, которую ей предлагают обстоятельства. Не узнаваемая ли ситуация? Не в ней ли формируются конфликты нашей жизни, все больше требующей в личности, устав от шутов и марионеток?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать