Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В поисках Бабеля

«Никакое государство, никакая власть не имеет права на уничтожение людей», — считает американский режиссер Дэвид Новак
18 ноября, 16:17
В 1939 ГОДУ АРАМ ВАНЕЦИАН НАЧАЛ ПИСАТЬ ПОРТРЕТ БАБЕЛЯ, КОТОРЫЙ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ ПРИЖИЗНЕННЫМ ПОРТРЕТОМ ПИСАТЕЛЯ / ФОТО С САЙТА TEATRE.COM.UA

Одним из специальных событий 45-го Киевского МКФ «Молодость» был показ документального фильма американского режиссера Дэвида Новака «В поисках Бабеля». Фильм — об одном из ведущих советских писателей, авангард которых внушительно составила литературная Одесса. Отталкиваясь от фрагментов одной из последних бесед со вдовой писателя, Антониной Николаевной Пирожковой, известным советским архитектором, внук Исаака Эммануиловича Бабеля, Андрей (американский актер и режиссер Андрей Малаев-Бабель) проходит в фильме путь в поисках исчезнувших рукописей. Многих людей, сторонников творчества Бабеля, встречает американский внук на фоне сегодняшних реалий. Все грустные загадки раскрыть не удается, но утверждения, что никакое государство, никакая власть не имеет права на уничтожение людей, проходит контрапунктом через всю картину.

Об этом и не только — в беседе с режиссером ленты Дэвидом НОВАКОМ.

***

— Дэвид, скажите, пожалуйста, почему решили именно сейчас делать фильм о Бабеле?

— Все началось с того, что я записал интервью с Антониной Пирожковой, вдовой писателя, в то время ей было 92 года. Записал его, так сказать, в «ящик». После ее смерти, Андре решил поехать в Украину и исследовать историю своего дедушки, а я поехал с ним. Мне кажется, что очень важной была история жизни Бабеля, его смерти. Это важно не только для Украины, России, Сирии, а для любых стран, в которых до сих пор существует тоталитарный режим. Это не была только моя инициатива, на то были высшие причины, более духовные и высшие силы.

— Ваш фильм снимался до тех ужасных событий, которые переживает сегодня Украина. Несколько людей, например тот же поэт Евтушенко, который очень некрасиво сейчас выступает в адрес Украины, там присутствует. Безусловно, зритель в Украине воспринимает их появление на экране без энтузиазма. Ваше отношение к событиям в нашей стране? По чьей инициативе, внука Бабеля или вашей, происходил поиск персоналий?

— Всеми встречами и интервью занимался Андре. Он подбирал людей. Он в свое время учился в Московской школе актерского мастерства, и его бабушка, Пирожкова, тоже была знакома со всей этой интеллигенцией. И поверьте, когда впервые видел все эти видео и интервью, относился к ним абсолютно иначе, чем отношусь сейчас ко всем этим словам.

— Весь мир сегодня знает, что в соседнем государстве то, что произошло когда-то с писателем Исааком Бабелем, к сожалению, постепенно становится нормой. Мне не хватает какого-то мессиджа в настоящее.

— Пытался сделать фильм, стилистически подходящий Бабелю. То есть документальный фильм с долей вымысла, так же, как это делал Бабель в своем творчестве. Мне кажется, что сообщение, то есть главная мысль была донесена, и она сплошная в этом фильме и собственно без моих комментариев. Поэтому я специально пытался это не комментировать. Именно поэтому был очень рад находиться в зале вместе со зрителями и просмотреть это все опять. Но, возможно, не каждый это сообщение может так же воспринять. Люди, талантливые люди, которые позволяли себе личное мнение, которые выделялись из «главной линии власти», уничтожались, пропадали бесследно.

— Поэтики в вашем фильме не занимать, и эти части, где идет авторский мессидж реконструкции, очень лирические. А документальная часть — очень скупая. Почему? Россия, Украина не предоставили достаточно материалов или их вообще в архивах не было?

— Было более чем достаточно материалов об Исааке Бабеле. У меня было много информации о его студенческих годах, но я решил не сосредотачиваться так сильно на деталях и, собственно, на его жизни. Видел документальный фильм датского производства, который был очень дидактичным, сосредотачивался именно на его жизни. Просто не хотел этого делать в таком стиле. Показалось, что здесь это будет неуместно.

— Хотя сейчас зритель с удовлетворением смотрит документальные фильмы, но, по крайней мере у нас в стране, это довольно трудно, потому что телевидение не берет, говорит, что это неформат, а в прокате его как такового нет. Иногда энтузиасты, директора кинотеатров могут их показать разово. Как с этим в Америке? И вообще, какую прокатную судьбу этого фильма предрекаете? Или это только фестивальное кино?

— Будущее останется неизвестным... Мы сначала показываем этот фильм в Украине, потом — в Таллинне (Эстония), позже — в Москве (Россия).

— Имеются в виду фестивали?

— Да. Планирую показать этот фильм в США, для российской диаспоры, которая довольно многочисленна в Северной Америке. Многие, не только мои друзья, ждут выхода фильма. В Америке и Канаде такое кино тоже редко показывают в прокате, но Netflex очень повлиял на эту ситуацию в лучшую сторону. Именно через Netflex я собираюсь показать этот фильм в Америке.

— Мы четко знаем всегда, из чего состоит бюджет ленты. Ваш фильм по хронометражу почти полнометражный, много стран взято, бюджет должен быть солидный. Какая продюсерская компания вас поддерживала и ждут ли они возврата вложенных в фильм денег?

— Все деньги, на которые мы снимали фильм, пришли в качестве пожертвований. Это были люди, которые просто знают мою работу, им интересно посмотреть фильм о Бабеле. Кроме того, был Украинско-еврейский союз, который нам помогал довольно значительно. Это очень интересная организация, состоящая из украинцев и евреев, которые отстаивают справедливость в истории евреев в Украине и, собственно, их отношений — еврейско-украинских. Они учитывают весь ход исторических событий. Именно они обеспечили нам треть бюджета. Андре очень доволен работой. Он считает, что ему удалось охватить суть тем, суть Бабеля, его главные идеи, его важнейшие темы, которые он поднимал, и то, какое это имеет влияние на настоящее.

— Когда он организовывал с вами эту поездку и делал эту картину, он стремился ответить на какие-то очень важные для него вопросы. Удалось ли ему это?

— Я думаю, что на многие вопросы мы ответили этим фильмом, но вместе с тем самым большим вопросом, на который мы не нашли ответа, было то, где те исчезнувшие манускрипты. И показывая этот фильм в России, в Москве, опрашивая этих людей, мы надеялись все же их найти. Еще одним большим вопросом было то, почему Бабель вернулся в Москву, не остался в Париже? И на этот вопрос Андре получил ответ. Но не однозначный, есть несколько ответов на этот вопрос. Поэтому, возможно, для него все остается еще немного загадкой. Есть над чем еще поработать...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать