В поисках младости...
Константин Богомолов, Олег Табаков, Сергей Безруков сотоварищи предложили свое прочтение Бомарше
Каким-то хлестким поцелуем безапелляционного обаяния начинает Сергей Безруков яркое страстное и незабываемое свидание со зрителем. Он уверен в успехе, он смакует его и с первых же мгновений, не торопя прощанья час, воспитывает сладкую боль его прихода.
Не важно, в чью честь аплодисменты киевской театральной публики были ярче — Безрукова или Олега Табакова, в финальном поклоне всех участников премьеры Московского театра студии п/р О. Табакова «Безумный день, или Женитьба Фигаро» не отпускали долго, принимали провинциально восторженно, без поправок на требовательный вкус и собственную значимость, словом, искренне, с нотами экзальтации и торжественной мелодией почитания.
И стоило того. Работа серьезная, не гастрольная шипучка, а настоящее шампанское, хотя и открывается без пены и шума. О шампанском и Бомарше режиссер Константин Богомолов задумался, похоже, в тот момент, когда понял, что от сопоставления с гениальным спектаклем театра Сатиры в постановке Валентина Плучека и Андреем Мироновым в роли Фигаро не уйти. Поэтому пользуемых им приемов много. Гора находок. И все же пришлось от комедии положений войти в положение мелодрамы.
Спектакль еще очень «зеленый», наверняка «накатается», но скорее в направлении вразумительности и облегчения островков «моралите», а не в безумном калейдоскопе комических ситуаций.
Фигаро цыгане украли у его знатных родителей 30 лет назад. 10 лет назад он написал долговую расписку богатой даме, обязуясь вернуть деньги или жениться на ней. Дама оказалась его мамой. Проистекающие из этого размышления о тяготах женской доли даже в исполнении прекрасной Ольги Барнет кажутся, мягко выражаясь, наивными.
Раннеполовозрелый и всовывающийся во все Керубино, обычно доставляющий стремительно развивающейся интриге радость преодоления трудностей, показался лишним, хотя по залу пронесся слушок — это не сын ли Табакова (в программке четко — Родион Долгирев).
Обычно стремительный и страстный финал, в котором граф Альмавива (О. Табаков) соблазняет собственную жену (М.Зудина), а Фигаро (С. Безруков) назло хозяину оказывается с его женой, которая на самом деле является его, Фигаро, невестой (И. Пегова), получился вполне степенным и поучительным — типа куда вы, мужчины, денетесь, если такие дамы вас захотят.
Впрочем, как в вопросах все ответы, так в началах все финалы.
Фигаро-Безруков в первом монологе, искусно пародируя табаковскую манеру говорить, вспоминает и о том, чему учил «старик», и о том, что его «молодца» он когда-то женил. В исполнении Табаковым роли графа Альмавивы — не столько включение в интригу на скоростях ревности и страсти, сколько отечески-хозяйский присмотр за ростом всходов своего посева. И прежде всего, мастерство Безрукова. А это абсолютная вовлеченность в происходящее, щедрая смена формул эмоционального восприятия фактов в едином на весь спектакль, но разном в каждом эпизоде — слабый или сильный, яркий или приглушенный, выявленный или замаскированный, — ДЕЙСТВЕННОМ АЗАРТЕ а-ля Табаков в молодости.
Обмениваясь впечатлениями в антракте и после спектакля, все не удавалось выудить из памяти атрибуты узнаваемости этого не почерка даже, а стиля актерской игры. И к утру следующего дня пришло, вспомнилось, проявилось: «В поисках радости» — пьеса В. Розова, и фильм по ней 1960 года режиссеров Г. Натансона и А. Эфроса «Шумный день». Олег Табаков — романтический юноша, срывает со стены шашку деда-буденновца и крушит мещанский быт советской семьи! Кто видел — обязательно вспомнит. Кто был на описываемой премьере — вдохнул этот аромат наследственности по актерской крови, ибо голос ее укреплял голоса всех артистов театра.
Замечательными декорациями Ларисы Ломакиной, к сожалению, не удалось в полной мере насладиться зрителям, сидящим в партере. Бассейн, дорожки, игра с цветами и корабликом на воде предполагают созерцание сверху и рассчитана на зрительный зал в форме амфитеатра. Именно так работают практически точно такие же декорации М Френкеля в одноименном спектакле киевского ТЮЗа на Липках. Бассейн, лестницы по бокам, соединяющий их мостик обыгрывается весьма изобретательно (режиссер — В. Гирич). Кстати, настоятельно рекомендую этот спектакль посмотреть. Желающим — для сравнения, всем без исключения — для удовольствия.
Слуги просцениума — трио оленей, потом лебедей, потом просто лакеев — замечательно пластичны, абсолютно гармоничны декоративному решению, но пока еще недовмонтировываются полностью в получившийся спектакль.
И все-таки творцов постановки обьединяет желание прочитать Бомарше по своему, открыть новое, способность быть радостными и молодыми, провозглашать неунывающее торжество театра.
Выпуск газеты №:
№97, (2009)Section
Культура