Перейти к основному содержанию

В поисках «земли обетованной»

В конце сезона Киевский театр «Колесо» представил комедию «Блаженный остров, или Так погиб Гуска»
18 июля, 19:02

Постановщик спектакля Мария Груничева, ведущая актриса театра, в арсенале которой уже три режиссерские работы: сказка «День прилета ласточки, или Поцелуй принцессы» Алексея Дударева по сказкам Ганса Христиана Андерсена и детектив «Мышеловка» Агаты Кристи (в сотворчестве с Ириной Клищевской) в театре «Колесо», а также «Ролевые игры» по Биляне Срблянович в Центре искусств «Новый украинский театр».

Для этой постановки Мария Груничева выбрала одну из первых пьес Николая Кулиша «Так погиб Гуска» (1925г.). Основой комедии стало произведение «На рыбной ловле», написанное драматургом на русском языке еще в юношеские годы. При жизни автора пьеса не была ни опубликована, ни поставлена в театре. Хотя через год после написания ее планировали инсценировать три ведущие украинские театры - «Березиль», Одесская госдрама и Театр им.Т. Шевченко. После смерти Кулиша много лет оригинал произведения считался утерянным, и только в 1958 г. экземпляр комедии были найден в Детройте. Через два года пьеса «Так погиб Гуска» впервые была опубликована, а через два - поставлена Лесем Танюком в Театре-студии при Октябрьском дворце в Киеве (теперь - Международный центр культуры и искусств), которым тогда руководил Марьян Крушельницкий.

 - Я мечтала поставить эту пьесу уже давно, потому что нравился ее особый юмор, - признается Мария Груничева. - Считаю, что она является ярким примером классического украинского абсурда. Николай Кулиш невероятно талантливый драматург, с его произведениями очень интересно работать. Хочется, чтобы спектакль вызвал у публики много неоднозначных чувств.

Главным героем сюжета является Савватий Савлович Гуска - украинский мещанин, в прошлом чиновник империи, который никак не может смириться с приходом новой (большевистской) власти. В исполнении Станислава Колокольникова Гуска - некий король маленького мышиного королевства, которое терпит крах. Он так привык к тихой, спокойной, упорядоченной жизни на работе и дома, что неожиданные революционные перевороты доводят его до отчаяния и почти до безумия.

Страх, жадность и потеря ориентиров сначала заставляют прятать свои накопленные годами «мышиные» богатства: серебряные ложки в банки капустой, свинью живьем в погреб, большое зеркало-светило, гардероб, пахучие колбасы и портрет царя-батюшки - на чердак. Далее герой начинает опасаться всех людей и видеть в них агентов разведки. В конце концов, безумие Гуски порождает абсурдный спасительный план: переселение «королевства» и всех его «подданных» - жены Секлеты Семеновны (Галина Зражевская), няни Ивди (Наталья Надирадзе) и семерых дочерей Устоньки (Ольга Лопатина), Настоньки (Алина Проценко), Христоньки (Елена Тертычная), Хростоньки (Оксана Богуцкая), Пистоньки (Ольга Васинюк), Онисоньки (Марта Белошапка) и Охтисоньки (Анна Артемьева) - на необитаемый остров. А идейным вдохновителем и помощником срочной «эмиграции» становится бывший студент Киевского университета, потенциальный жених всех дочерей Гуски - Пьер Кирпатенко (Дмитрий Соловьев).

В пьесе Кулиша, как и в спектакле, нет положительных и отрицательных героев: все персонажи обычные люди - растерянные, изменчивы, неуверенные в своих мыслях и поступках. Однако каждый стремится найти для себя собственный «блаженный остров», «землю обетованную»: кто-то в тихой семейной жизни, кто-то в замужестве, кто-то в служении другим. И если не обращать внимание на заданное драматургом время Октябрьского переворота, постановка М. Груничевой побуждает задуматься над многими социальными и религиозными вопросами, о моральных, этических и семейных ценностях.

Хочется отметить, что в игре и пластике (хореограф - Анна Лысенко) всех актеров чувствуется ансамблевость и тональная слаженность. Оригинальной смешной находкой режиссера было сделать всех дочерей Гуски одноликими подростками с рыженькими косичками и в одинаковых платьях. Серое «мышиное царство» в костюмах и оформлении создали художники Светлана Заикина, Наталья и Сергей Рыдванецкие. Оригинальные музыкальные композиции, помогающие ощутить заданную режиссером абсурдность и фарсовость сюжета, написал композитор Владимир Дадыкин.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать