«В танце вся моя жизнь»!
Александр Сегаль свое 90-летие отметил на... репетиции![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090523/485-6-1_0.jpg)
В нашем искусстве есть уникальный человек, который, пройдя всю Вторую мировую войну, и сейчас ставит хореографические номера для спектаклей, концертов, учит молодежь. Личность Александра Наумовича Сегаля, главного балетмейстера Киевского театра оперетты, для многих загадочна, а также достойна восхищения. В свои 90 лет он до сих пор на боевом посту. Недавно отпраздновал юбилей — и театр, которому известный хореограф отдал треть своей жизни, поздравил мастера праздничным концертом «Балет — любовь на всю жизнь!», на вечере-бенефисе «аксакала хореографии» чествовали танцоры ансамбля им. Павла Вирского, ансамбль «Украина», фольклорный театр «Берегиня» и другие.
ВОЕННО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН
— Александр Наумович, в составе какого ансамбля вы выступали в годы войны?
— Это был фронтовой ансамбль песни и пляски нескольких фронтов — Юго-Западного, Первого Белорусского, Центрального, Донского. С этим коллективом мы дошли до Победы, выступали на разных фронтах: от Киева до Сталинграда, от Сталинграда до Берлина. Бойцы всегда очень тепло нас принимали. Мы встречались и с известными военачальниками — Жуковым, Рокоссовским. Бывал на наших концертах на передовой и Хрущев (тогда он был членом военного совета). Наш ансамбль присутствовал при историческом событии — подписании Пакта о завершении войны (в Потсдаме, под Берлином, мы дали праздничный концерт). В нашем коллективе было много замечательных артистов — Николай Фокин, Павел Кармалюк, Александр Коган, Евстахий Дарчук. Кстати, Тарапунька и Штепсель, то есть Юрий Тимошенко и Ефим Березин, тоже выступали в нашем ансамбле. С ними мы прошли вместе от самого начала до конца войны. Руководили ансамблем хормейстер Евгений Шенин и балетмейстер Павел Вирский. А когда его уже перевели в Краснознаменный ансамбль к Александрову в Москву (сейчас — Дважды краснознаменный ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Советской армии имени А. В. Александрова. — Э.З.), тогда я стал руководить балетным коллективом при фронтовом ансамбле. После войны демобилизовали и направили в Театр оперы и балета им. Шевченко, где выступал солистом балета. Там я проработал до 1960 года, а потом перешел к Вирскому (он руководил ансамблем танца Украины). С 80-го и до сегодняшнего дня продолжается мой «театральный роман» с Киевской опереттой.
— Чем привлек вас жанр оперетты?
— Всегда любил оперетту, хотя это совсем не легкий, как порой кажется зрителям, жанр. В оперетте выступают универсальные артисты, которые должны все уметь на сцене: хорошо петь, танцевать, играть... В Театре оперетты я поставил около 50 спектаклей. Меня очень радует, что критики всегда отмечают высокопрофессиональный балет и замечательную пластику наших артистов. Скоро познакомим зрителей с новой постановкой — «Сорочинской ярмаркой». (Эту оперетту в 1936 г. по гоголевским мотивам написал известный композитор Алексей Рябов, которого называют основателем современной украинской оперетты, он более 30 лет отдал этому музыкальному жанру). Спектакль мы ставим вместе с Богданом Струтинским, посвящая свою работу юбилею Николая Гоголя. В постановке будут заняты все артисты — хор, балет и солисты. Премьера намечена на лето.
— В Театре оперетты вы видели разных руководителей и артистов. На ваш взгляд, какое оно — новое поколение артистов?
— Артисты должны быть фанатами своего дела. Наш балетный коллектив, в основном, молодой, среди них есть очень талантливые люди. Век танцоров недолог, и, чтобы хорошо выступать на сцене, нужно ежедневно заниматься тренингом. Танец — это труд, кропотливый, но прекрасный.
ТАНЕЦ — ИСКУССТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
— Кого считаете своим учителем?
— Павла Павловича Вирского, с ним я начинал свою карьеру и многому у него научился. Он был талантливый человек, организатор, прекраснейший балетмейстер, который имел свой почерк в хореографии, свою методику. Все наши гастроли за рубежом имели колоссальный успех. Собственно говоря, ансамбль под его руководством был одним из первых представителей украинского хореографического искусства за рубежом. Этот ансамбль прославил нашу страну своим радостным и жизнеутверждающим искусством танца. А танец — искусство интернациональное, его понимают все. Ансамбль танца им. П. Вирского до сих пор существует и продолжает традиции, которые заложил сам Павел Павлович.
— Вы ставите спектакли на камерной и на большой сценах. Как хореографу — чье пространство вам более привлекательно?
— У каждой из сцен свои задачи. Большая сцена дает больше возможностей не только для хореографии, но и для постановки в целом. А камерные спектакли позволяют лучше показать индивидуальность каждого актера.
— Признайтесь, а есть у вас самая любимая оперетта?
— Они все любимые, каждая по-своему. В нашей афише представлен репертуар Кальмана — основоположника опереточного жанра. К сожалению, сейчас композиторы мало пишут современных музыкальных спектаклей, вот и приходится руководству искать новые произведения, перерабатывать классику, делать свои аранжировки для оркестра. Последняя премьера театра — «Фиалка Монмартра» — прошла с большим успехом. Для этого спектакля я тоже ставил танцы.
Танец я люблю и занимаюсь им всю жизнь (с 1937 года по сей день). Сам танцевал, был солистом, а затем балетмейстером. Кстати, в Национальной опере Украины до сих пор идут спектакли, для которых я ставил танцы: «Запорожец за Дунаем» (мы ставили вместе с Вирским), «Наталка Полтавка»; ставил танцевальные номера для «Мазепы», «Демона» и др. В оперном театре я поставил «Бурю» по Шекспиру на музыку Чайковского и много концертных номеров. Не смотрите на преклонные годы, записанные в метрике — я работаю, полон сил и творческих замыслов, которые хочу реализовать на сцене родного Театра оперетты. Хочу, чтобы наш театр процветал!