В третий раз, на взлете
Сегодня вечером будут известны лауреаты Третьей национальной кинопремии «Золота Дзиґа»Короткий список объявили еще месяц тому назад. В этом году к уже существующим категориям добавились «лучшая песня» и «лучший монтаж». Также увеличилось количество картин-претендентов — в 2018 на участие в конкурсе было представлено 77 картин, а в настоящее время — уже 97. В целом же, наибольшее количество номинаций получили работы «Брама» режиссера Владимира ТИХОГО (12), «Дикое поле» Ярослава ЛОДЫГИНА (12) и «Когда падают деревья» Марыси НИКИТЮК (10).
Полный перечень номинантов состоянием на утро пятницы выглядел следующим образом.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ:
• «Брама»;
• «Горная женщина: на войне» (Бенедикт ЭРЛИНГССОН);
• «Дикое поле»;
• «Донбасс» (Сергей ЛОЗНИЦА);
• «Когда падают деревья»;
ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА
(Премия им. Ю.Г. ИЛЬЕНКО):
• Ярослав Лодыгин;
• Сергей Лозница;
• Марыся Никитюк;
• Антонина НОЯБРЕВА («Герой моего времени»);
• Владимир Тихий;
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ:
• Евгений БУШМАКИН («Герой моего времени»);
• Роман ЛУЦКИЙ («Секс и ничего личного»);
• Олег МОСКАЛЕНКО («Дикое поле»);
• Ярослав ФЕДОРЧУК («Брама»);
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ:
• Ирма ВИТОВСКАЯ («Брама»);
• Анастасия ПУСТОВИТ («Когда падают деревья»);
• Руслана ХАЗИПОВА («Дикое поле»);
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА:
• Георгий ДЕЛИЕВ («Донбасс»);
• Сергей ПРИТУЛА («Секс и ничего личного»);
• Владимир ЯМНЕНКО («Дикое поле»);
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА:
• Виталина БИБЛИВ («Брама»);
• Олеся ЖУРАКИВСКАЯ («Донбасс»);
• Лариса РУСНАК («Январь — Март»);
ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА:
• Юрий КОРОЛЬ («Благородные бродяги»);
• Сергей МИХАЛЬЧУК («Дикое поле»);
• Слава ЦВЕТКОВ («Брама»);
ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА:
• Влад ДУДКО («Когда падают деревья»);
• Владлен ОДУДЕНКО («Дикое поле»);
• Владимир РОМАНОВ («Благородные бродяги»);
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ:
• Павел АРЬЕ / Владимир Тихий («Брама»);
• Ярослав Лодыгин / Сергей ЖАДАН / Наталья ВОРОЖБИТ («Дикое поле»);
• Сергей Лозница;
• Марыся Никитюк;
ЛУЧШАЯ МУЗЫКА:
• Антон БАЙБАКОВ («Брама»);
• Никита МОИСЕЕВ («Когда падают деревья»);
• Ефим ЧУПАХИН («Дикое поле»);
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ:
• «Домашние игры» (Алиса КОВАЛЕНКО);
• «Миф» (реж. Леонид КАНТЕР и Иван ЯСНИЙ);
• «Папа — мамин брат» (Вадим ИЛЬКОВ);
• «Явных проявлений нет» (Алина ГОРЛОВАЯ);
ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ:
• «В радости и только в радости» (Марина РОЩИНА);
• «Штангист» (Дмитрий СУХОЛИТКИЙ-СОБЧУК);
• «Mia Donna» (Павел ОСТРИКОВ);
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ:
• «Голодный дух» (Константин ФЕДОРОВ);
• «Мимикрия» (Фрейд М. ВАЙЗЕР);
• «Монах» (Сашко ДАНИЛЕНКО);
• «Самый темный синий цвет» (Оксана КУРМАЗ);
• «Как развеселить одиночество» (Степан КОВАЛЬ);
ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН КОСТЮМОВ:
• Елена ГРЕСЬ («Брама», «Секс и ничего личного»);
• Мария КЕРО («Благородные бродяги»);
• Константин КРАВЕЦ («Когда падают деревья»);
ЛУЧШИЙ ГРИМ:
• Ольга АХТАРНИЯ («Благородные бродяги», «Позывной «Бандерас»);
• Екатерина СТРУКОВА («Брама»);
• Татьяна ХОРОШУН («Когда падают деревья»);
ЛУЧШИЙ ЗВУК:
• Михаил ЗАКУЦКИЙ («Брама»);
• Артем МОСТОВЫЙ («Бобот и энергия вселенной», «Изменник»);
• Андрей РОГАЧЕВ и Борис ПЕТЕР («Январь — Март»);
• Сергей СТЕПАНСКИЙ («Дикое поле», «Dzidzio первый раз»);
• Александр ШАТКИВСКИЙ («Когда падают деревья»);
ЛУЧШИЙ МОНТАЖ:
• Иван БАННИКОВ («Когда падают деревья», «Позывной «Бандерас», «Она и война»);
• Андрей ЗАГДАНСКИЙ («Михаил и Даниил»);
• Вадим ИЛЬКОВ («Папа — мамин брат»);
• Ярослав ПОПОВ («Миф»);
• Александр ЧЕРНИЙ («Дикое поле»);
ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ:
• «11 детей из Моршина», Сергей БАБКИН («11 детей из Моршина»);
• «Кобиты», Rayband («Благородные бродяги»);
• «Моя любовь», Михаил ХОМА («Dzidzio первый раз»);
• «Моя мамочка родненькая», участницы украинского женского хора: Ирина ДАНИЛЕЙКО, Галина ГОНЧАРЕНКО, Сусанна КАРПЕНКО («Горная женщина: на войне»);
• «Не метелица лугом стелется» Ирма Витовская («Брама»).
Отдельно следует вспомнить Приз зрительских симпатий; его обладатель будет определяться голосованием не киноакадемиков, а рядовых зрителей и зрительниц, которые раньше отметили номинацией такие фильмы:
* «11 детей из Моршина» (режиссер — Аркадий НЕПЫТАЛЮК);
* «Дикое поле»;
* «Донбасс»;
* «Позывной «Бандерас»» (Заза БУАДЗЕ);
* «Приключения S Николая» (Семен ГОРОВ);
* «Свингеры» (Андрейс ЭКИС);
* «Секс и ничего личного» (реж. Ольга РЯШИНА);
* «Сотка» (Александр БЕЛЯК);
* «Тайный дневник Симона Петлюры» (Олесь ЯНЧУК);
* «Dzidzio первый раз» (Михаил Хома и Тарас ДРОНЬ).
Призом за вклад в развитие украинского кинематографа будет награжден кинооператор Юрий ГАРМАШ.
В целом, по приведенному списку очень хорошо видно, насколько все еще неоднороден наш кинопроцесс. В одних номинациях соревнуются, например, такие несопоставимые по художественному уровню фильмы, как «Донбасс», «Герой моего времени» и «Секс и ничего личного». С другой стороны, лидерами по количеству номинаций оказались все же драмы или, точнее, драматичные истории. При этом историческое кино, которому киночиновники в своих планах отводят лидирующую роль, стабильно оказывается в стороне: только зрителями упомянут «Тайный дневник Симона Петлюры», и вряд ли он получит награду. В то же время доминирующая интонация в нашей киноиндустрии — комичная; комедии, даже не очень высокого уровня, дают стабильные прибыли в прокате, и соответственно, они представлены в большинстве номинаций включительно с короткометражками, да и в вполне серьезных фильмах элементы комизма ощутимы: это касается и «Брамы», и «Дикого поля», и даже «Донбасса», что для Лозницы с его обычно жесткой и мрачной стилистикой — явная новация; а «Горная женщина» — это и есть черная комедия, причем с явными элементами сатиры.
Что же касается жанров в целом, то с их разнообразием — явная проблема. Ни триллера, ни фильма ужасов, ни костюмированной драмы, ни полнометражной анимации в коротком списке нет. «Позывного «Бандерас»» можно с определенной натяжкой отнести к фронтовому боевику с элементами детектива, но он прошел только в две второстепенных категории. Преимущество комедии и драмы имеет очевидную причину: это наименее расходные жанры. Качественные спецэффекты и декорации дорого стоят и, ввиду состояния нашего проката, фильм с большим бюджетом (а этот бюджет еще нужно как-то собрать!) вряд ли сможет окупиться за счет продажи билетов. Вторая проблема — более глубокого порядка: наша кинематография еще слишком молода, она не успела наработать необходимую школу: у нас банально недостает опытных специалистов, которые, условно говоря, «нарисовали» бы убедительных чудовищ или пейзажи нужного уровня фантастичности, режиссеров, которые качественно снимают такие вещи, и актеров/актрис, что умели бы органично существовать в подобных обстоятельствах. Но это — вопрос эволюции: со временем всему этому можно научиться; а вот развитие кинотеатральной сети — вопрос назревший и срочный.
Заметную роль стали играть копродукции, то есть проекты, созданные при участии иностранных партнеров; так, в частности, копродукционными являются все картины, которые вошли в категорию «лучший фильм», а также «Михаил и Даниил», «Январь — Март», «Домашние игры». Этот факт особенно интересен, учитывая два момента. Первое — что наша кинематография стала действительно привлекательной для иностранных инвесторов. Второе — привлечение иностранцев явно влияет на качество фильмов в лучшую сторону. Большинство копродукций — призеры международных фестивалей, в том числе — калибра Канн, почти все они выполнены на принципиально высшем уровне, чем средний украинский продукт. Это доказывает безусловный прогресс всей отрасли: всего 5 лет стабильного финансирования и более-менее прозрачных правил игры хватило, чтобы сюда пришли западные продюсеры.
В целом же, несмотря на отмеченную жанровую скудность, на слишком резкий перепад в качестве отдельных фильмов-номинантов, все же заметно, что подъем нашего кино продолжается.
Кто получит статуэтки «Золота дзиґа», станет известно сегодня вечером. Новости о победителях смотрите на сайте нашей газеты, а развернутый анализ — в ближайших номерах «Дня».
Выпуск газеты №:
№72-73, (2019)Section
Культура