Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В третий раз, на взлете

Сегодня вечером будут известны лауреаты Третьей национальной кинопремии «Золота Дзиґа»
19 апреля, 10:36
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Короткий список объявили еще месяц тому назад. В этом году к уже существующим категориям добавились «лучшая песня» и «лучший монтаж». Также увеличилось количество картин-претендентов — в 2018 на участие в конкурсе было представлено 77 картин, а в настоящее время — уже 97. В целом же, наибольшее количество номинаций получили работы «Брама» режиссера Владимира ТИХОГО (12), «Дикое поле» Ярослава ЛОДЫГИНА (12) и «Когда падают деревья» Марыси НИКИТЮК (10).

Полный перечень номинантов состоянием на утро пятницы выглядел следующим образом.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ:

• «Брама»;

• «Горная женщина: на войне» (Бенедикт ЭРЛИНГССОН);

• «Дикое поле»;

• «Донбасс» (Сергей ЛОЗНИЦА);

• «Когда падают деревья»;

ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА

(Премия им. Ю.Г. ИЛЬЕНКО):

• Ярослав Лодыгин;

• Сергей Лозница;

• Марыся Никитюк;

• Антонина НОЯБРЕВА («Герой моего времени»);

• Владимир Тихий;

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ:

• Евгений БУШМАКИН («Герой моего времени»);

• Роман ЛУЦКИЙ («Секс и ничего личного»);

• Олег МОСКАЛЕНКО («Дикое поле»);

• Ярослав ФЕДОРЧУК («Брама»);

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ:

• Ирма ВИТОВСКАЯ («Брама»);

• Анастасия ПУСТОВИТ («Когда падают деревья»);

• Руслана ХАЗИПОВА («Дикое поле»);

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА:

• Георгий ДЕЛИЕВ («Донбасс»);

• Сергей ПРИТУЛА («Секс и ничего личного»);

• Владимир ЯМНЕНКО («Дикое поле»);

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА:

• Виталина БИБЛИВ («Брама»);

• Олеся ЖУРАКИВСКАЯ («Донбасс»);

• Лариса РУСНАК («Январь — Март»);

ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА:

• Юрий КОРОЛЬ («Благородные бродяги»);

• Сергей МИХАЛЬЧУК («Дикое поле»);

• Слава ЦВЕТКОВ («Брама»);

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА:

• Влад ДУДКО («Когда падают деревья»);

• Владлен ОДУДЕНКО («Дикое поле»);

• Владимир РОМАНОВ («Благородные бродяги»);

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ:

• Павел АРЬЕ / Владимир Тихий («Брама»);

• Ярослав Лодыгин / Сергей ЖАДАН / Наталья ВОРОЖБИТ («Дикое поле»);

• Сергей Лозница;

• Марыся Никитюк;

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА:

• Антон БАЙБАКОВ («Брама»);

• Никита МОИСЕЕВ («Когда падают деревья»);

• Ефим ЧУПАХИН («Дикое поле»);

ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ:

• «Домашние игры» (Алиса КОВАЛЕНКО);

• «Миф» (реж. Леонид КАНТЕР и Иван ЯСНИЙ);

• «Папа — мамин брат» (Вадим ИЛЬКОВ);

• «Явных проявлений нет» (Алина ГОРЛОВАЯ);

ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ:

• «В радости и только в радости» (Марина РОЩИНА);

• «Штангист» (Дмитрий СУХОЛИТКИЙ-СОБЧУК);

• «Mia Donna» (Павел ОСТРИКОВ);

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ:

• «Голодный дух» (Константин ФЕДОРОВ);

• «Мимикрия» (Фрейд М. ВАЙЗЕР);

• «Монах» (Сашко ДАНИЛЕНКО);

• «Самый темный синий цвет» (Оксана КУРМАЗ);

• «Как развеселить одиночество» (Степан КОВАЛЬ);

ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН КОСТЮМОВ:

• Елена ГРЕСЬ («Брама», «Секс и ничего личного»);

• Мария КЕРО («Благородные бродяги»);

• Константин КРАВЕЦ («Когда падают деревья»);

ЛУЧШИЙ ГРИМ:

• Ольга АХТАРНИЯ («Благородные бродяги», «Позывной «Бандерас»);

• Екатерина СТРУКОВА («Брама»);

• Татьяна ХОРОШУН («Когда падают деревья»);

ЛУЧШИЙ ЗВУК:

• Михаил ЗАКУЦКИЙ («Брама»);

• Артем МОСТОВЫЙ («Бобот и энергия вселенной», «Изменник»);

• Андрей РОГАЧЕВ и Борис ПЕТЕР («Январь — Март»);

• Сергей СТЕПАНСКИЙ («Дикое поле», «Dzidzio первый раз»);

• Александр ШАТКИВСКИЙ («Когда падают деревья»);

ЛУЧШИЙ МОНТАЖ:

• Иван БАННИКОВ («Когда падают деревья», «Позывной «Бандерас», «Она и война»);

• Андрей ЗАГДАНСКИЙ («Михаил и Даниил»);

• Вадим ИЛЬКОВ («Папа — мамин брат»);

• Ярослав ПОПОВ («Миф»);

• Александр ЧЕРНИЙ («Дикое поле»);

ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ:

• «11 детей из Моршина», Сергей БАБКИН («11 детей из Моршина»);

• «Кобиты», Rayband («Благородные бродяги»);

• «Моя любовь», Михаил ХОМА («Dzidzio первый раз»);

• «Моя мамочка родненькая», участницы украинского женского хора: Ирина ДАНИЛЕЙКО, Галина ГОНЧАРЕНКО, Сусанна КАРПЕНКО («Горная женщина: на войне»);

• «Не метелица лугом стелется» Ирма Витовская («Брама»).

Отдельно следует вспомнить Приз зрительских симпатий; его обладатель будет определяться голосованием не киноакадемиков, а рядовых зрителей и зрительниц, которые раньше отметили номинацией такие фильмы:

*  «11 детей из Моршина» (режиссер — Аркадий НЕПЫТАЛЮК);

*  «Дикое поле»;

*  «Донбасс»;

*  «Позывной «Бандерас»» (Заза БУАДЗЕ);

*  «Приключения S Николая» (Семен ГОРОВ);

*  «Свингеры» (Андрейс ЭКИС);

*  «Секс и ничего личного» (реж. Ольга РЯШИНА);

*  «Сотка» (Александр БЕЛЯК);

*  «Тайный дневник Симона Петлюры» (Олесь ЯНЧУК);

*  «Dzidzio первый раз» (Михаил Хома и Тарас ДРОНЬ).

Призом за вклад в развитие украинского кинематографа будет награжден кинооператор Юрий ГАРМАШ.

В целом, по приведенному списку очень хорошо видно, насколько все еще неоднороден наш кинопроцесс. В одних номинациях соревнуются, например, такие несопоставимые по художественному уровню фильмы, как «Донбасс», «Герой моего времени» и «Секс и ничего личного». С другой стороны, лидерами по количеству номинаций оказались все же драмы или, точнее, драматичные истории. При этом историческое кино, которому киночиновники в своих планах отводят лидирующую роль, стабильно оказывается в стороне: только  зрителями упомянут «Тайный дневник Симона Петлюры», и вряд ли он получит награду. В то же время доминирующая интонация в нашей киноиндустрии — комичная; комедии, даже не очень высокого уровня, дают стабильные прибыли в прокате, и соответственно, они представлены в большинстве номинаций включительно с короткометражками, да и в вполне серьезных фильмах элементы комизма ощутимы: это касается и «Брамы», и «Дикого поля», и даже «Донбасса», что для Лозницы с его обычно жесткой и мрачной стилистикой — явная новация; а «Горная женщина» — это и есть черная комедия, причем с явными элементами сатиры.

Что же касается жанров в целом, то с их разнообразием — явная проблема. Ни триллера, ни фильма ужасов, ни костюмированной драмы, ни полнометражной анимации в коротком списке нет. «Позывного «Бандерас»» можно с определенной натяжкой отнести к фронтовому боевику с элементами детектива, но он прошел только в две второстепенных категории. Преимущество комедии и драмы имеет очевидную причину: это наименее расходные жанры. Качественные спецэффекты и декорации дорого стоят и, ввиду состояния нашего проката, фильм с большим бюджетом (а этот бюджет еще нужно как-то собрать!) вряд ли сможет окупиться  за счет продажи билетов. Вторая проблема — более глубокого порядка: наша кинематография еще слишком молода, она не успела наработать необходимую школу: у нас банально недостает опытных специалистов, которые, условно говоря, «нарисовали» бы убедительных чудовищ или пейзажи нужного уровня фантастичности, режиссеров, которые качественно снимают такие вещи, и актеров/актрис, что умели бы органично существовать в подобных обстоятельствах. Но это — вопрос эволюции: со временем всему этому можно научиться; а вот развитие кинотеатральной сети — вопрос назревший и срочный.

Заметную роль стали играть копродукции, то есть проекты, созданные при участии иностранных партнеров; так, в частности, копродукционными являются все картины, которые вошли в категорию «лучший фильм», а также «Михаил и Даниил», «Январь — Март», «Домашние игры». Этот факт особенно интересен, учитывая два момента. Первое — что наша кинематография стала действительно привлекательной для иностранных инвесторов. Второе — привлечение иностранцев явно влияет на качество фильмов в лучшую сторону. Большинство копродукций — призеры международных фестивалей, в том числе — калибра Канн, почти все они выполнены на принципиально высшем уровне, чем средний украинский продукт. Это доказывает безусловный прогресс всей отрасли: всего 5 лет стабильного финансирования и более-менее прозрачных правил игры хватило, чтобы сюда пришли западные продюсеры.

В целом же, несмотря на отмеченную жанровую скудность, на слишком резкий перепад в качестве отдельных фильмов-номинантов, все же заметно, что подъем нашего кино продолжается.

Кто получит статуэтки «Золота дзиґа», станет известно сегодня вечером. Новости о победителях смотрите на сайте нашей газеты, а  развернутый анализ — в ближайших номерах «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать