Украина не может существовать, не владея Крымом, это будет туловище без ног. Крым должен принадлежать Украине, на каких условиях, это все равно, будет ли это полное слияние, или широкая автономия, последнее должно зависеть от желания самих крымчан
Павел Скоропадский — украинский государственный, политический и общественный деятель, военный. Гетман Украинского Государства.

Василий ВАСИЛЬКО: «Чему меня научил Лесь Курбас»

21 февраля, 1996 - 19:31

Перед читателями «Дня» малоизвестная статья известного украинского актера, режиссера, театроведа Василия Василька (Миляева, 1893—1972). Этот текст он написал в 1967 году, поэтому сдержанность и недомолвки Василька целиком понятны. Не со всем из сказанного можно соглашаться, однако бесспорная ценность данной статьи в том, что это взгляд практика театра, к тому же непосредственного участника событий, о которой идет речь. Печатается по оригиналу, хранящемуся в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины (ф. 653, оп. 2, ед. хр. 270) с незначительным сокращением и некоторыми литературными правками.

"...Чему меня научил Александр Степанович Курбас? В первую очередь — быть САМИМ СОБОЙ! У всех учиться, но никого не копировать. К встрече с Курбасом я учился у наших корифеев и, правду говоря, честно наследовал их. После школы Курбаса в процессе творчества я уже не вспоминал, как бы тот или иной эпизод сыграл Садовский или Саксаганский. Я сознательно избегал копирования. Курбас своевременно предостерег меня от эпигонства, от перепева чужих достижений, от слабости творческой мысли. Лесь Степанович научил меня создавать самостоятельно!

Еще одно, чему научил меня Курбас, — это чувство субъекта и объекта в творческом процессе. Вот Я-творец, а вот — МОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — сделанная роль или постановка. Началось все с требования научиться фиксировать жест, движение, пластичный рисунок роли. А когда я начал фиксировать, сам собой заострился процесс отбора, отбрасывания лишнего, оценки того, что делаешь. Александр Степанович учил никогда не фиксировать найденную деталь как элемент будущего образа. Только когда образ будет решен в целом, тогда можно решать: уместна найденная тобой деталь или нет. Курбас учил, не жалея, отбрасывать интересные находки, если они не соответствуют сути (зерну) образа. Учил не интуитивному методу творчества, а сознательной компоновке образа. Требовал ответа, ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО я делаю в той или иной роли. Таким образом каждый из учеников Курбаса видел, слышал, ощущал сделанный им образ отделенно от себя и мог в любую минуту независимо от самочувствия воспроизвести роль. Первые годы Курбас называл это «механизированной фактурой». Много лет спустя мы почувствовали это именно в брехтовской теории отчуждения.

Курбас научил нас тонко ощущать ритм и по своему усмотрению им пользоваться. Он придавал большое значение чувству ритма. Одна из его крылатых фраз: «Актер — человек, способный жить и действовать в заданном ритме». Все живое существует в определенном ритме! Но далеко не все, даже среди актеров, ощущают ритм, в котором существуют на сцене и даже в жизни. Ритм в искусстве — чрезвычайная сила. Это всеобъединяющее начало всего спектакля. Правильно найденный ритм — уже наполовину сделанная роль. К тому же, ритм — чрезвычайная сила воздействия на чувство и сознание зрителей.

Александр Степанович категорически заявлял: «Кто не способен мыслить образно, не может стать актером».

Курбас научил меня мыслить образно. В его «системе» есть специальный раздел о превращении. Это метод образного воссоздания действительности, в котором доминирующее значение предоставляется ассоциациям. «Метод превращения» дал блестящие последствия в постановочной и актерской практике. Чтобы овладеть этим методом, нужно не только образно мыслить, а и быть образованным человеком с хорошо развитой фантазией. «Превращение» — это, так сказать, вершина театрального мастерства.

Но наш учитель и на этом не остановился! Следующим этапом развития его системы была работа над ПРОСТРАНСТВЕННЫМ И ВРЕМЕННЫМ ПЛАНАМИ спектакля. К сожалению, эти проблемы он только очертил и по известным причинам до конца не разработал.

Курбас научил меня быть честным, принципиальным художником и никогда не идти в своем творчестве на компромиссы, чего бы это ему ни стоило! Весь его творческий путь — яркий пример принципиальности художника. Нужно выработать большую силу воли, чтобы довести свой творческий замысел до завершения. В собственной творческой практике я пытался быть принципиальным и честным, но не всегда у меня хватало силы воли, чтобы отстоять свои убеждения..."

Подготовил Виктор СОБИЯНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ