Василий ВОВКУН: «Дайте нам ощущение оперы нового века»
Несколько советов участникам Пятого Международного конкурса оперных певцов имени Соломии Крушельницкой
На протяжении 12—22 ноября 2019 года во Львовской национальной опере состоится Пятый Международный конкурс оперных певцов имени Соломии Крушельницкой, участие в котором могут принять исполнители в возрасте до 35 лет, посоревноваться за Гран-при конкурса — $10 000. Генеральный директор-художественный руководитель театра Василий Вовкун рассказал подробнее об этапах подготовки конкурса и выразил свои пожелания и советы его участникам.
— Международный конкурс оперных певцов имени С. Крушельницкой во Львовской национальной опере имеет длинную историю. Однако, к сожалению, он длительное время не проводился, и в этом году состоится впервые после 10-летнего перерыва. Как вы заняли должность генерального директора-художественного руководителя, когда зародился импульс, идея и желание опять возобновить конкурс оперных певцов во Львовской национальной опере?
— Каждое государство имеет своих известных певцов, которыми подчеркивает свою принадлежность к высокому искусству, — именно оперному или классическому искусству. И, конечно, Украина имеет такие известные имена, одно из них — Соломия Крушельницкая. Она работала на поприщах Западной Украины, потому что родилась в Тернопольской области, пела, в частности, во Львовской национальной опере, тогда — Большом городском театре. И это мировая певица, а присвоение ее имени — подчеркивает концептуальность этого Международного конкурса вокалистов. Мне дважды выпала честь, случай или, собственно, миссия возобновлять этот конкурс: впервые, когда я был в каденции Министра культуры Украины, и в настоящее время опять, через 10 лет, возглавив Львовскую Оперу. Зная о том, что этот конкурс должен проходить стабильно, хотя бы каждые три года, я опять инициировал при Министерстве культуры Украины разговор о том, что это является ненормальным явлением пропускать целых 10 лет и не проводить его. Таким образом, мы возобновили конкурс и слава богу!
— Как проходит подготовка?
— На сегодняшний день мы получили первые финансовые транши, открыли сайт, то есть уже началась достаточно большая организационная работа. У нас есть уже и первые заявки от участников. Надеемся, на его международный уровень, имею в виду, что будут представители разных стран. Ведь уровень этого конкурса доказывают и приглашенные члены жюри. Состав жюри возглавляет солистка Венской государственной оперы, народная артистка Украины Виктория Лукьянец, а членами жюри являются такие известные люди, скажем как Беата Клатка, что представляет Варшавскую национальную оперу, также известный немецкий пианист Эйтан Пессен, Славомир Якубек — прежний директор Братиславской оперы; это и наши украинские имена — дирижер Михаил Дутчак, певцы Александр Дяченко и Светлана Мамчур, а также солистка Польской Королевской Оперы Ольга Пасичник. Я думаю, что этот конкурс может стать переломным в Украине, в понимании, что он будет проводиться в дальнейшем очень стабильно.
— В чем еще особенности, по вашему мнению, этого конкурса, в украинском и международном контекстах?
— Призовой фонд конкурса отвечает международным стандартам: имеет и Гран-при, и премии, которые делим на мужские и женские голоса, имеется в виду, что будут по две I, ІІ, ІІІ премии. Второе, что очень важно — участники 3-го тура имеют возможность принять участие в наших спектаклях и защищать свою профессиональность, будучи непосредственными героями действа. Мне кажется, что этот конкурс очень интересен, и мы ожидаем большое международное представительство, талантливых людей. Мы создадим все условия, чтобы каждый участник чувствовал себя очень счастливо на нашем конкурсе во Львове и именно в стенах Львовской оперы.
— Что вы посоветуете молодым певцам, которые примут участие в конкурсе, в первую очередь, относительно 3-го тура? Ведь особенностью этого конкурса является то, что участники в 3-м туре принимают участие в репертуарных спектаклях театра. Как лучше подготовиться?
— Очевидно, от репетиций это мало зависит, ведь человек, который готовит ту или другую партию должен чувствовать ее так, чтобы легко в нее входить из нескольких репетиций. И должен научиться входить в контекст той постановки, которая предлагается, потому что это обязывает профессия. Я недавно был членом жюри конкурса Адама Дидуры в Польше — что я могу пожелать участникам? Я бы сказал, удивлять неожиданностью, свободой ощущения себя на сцене, больше ошибаться, чем традиционно предлагать себя в том или другом образе, потому что это очень и очень неинтересно на сегодняшний день. Дать нам ощущение оперы нового века — ХХІ века, невзирая на то, что мы можем петь Верди, Вагнера, Моцарта, но мы должны быть молодыми, пластичными, чувственными, интеллектуальными и очень современными.
— Допускаете ли, что певцы, которые вас поразят, будут впоследствии выступать на сцене Львовского оперного?
— Мы будем очень внимательно следить за всеми турами конкурса, потому что это нам интересно. Одна из наших задач — это не только проведение этого мероприятия. Наша главная задача — если это талантливый певец, чтобы его оставить на сцене Львовской оперы. Поэтому, не медлите, срок подачи заявок — до 1 октября 2019 года.
Выпуск газеты №:
№155, (2019)Section
Культура