Важный акцент на длительную перспективу
Во Львове представили ІІІ том Антологии украинской теоретической мысли XX века «Идеи, смыслы, интерпретации изобразительного искусства»
Материалы третьего тома издания его составитель - проректор Львовской академии искусств профессор Роман Яцив расположил в четырех разделах.
Первый - «Исторические, социокультурные студии, идейно-программные и полемические тексты» - включает как классические труды Дмитрия Чижевского, Николая Шлемкевича, Антона Княжинского, Казимира Малевича, Иванны Федорович-Малицкой, Михаила Островерхи, Юрия Соловия, так и малоизвестные, хотя и «калорийные» на глубокие размышления по различным аспектам творчества публикации Владимира Ласовского, Власа Самчука, Михаила Нечитайло-Андриенко, Михаила Кушнира, Аркадии Оленской-Петрушиной, Богдана Пэвного. По мнению составителя, «в такой конфигурации больших и малых форм и жанров конструируется определенная линия развития мотивов широкого поля интеллектуальных дискурсов вокруг и «внутри» эстетических практик, в органической сопряженности с социокультурным климатом различных сред, духовно-нравственными коллизиями исторического времени, субъектированными состояниями сознания и эмоций носителей творческих идей».
Одной из жемчужин раздела является эссе высокоодаренной танцовщицы, хореографа, поэтессы и художницы Лены Гердан-Заклинской «Искусство, художник и художественное произведение», который вносит важный акцент в систему концептуальных связей между различными формами художественных практик, в частности - в украинском модернизме.
Недооцененной, считает Роман Яцив, в свое время была и публикация Романа Кухаря «Московская литература - исповедь московской души», в которой вполне доказательно раскрывается этнопсихологический фон классики русской литературы, которой, как известно, имперская кремлевская власть маскирует свою хищническую сущность в свободном мире.
Мостиком, который объединяет различные исторические эпохи в этой интегральной тематике, являются тексты авторов конца ХХ - начала XXI века Ирины Калинец, Михаила Станкевича, Дарьи Скрынник-Мыской, Илоны Ткачук, а также социологов и экономистов Степана Давимуки и Геннадия Андрощука.
Второй раздел - «Художественные опыты ХХ века в аналитике и исследованиях XXI века» - приобщит к современному искусствоведческому дискурсу ряд статей известных украинских ученых - Татьяны Кары-Васильевой, Георгия Коваленко, Василия Отковича, Любови Волошин, Валентины Чечик, Татьяны Павловой, Ярослава Тараса, Галины Кусько, Владислава Грешлика. Публикации этих авторов фактологически насыщены и подают широкий концептуальный срез различных эстетических феноменов со сложной исторической генеалогией.
Наиболее объемным в издании является третий раздел - «Географические и психоэмоциональные координаты украинского творческого эго», и в нем сопоставляются взгляды известных и малоизвестных художников, публицистов, литераторов и ученых из разных геокультурных и временных координат, в частности - Павла Ковжуна, Александра Архипенко, Марии Дольницкой, Василия Масютина, Ивана Остафийчука, Николая Степанова, Мирослава Дедишина ...
Последний, четвертый, раздел - «Хранилища творческих опытов: жизнеописания, воспоминания, беллетристика» - актуализирует ресурсы искусствоведческой классики, великих книг великих украинцев, а также - воспоминаний выдающихся художников об источниках формирования их творческих личностей. Уникальными в этом разделе являются труды, в частности, Роберта Лисовского, Юрия Буцманюка, Михаила Андриенко.
Профессор Яцив настаивает на том, что на сегодня ослабились дискуссии ученых из различных академических и научных сред по актуальным вопросам методологии. «Достаточно ли часто имена украинцев - художников или ученых - фигурируют в современных академических, университетских средах, в известных музеях, галереях и т.д.? Вписываются ли формообразующие открытия украинских художников в энциклопедии и антологии мировой эстетической культуры? Чем можно привлечь современную научную и творческую молодежь в Украине, чтобы она углубила качество мышления в науке об искусстве?», - спрашивает составитель в предисловии. И сам отвечает: «Конечно, даже такой большой корпус текстов, в этом томе, не может осуществить «революции» в этой сфере, но поможет систематизировать идеи, имеющие преобразующую силу на длительную перспективу... для побуждения поисков глубоких смыслов украинской науки в различных тематических и концептуальных срезах».
Издание, а оно имеет 960 (!) страниц и очень хорошо иллюстрировано, рекомендуется для искусствоведов, культурологов, практиков искусства, преподавателей и студентов специализированных художественных вузов.
Третий том антологии, которая увидела свет благодаря пожертвованиям из наследия Эдварда Бродацкого (Лондон), представляли во Львовской академии искусств. На презентации говорилось о важности всех трех томов издания, ведь в них можно найти суждения об авторских концепциях творчества выдающихся современных художников и интеллектуалов, в частности - львовян Андрея Бокотея, Любомира Медведя, Владимира Одрехивского, Романа Василика.., также из художественных кругов Киева, Одессы, Харькова, Черновцов и зарубежных стран, где функционирует художественная коммуникация между украинцами. «В диапазоне эстетических идей от Александра Архипенко и Казимира Малевича до новых поколений мастеров подборкой текстов антологии обозначается динамика трансформации опытов украинского модернизма в формообразующих поисках практиков искусства начала XXI в.», - отмечали выступающие на презентации.
Остается добавить, что составитель Антологии украинской теоретической мысли XX века «Идеи, смыслы, интерпретации изобразительного искусства» - художник, историк и теоретик искусства, организатор научно-творческих проектов, педагог профессор Роман Яцив является постоянным автором и экспертом нашего издания.
«День» сердечно поздравляет Романа Мироновича с выходом третьего тома этого фундаментального издания, желает новых творческих успехов и интересных научных исследований.
Фото Татьяны КОЗЫРЕВОЙ.
Section
Культура