Вечно живые
В прокат вышел остросюжетный боевик «Мумия»Все началось в 1922 году, когда двое англичан — египтолог Говард Картер и археолог-любитель лорд Джордж Карнарвон — обнаружили захоронение фараона Тутанхамона (XVIII династия Нового царства, правил в 1332—1323 до н. э.) в Долине царей в Египте. В гробнице сохранились предметы быта, драгоценности, одежда, письменные принадлежности, а также украшенный бирюзой саркофаг из чистого золота массой 110,4 кг с мумифицированным телом правителя. Наука до тех пор не знала настолько полного собрания артефактов 3000-летней давности, поэтому находка Картера и Карнарвона стала археологической сенсацией. Именно с этого события начинается мировая «египтомания», неотъемлемой частью которой является миф о «проклятии фараонов»: дескать, почти все, кто раскрывал захоронение Тутанхамона, преждевременно умерли. Конечно, это чистая басня, но настолько эффектная, что ее обсуждали еще не один десяток лет, даже в СССР.
Кино не могло обойти настолько благодарный материал. Результатом стало рождение постоянного сюжета об ожившей мумии, которая убивает всех, кто потревожил ее спокойствие, и воюет против группы смелых археологов и авантюристов.
Первая черно-белая «Мумия» (1932) выпущена голливудской студией Universal. Согласно сюжету, в 1921 году археологическая экспедиция Британского Музея обнаруживает в Египте саркофаг с мумией жреца Имхотепа (его играет легенда фильмов ужасов — Борис Карлофф) и закрытый ящик, на котором написано предупреждение о проклятии тому, кто откроет его. Таки открывают — с фатальными последствиями. Фильм насыщен неплохими, как для того времени, спецэффектами, однако наиболее убедительный там сам Карлофф — сухопарый, зловещий, истинно древний мертвец с жутким взглядом.
Успех «Мумии» позволил Universal выпустить пять фильмов-продолжений, однако настоящая перегрузка произошла в 1999-м. В «Мумии» Стивена Соммерса действие происходит в 1923 году. Американский искатель приключений Рик О’Коннелл (Брендан Фрейзер) приезжает с красавицей-библиотекаршей Иви (Рейчел Вайс) и ее братом Джонатаном (Джон Ханна) в город мертвых Хамунаптру. Конечно, они находят магический свиток и случайно пробуждают к жизни Имхотепа; последний стремится оживить свою любимую Анк-су-намун, а лучше всего для оживления подходит именно Иви.
Соммерс далеко отошел от оригинала, но искусно уравновесил все необходимые компоненты, дополнив приключенческую фабулу элементами фильма ужасов и комедии, а замечательную игру главных актеров — захватывающими спецэффектами. Не удивительно, что «Мумия»-1999 принесла двойную прибыль в прокате и породила множество продолжений.
В 2012 Universal Pictures объявила о перезапуске цикла. Режиссером выбрали продюсера Алекса Куртцмана. В главных ролях снялись Том Круз, София Бутелла, Рассел Кроу и Аннабелль Уоллис.
Авторы создали новую историю, применив своего рода гендерную инверсию. Теперь к жизни рвется мумия-женщина, древнеегипетская принцесса Аманет (Бутелла), а объектом ее домогательств становится торговец крадеными артефактами Ник Мортон (Том Круз), которого она хочет сделать своим вечным избранником, совершив ритуальное убийство. В дело вмешивается также возглавляемая героем Рассела Кроу секретная организация, которая «борется со злом» по всему свету, то есть берет на заметку любую чертовщину и принимает меры.
До остроумия Соммерса Куртцману далеко, поэтому вместо смеха он акцентировал на страхе и трюках. Под руководством Аманет действует целая армия агрессивных зомби, атмосфера в начальных эпизодах довольно зловеща, что апеллирует, скорее, к картине 1933 года. Гламурно-позитивное лицо Круза, впрочем, не очень подходит для ужасов, но вполне приемлемо для мордобойного боевика — в него «Мумия» трансформируется во второй половине фильма. То, на чем держится ремейк — это захватывающее действие и в очередной раз усовершенствованные спецэффекты. Еще одна новация — ощутимый привкус комикса (чего стоит только внезапное появление вечно популярного доктора Джекила с его раздвоенной личностью). Время, когда моду задают Капитан Америка и Бэтмен с Суперменом, требует соответствующих решений.
Авторы оставляют открытый финал — явно намечается продолжение. Будет оно лучшим или худшим — сейчас сказать невозможно, но одно точно понятно: теперь у поколения 2010-х есть своя мумия и свой Египет. В достаточно инфантильной версии, впрочем. Но взрослеть никогда не поздно.
Выпуск газеты №:
№101, (2017)Section
Культура