Вечное отражение
«Молода и прекрасна» — тонкий и неожиданный фильм о природе желания
Французский режиссер Франсуа Озона — не из лидеров авторского кино: он для этого слишком легок, если не легкомыслен. Его попытки делать драматические фильмы не назовешь удачными, с другой стороны, и чистым развлекателем он не был.
Можно сказать так: Озон умеет развлекать, но делает это с допустимым включением грусти либо мизантропии. Его полнометражный дебют «Ситком» («Крысятник») — черная комедия, запоминающаяся пародия на семейные сериалы, а самая известная работа — мюзикл «8 женщин» с Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Эммануэль Беар — яркое, блистательное зрелище, которое, тем не менее, заканчивается достаточно печально.
Однако новый фильм Озона «Молода и прекрасна» действительно близок высокой драме.
Содержание соответствует названию. От главной героини, 17-летней Изабель, глаз не оторвать. Она из обеспеченной семьи. Учится в Сорбонне, на филологии. Читает хорошие книги. В стандартном начале, на морском курорте, переступает порог невинности с малознакомым немецким юношей. А вернувшись в Париж, она регистрируется на сайте знакомств и начинает встречаться с пожилыми мужчинами — за деньги.
Первая ассоциация — конечно же, классическая «Дневная красавица» Луиса Бунюэля. Впрочем, тайная жизнь Изабель раскрывается уже в середине фильма, и в целом обе картины слишком разные. Единственная сущностно важная общая черта — видимое отсутствие мотивов, закрытость обеих героинь.
Исполнительница роли Изабель — бывшая модель Марина Вакт — не просто красива, но имеет несомненный актерский дар. Создаваемый ею характер мерцает разными, иногда взаимоисключающими оттенками. В один момент Изабель-Вакт отстраненна до жестокости, в другой — очень уязвима. Кто-то заворожен меланхолией в ее глазах, но когда она откровенничает с отчимом (Фредерик Пьеро), то преображается во взрослую соблазнительницу, что придает всему эпизоду довольно тревожный оттенок. Она совершенно по-подростковому, на вечеринке влюбляет в себя сокурсника и без малейшего усилия порывает с ним. Единственный раз она по-настоящему проявляет чувства только после смерти одного из ее постоянных клиентов прямо в постели. И даже тогда Озон держит дистанцию, оставляет пространство для неясности: объект желания должен быть смутным и оттого постоянно манящим.
Линия тайны набирает силу и сгущается до потрясающего и неожиданного финала, когда на встречу с Изабель приходит жена одного из клиентов — седая и строгая Алиса в исполнении Шарлотты Рэмплинг (она уже играла у Озона в «Бассейне», 2003). Это — одновременно и развязка, и кульминация. Две женщины смотрят друг на друга с разных сторон опыта — и каждая находит свой ответ.
Изабель просыпается в пустом гостиничном номере, там, где она узнала, насколько близки желание и смерть, просыпается отражением в зеркале — и видит только себя. Себя и никого больше. Молодую и прекрасную. Вечное отражение, милосердно сошедшее в жизнь.
Автор благодарит кинотеатр «Киев» за помощь в работе над рецензией.
Выпуск газеты №:
№157, (2013)Section
Культура