Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вечный полет души»

Так называется новая серия скульптур украинского американца Богдана Гирного
10 февраля, 19:59
БОГДАН ГИРНЫЙ ЗА РАБОТОЙ / ФОТО С САЙТА BOHDAN-ART.COM

Во все времена талантливые, творческие люди покидали Украину по различным причинам. Иногда возвращались, иногда возвращалось их творчество. Пятнадцать лет после окончания аспирантуры украинской Академии искусств скульптор Богдан Гирный живет и работает в Нью-Йорке. Получил признание американского правительства в 1997 году как художник с выдающимися способностями. Около десяти лет работал ведущим художником в известной скульптурной компании, которая выполняла сверхсложные интерьерные, фасадные и парковые заказы не только в Манхеттене, но и от Гонконга до Тринидада и Сан-Франциско.

Но речь пойдет не о коммерческой скульптуре, которая кормит художника, а о скульптуре творческой, питающей душу. Новая серия работ Богдана Гирного «Вечный полет души», созданная уже в Соединенных Штатах, утверждает извечную и непреходящую идею искусства, которое существует ради красоты, гармонии и вдохновения.

— Мне импонирует философия идеальной скульптуры Эрастуса Палмера, американского скульптора неоклассицизма. Миссия скульптурного искусства — не только имитировать форму, а через нее открывать лучшее и самое чистое в человеческой сущности... И модная работа не будет совершенной, даже безукоризненно выполненная, если она не опирается и не питается достоинством морального или интеллектуального порыва. Есть вещи вечные, а есть временные, — говорит скульптор. — Я хочу, чтобы мои композиции или дома, или в офисе выхватывали из серой будничности вспышки красоты, несли зрителю заряд божественного и вечного. Чтобы поднимали душу человека на крыльях туда, где она становится лучшей и более счастливой...

Каждый художник вкладывает в скульптуру свое понимание человеческой природы. Творческие композиции Гирного тяготеют к темам духовным, касаясь формой идей вечных. Присмотримся к «Фениксу». Исключительная статичность центрального образа, несмотря на экспрессию и движение других частей композиции. Феникс нерушим, укоренен — чувствуешь, что он птица вечная.

Другая — «Лунная рапсодия» — с двумя ликами, женским и мужским. Они, словно близнецы вдохновения, подчеркивают дуальную природу всего сущего. А вместе с тем своими загадочными взглядами в реалии вне реалий, направленностью в другие миры и измерения создают мощный толчок к слиянию человеческого и Божественного.

— Я создавал первую «Тучу» шесть лет, а на другую нашел композиционное решение всего за один день, — объясняет скульптор. — Результат многолетнего поиска увенчался находкой тонкой иллюзии света, пространства и движения...

Любимый образ Богдана Гирного — Птицы. Соцветие энергии, которая закручивается и взвихривается, утверждает жизнь и возвышает наше представление до небес. Круглые скульптурные композиции несут в себе идею вечного круговорота в природе и неизбежного изменения. Мифические птицы смотрят одновременно и в прошлое, и в будущее, ибо прошлое всегда несет в себе зерно будущего. Самая древняя идея человечества решена так современно и понятно. Мощное движение крыльев и туч с едва заметными ликами, птицы-фениксы и мифические жар-птицы — все образы скульптур Гирного переплетаются в одну мощную энергетическую вертикаль. Образуется связь между зрителем — человеком и вечным, Божественным.

Каждая из скульптур Гирного имеет свою особенную ауру, создает свое неповторимое настроение. Его произведения почти дышат, наполняя пространство чистыми, только им известными мыслями и ощущениями... Гирный прочно стоит на позициях реалистичного искусства. Это особенно актуально в Соединенных Штатах, где практически не осталось хорошей реалистичной школы, как в Украине. Объединяя абстрактные, смелые подходы к образу, которыми славится Америка, соединяя их с мастерством реализма, автор создал свой невероятный и своеобразный стиль.

В Украине Гирный имел репутацию профессионала, который хорошо разбирается в разных материалах и постоянно экспериментирует с ними. И в Америке скульптор стал работать с новыми, самыми современными соединениями для отливок.

— Архипенко первым придумал вырезать скульптуру из пластика — прозрачного материала — и осветил ее изнутри. Я лью свои работы также в прозрачном материале (авторская техника), которые, по моему мнению, ничем не уступают традиционной бронзе по ценности. Все уже устали от бронзы. А материал, из которого сделаны мои скульптуры, легкий, солнечный и долговечный. Самое главное же — оставляет возможность экспериментировать, — объясняет автор коллекции.

В работе с новыми материалами и техниками Гирный также воплощает одну чисто американскую идею, задекларированную еще в начале прошлого века. Она заключается в том, что отношение к материалу определяет созвучность времени самого художника. История американской скульптуры убеждает, что именно этот континент побуждал скульпторов больше всего к экспериментам с разнообразными материалами — металлы, сплавы, стекло, акрилик, папье-маше, текстиль и так далее. Разве не обогатилось от этого мировое искусство? Разве не стало веселее и солнечнее с кальдеровскими «мобилями» и стальными инсталляциями Сторм Арт Центра? Современные материалы — это своего рода бунт против нормы, оценка собственного творчества на фоне традиции.

Каждая работа Богдана Гирного прорастает из диалога идеи и материала. Как скульптуры Микеланджело освобождаются из глыбы мрамора сверхчеловеческим усилием, таким же усилием освобожден из эфирного пространства и каждый изгиб крыльев мистической птицы, каждый лик небесной тучи исполнен тайны и вдохновения.

«Вечный полет души» Гирного — современное и стильное, радостное и вдохновляющее собрание художественных работ, апофеоз многолетних исканий автора. Очень актуально во времена духовного упадка и торжества доллара он предлагает альтернативу утилитарному скульптурному искусству.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать