«Вечный полет души»
Так называется новая серия скульптур украинского американца Богдана Гирного
Во все времена талантливые, творческие люди покидали Украину по различным причинам. Иногда возвращались, иногда возвращалось их творчество. Пятнадцать лет после окончания аспирантуры украинской Академии искусств скульптор Богдан Гирный живет и работает в Нью-Йорке. Получил признание американского правительства в 1997 году как художник с выдающимися способностями. Около десяти лет работал ведущим художником в известной скульптурной компании, которая выполняла сверхсложные интерьерные, фасадные и парковые заказы не только в Манхеттене, но и от Гонконга до Тринидада и Сан-Франциско.
Но речь пойдет не о коммерческой скульптуре, которая кормит художника, а о скульптуре творческой, питающей душу. Новая серия работ Богдана Гирного «Вечный полет души», созданная уже в Соединенных Штатах, утверждает извечную и непреходящую идею искусства, которое существует ради красоты, гармонии и вдохновения.
— Мне импонирует философия идеальной скульптуры Эрастуса Палмера, американского скульптора неоклассицизма. Миссия скульптурного искусства — не только имитировать форму, а через нее открывать лучшее и самое чистое в человеческой сущности... И модная работа не будет совершенной, даже безукоризненно выполненная, если она не опирается и не питается достоинством морального или интеллектуального порыва. Есть вещи вечные, а есть временные, — говорит скульптор. — Я хочу, чтобы мои композиции или дома, или в офисе выхватывали из серой будничности вспышки красоты, несли зрителю заряд божественного и вечного. Чтобы поднимали душу человека на крыльях туда, где она становится лучшей и более счастливой...
Каждый художник вкладывает в скульптуру свое понимание человеческой природы. Творческие композиции Гирного тяготеют к темам духовным, касаясь формой идей вечных. Присмотримся к «Фениксу». Исключительная статичность центрального образа, несмотря на экспрессию и движение других частей композиции. Феникс нерушим, укоренен — чувствуешь, что он птица вечная.
Другая — «Лунная рапсодия» — с двумя ликами, женским и мужским. Они, словно близнецы вдохновения, подчеркивают дуальную природу всего сущего. А вместе с тем своими загадочными взглядами в реалии вне реалий, направленностью в другие миры и измерения создают мощный толчок к слиянию человеческого и Божественного.
— Я создавал первую «Тучу» шесть лет, а на другую нашел композиционное решение всего за один день, — объясняет скульптор. — Результат многолетнего поиска увенчался находкой тонкой иллюзии света, пространства и движения...
Любимый образ Богдана Гирного — Птицы. Соцветие энергии, которая закручивается и взвихривается, утверждает жизнь и возвышает наше представление до небес. Круглые скульптурные композиции несут в себе идею вечного круговорота в природе и неизбежного изменения. Мифические птицы смотрят одновременно и в прошлое, и в будущее, ибо прошлое всегда несет в себе зерно будущего. Самая древняя идея человечества решена так современно и понятно. Мощное движение крыльев и туч с едва заметными ликами, птицы-фениксы и мифические жар-птицы — все образы скульптур Гирного переплетаются в одну мощную энергетическую вертикаль. Образуется связь между зрителем — человеком и вечным, Божественным.
Каждая из скульптур Гирного имеет свою особенную ауру, создает свое неповторимое настроение. Его произведения почти дышат, наполняя пространство чистыми, только им известными мыслями и ощущениями... Гирный прочно стоит на позициях реалистичного искусства. Это особенно актуально в Соединенных Штатах, где практически не осталось хорошей реалистичной школы, как в Украине. Объединяя абстрактные, смелые подходы к образу, которыми славится Америка, соединяя их с мастерством реализма, автор создал свой невероятный и своеобразный стиль.
В Украине Гирный имел репутацию профессионала, который хорошо разбирается в разных материалах и постоянно экспериментирует с ними. И в Америке скульптор стал работать с новыми, самыми современными соединениями для отливок.
— Архипенко первым придумал вырезать скульптуру из пластика — прозрачного материала — и осветил ее изнутри. Я лью свои работы также в прозрачном материале (авторская техника), которые, по моему мнению, ничем не уступают традиционной бронзе по ценности. Все уже устали от бронзы. А материал, из которого сделаны мои скульптуры, легкий, солнечный и долговечный. Самое главное же — оставляет возможность экспериментировать, — объясняет автор коллекции.
В работе с новыми материалами и техниками Гирный также воплощает одну чисто американскую идею, задекларированную еще в начале прошлого века. Она заключается в том, что отношение к материалу определяет созвучность времени самого художника. История американской скульптуры убеждает, что именно этот континент побуждал скульпторов больше всего к экспериментам с разнообразными материалами — металлы, сплавы, стекло, акрилик, папье-маше, текстиль и так далее. Разве не обогатилось от этого мировое искусство? Разве не стало веселее и солнечнее с кальдеровскими «мобилями» и стальными инсталляциями Сторм Арт Центра? Современные материалы — это своего рода бунт против нормы, оценка собственного творчества на фоне традиции.
Каждая работа Богдана Гирного прорастает из диалога идеи и материала. Как скульптуры Микеланджело освобождаются из глыбы мрамора сверхчеловеческим усилием, таким же усилием освобожден из эфирного пространства и каждый изгиб крыльев мистической птицы, каждый лик небесной тучи исполнен тайны и вдохновения.
«Вечный полет души» Гирного — современное и стильное, радостное и вдохновляющее собрание художественных работ, апофеоз многолетних исканий автора. Очень актуально во времена духовного упадка и торжества доллара он предлагает альтернативу утилитарному скульптурному искусству.
Выпуск газеты №:
№24, (2011)Section
Культура