Перейти к основному содержанию

«Вервиці до Містичної троянди»

На вечере памяти выдающегося музыканта выступили 12 звездных представителей Школы Мирослава Которовича
04 ноября, 10:42
ИДЕЯ КОНЦЕРТА ПРИНАДЛЕЖИТ ДОЧЕРИ ЛЕГЕНДАРНОГО МАЭСТРО, ИЗВЕСТНОЙ СКРИПАЧКЕ, РУКОВОДИТЕЛЮ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «АРТЕХАТТА» МИРОСЛАВЕ КОТОРОВИЧ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Идея концерта принадлежит дочери легендарного маэстро, известной скрипачки, руководителю  творческой мастерской «АРТЕХАТТА» Мирославе Которович. На сцене Национальной филармонии Украины выступили 12 звездных представителей Школы Которовича, чтобы оказать уважение маэстро, которому исполнилось бы  75. Молодые, красивые, талантливые, успешные, они очаровали своим искусством и высоким пиететом к традициям своего учителя. Некоторые из них, как: Соломия Сорока прилетела из США, Дмитрий Ткаченко — из Великобритании, почтить память «лучшего скрипача Украины своей эпохи» (слова знаменитого литовского дирижера Саулюса Сондецкиса) прибыла из Вильнюса Раса Восилюте, Лидия Футорская — из Львова.  Казалось, сам дух маэстро витал в этот вечер в зале Филармонии, а все, что происходило на сцене, дышало творчеством Богодара Антоновича.

Всю свою творческую жизнь гениальный скрипач, педагог и дирижер, просветитель и музыкальный общественный деятель, Б.А. Которович посвятил служению идеи, для которой, возможно, пришел в этот мир. Богом данные ему таланты он посвятил тому, чтобы музыка Украины, ее скрипичное искусство стали частью мировой культуры. Не случайно, Богодар Которович был номинирован дипломатическим званием «Посол украинской культуры в мире». Он воплощал это, в первую очередь, через свою неповторимую игру, которая осталась в звукозаписях и воспоминаниях тех, кто имел счастье ее слышать. «У Богодара Которовича скрипка говорила!» — так о своем земляке говорил гениальный украинский  актер Богдан Ступка. Его скрипка говорила музыкой прошлого и современного, обращалась к нынешним и грядущим поколениям.

Свое неповторимое искусство Богодар Которович продолжал в своих учениках. За годы его педагогического труда в Национальной музыкальной академии Украины число их достигло почти до 200! Немало их являются гордостью современной украинской культуры, многие из них прославляют искусство Украины и скрипичную Школу Богодара Которовича в разных странах мира.


ЭТО ФОТО С БОГОДАРОМ КОТОРОВИЧЕМ ЭКСПОНИРОВАЛОСЬ НА ФОТОВЫСТАВКЕ «ДНЯ» В 2008 ГОДУ / ФОТО ВАСИЛИЯ АРТЮШЕНКО

Помня просветительские традиции своего учителя, музыканты выбрали для концерта почти неизвестное произведение мало известного представителя раннего немецкого барокко Генриха Игнаца Франца фон Бибера. В Зальцбурге, где жил и работал композитор и до сих пор существует старинная коллекция из 15 картин-сюжетов из жизни Девы Марии и ее Сына. 340 лет  назад эти картины озвучил Генрих Бибер. Он создал их для Братства Розенкрейцеров и объединил в грандиозный опус «Rosenkranz-Sonaten». Каждая из его 15 частей посвящена 15 эпизодам из жизни Девы Марии и отвечает 15 таинствам Розария. Именно этот символ стал ведущим для музыкантов: в виде розария разместились на сцене три ансамбля-трио, которые попеременно озвучивали музыкальные сюжеты. Солисты-скрипачи, меняя друг друга, выступали главными лицами этих звуковых действ. Их сопровождали чудесные исполнители на клавесине, виолончели, органе, ситаре, бандуре и баяне.

Музыка далекого прошлого звучала на удивление современно: барочные образы, нежные мелодии и  в то же время яркая театральная драматургия произведения Бибера удивительным образом предвидели будущее инструментального искусства, которое уже в ХХ веке Маурицио Кагель оформил в жанр «инструментального театра». С присущей гению интуицией, Генрих Бибер увидел абрисы музыки будущего, которые через три века очертили авангардные стили: «Вместо того, чтобы играть, скрипачи должны ударять смычком»; «нужно закрепить бумагу на струне таким способом, чтобы получить звук, не похожий на привычную игру»; «четыре струны скрипки должны быть настроены в 15 разных вариантах, для того, чтобы разнообразить...» и тому подобное — трудно поверить, что это ремарки композитора ХVII века!

Художественное оформление сцены тонко отвечало музыкальным образам и создавало атмосферу таинства действа. Вереницы (так переводится из немецкой Rosenkranz) серебристо-синих бумажных роз свисали на сцену причудливым Розарием, а нежные лепестки окружали громадную розу, размещенную на авансцене. «Каждый из участников концерта — как лепестки этого цветка, который для меня символизирует украинскую культуру», — так объяснила свое визуальное оформление художница Зинаида Лихачева.

Организаторы концерта подготовили роскошный буклет, который содержит исчерпывающую информацию о композиторе и его опусе, рассказ о Богодаре Которовиче, впечатления его учеников об общении с учителем. Трогательно прозвучал последний аккорд концерта-памяти: в сопровождении лирической музыки Скрипичной сонаты Максима Березовского в зал экспонировались с экрана выразительные портретные фотографии маэстро.

...Музыкальную галерею Генриха Бибера завершает Пассакалия «Ангел-Хранитель» для соло скрипки: она озвучивает 16-ю картину упоминавшейся коллекции, где изображен ребенок, которого сопровождает Ангел-Хранитель. Эта божественная музыка, которую очень проницательно исполнила дочь маэстро — Мирослава Которович, прозвучала своеобразным символом-оберегом мастера своим детям, своим ученикам и своей мечте.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать