Весы бытия
В Киеве запорожцы представили зрителям личность Ивана Франко по-новомуГастроли Запорожского украинского музыкально-драматического театра им. В. Магара состоялись на сцене столичного театра «Колесо». Очередное обращение к пьесе «Тайна бытия» Татьяны Иващенко по-новому открыло личность Ивана Яковлевича Франко.
Благодаря возможности видеть десять предыдущих воплощений пьесы об истории супружеской жизни Ивана Франко и Ольги Хоружинской могу сравнивать увиденное с новым прочтением в Запорожском театре им. В. Магара. Однако сравнение в искусстве - дело вовсе не объективное, использую его разве что для вывода о многопластовости драматургического материала, который позволяет художникам находить в нем созвучность собственным духовным запросам, соответствие определенной художественной эстетике и времени. Поэтому все постановки, рассказывающие один и тот же сюжет о непростых и неоднозначных родственных отношениях Ивана Франко с супругой, так не похожи и каждый раз на кону - результат различных художественных задач.
ЧЕРНО-БЕЛАЯ ГАММА
Сценическая палитра спектакля Театра им. В. Магара аскетическая. Режиссер Татьяна Лещева и сценограф Надежда Дворянкина визуально используют только два цвета - белый и черный. Сценическое оформление и костюмы героев (художник по костюмам Наталья Мацук) решены в черно-белой гамме, но заложенное в спектакль внутреннее содержание доказывает, что в этих цветах, которые априори отрицают друг друга, существует множество оттенков. На исследовании человеческой жизни, которая меняется противоречивыми переливами, и сосредотачиваются создатели постановки, глядя на нее сквозь призму семьи гения. Белая бумага и черные слова на ней, чистота белого узора на белой вышиванке и торжественность черной вышивки на черном костюме, святость белоснежности свадебного платья и строгий крой черного платья соперницы и, наконец, холод белого цвета смирительной рубашки...
Перекличка цветов подчеркивает контраст состояний героев и ход событий. Только двух персонажей хватит, чтобы обозначить безграничную вселенную бытия в попытке понять ее тайну. Иван Франко - Сергей Собержанский и Ольга Хоружинская - Галина Капралова. Рядом будут две призрачные фигуры, названные Проводниками, - Анна Акишина, Анастасия Ляшиченко. Они в мечтах психически надломленной Ольги превращаться из реальных людей в образы соперниц, которым принадлежали чувства Франко - Ольгу Рошкевич и Целину Журовскую. Размышления о том, почему не суждено ей зажечь огонь любви в душе Франко, а было предназначен остаться для него только другом и соратником, сделали жизнь Ольги по-настоящему трагической.
Мир литературы, в котором оказалась молодая институтка Хоружинская, будущая жена Ивана Франко, режиссер определяет вертикальными полотнищами с цитатами Каменяра, написанными его рукой. Здесь, среди многочисленных слов, рифм, строк на стилизованных белых свитках, ограждающих черную действительность, рождаются видения и воспоминания Ольги-Капраловой. Она, как и другие действующие лица, босая, платья и костюмы прозрачны. Таким видом прозрачности одежды Татьяна Лещева придумывает метафору сплошного обнажения тел и душ. Героям нечего скрывать, они вышли исповедоваться, раскрываться полностью в стремлении разобраться в своей жизненной истории, поделиться своими тайнами.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЕДИНОК
В пространстве спектакля возникает поле пересечения прошлого и настоящего. Актерам приходится все время переходить из одного состояния в другое, переживать различные психологические мотивации. Найденная форма лучше дает возможность раскрыться характерам персонажей. Перед зрителями предстают полная надежд молодая Ольга, которая переживает предчувствие и желание любви, и заинтересованный молодой Франко, впоследствии разочарованная, больная жена и равнодушный, погруженный только в свое творчество муж. Вроде бы все есть в этой семье, которая имела основания быть счастливой, но разве простым человеческим счастьем может довольствоваться человек, который оставил после себя сотни томов литературных трудов?
Эмоциональный поединок потребности любви Ольги и невозможности соответствовать этому Ивана, состязание желаний сердца и трезвости ума решается зрелищными театральными метафорами. Ольга-Капралова в прекрасном свадебном платье, заключенная в белом коконе, как в тюрьме собственных надежд и несбывшихся желаний. Франко-Собержанский берет жену на плечи как крест. Да, это его Голгофа, сознательное решение разума, которое стремится заглушить желание сердца. Пластические решения (хореографические номера - Анастасия Ляшиченко) сцен венчания, противоборства с соперницами, чтение Франко стихотворения-посвящения жене становятся отдельными мини-спектаклями в общей ткани постановки и ценными жемчужинами украшают ее причудливый фон. Действие поддерживается эмоциональным звукорядом со своеобразной музыкальной стилизацией украинской аутентичности, с мистическими мотивами.
Ощущение трагедии супружеских отношений Ольги и Франко режиссер подчеркивает моментами отсутствии физического контакта мужчины и женщины. Подсознательно Франко-Собержанский избегает объятий жены, вместо поцелуя - рукопожатие, траектории их сценических путей словно сознательно не пересекаются, существуют как-то параллельно, без прикосновений, такое небытие любви... Ольга-Капралова хочет обнять мужа, но может прижаться только к бумагам с его написанными стихами. Отчаяние гложет от невозможности соединения двух таких достойных миров, возникает образ огромной человеческой трагедии, мучений творца, который не способен дать любовь, а живет только своим высоким назначением. Сергею Собержанскому удается убедительно сыграть одержимость поэта, передать степень его человеческих страданий, невыразимую боль от неосуществимости желаний, мужских и художественных. Такой же высокой степени трагизм судьбы своей героини демонстрирует и Галина Капралова. Актриса акцентирует на чисто биографических чертах Хоружинской и одновременно делает этот образ вне времени. Она выводит определенное обобщение образа женщины, которая жертвенно кладет свою жизнь на алтарь гениального мужа и все же не способна смириться с отсутствием любви.
В спектакле точно выверена целостность зрелищной формы, которая убедительно гармонизирована с глубоко психологическим содержанием драмы. Достижение такого эмоционального баланса свидетельствует о попытке серьезного, небанального художественно-эстетического высказывания создателей спектакля. Образы Франко и Ольги лишены традиционно классического глянца. Исторические фигуры из далекого прошлого «являются» перед зрителем современными, эмоциональными, живыми, с пульсирующими глобальными чувствами, смыслом желаний и страданий. Сила их переживаний вызывает искреннее сочувствие. Постижением драматизма истории театру удается вызвать у зрителей чувство духовного катарсиса.
Убедительности спектакля способствует и найденный важный аспект, который неожиданно актуально зазвучал в свете событий сегодняшней Украины. Известно, что Хоружинская родом была с Харьковщины, И.Франко - галичанин. Благодаря тому, что режиссер решает, чтобы Ольга в спектакле говорила по-русски и стремилась к изучению украинского, явным становится мотив важности и желания объединения, примирения Восточной и Западной Украины. Так ненавязчиво-тактично театр говорит о своей художественной позиции, находит возможность высказаться о щекотливой сейчас в Украине теме.
Жизнь Ивана Франко, история его творчества и семейных отношений - пример извечного для человека выяснения желаний сердца и потребностей ума. На весах любой судьбы всегда взвешивается белое и черное, праведное и грешное, к судьбе гения добавляется еще и бремя таланта. Постановка дает свой рецепт - и для гения, и для простого человека в постижении важнейших истин главное - удержать на весах бытия шаткий баланс ума и сердца.
Section
Культура