Виктор ВИЛГЕЛМ: «Люди должны это видеть!»
Чешский продюсер — о выходе в прокат фильма «Осенние воспоминания», талантливости украинских актеров и перспективах фильм-комиссий
Появление в национальном кинопрокате украинских полнометражных картин (или снятых в ко-продукции с другими странами) уже само по себе событие, привлекающее внимание. Поскольку - явление не частое. Ирано-чешско-украинская лента «Осенние воспоминания» - вообще отдельный случай: снята без государственной поддержки и в максимально короткие сроки (год назад газета «День» писала о съемках фильма, которые проходили в селе Доброгостив, что в 20 километрах от Трускавца).
В основе сюжета «Осенних воспоминаний» – простая и трогательная современная история о любви и войне. О любви – без честных олигархов, бедных золушек, одиноких бизнес-леди модельной внешности, неумелой эротики и суетливого хеппи-энда. О войне - без выстрелов и крови, искусственных и дешевых сцен боев, жесткие реальные кадры которой мы каждый день наблюдаем по телевидению.
«Осенние воспоминания» - переплетение судеб четверых людей: музыканта, волонтера, воина АТО Толика (Дмитрий Линартович), после ранения приехавшего для реабилитации на Западную Украину, и беженке из Ирака Име (Назаним Ахмадишахпоурабади), сельского скульптора Саши (Александр Игнатуша) и Натальи, сестры его покойной жены (Татьяна Юрикова), которых связывает некая тайна…
Над фильмом работала интернациональная команда. Режиссер – иранец Али Фахр Мусави, продюсер – чех Виктор Вилгелм. А вот исполнители всех ролей, кроме главной героини, – украинские актеры. Популярные и дебютанты в игровом кино. Что особенно приятно, ибо доказывает известную, но благополучно забытую аксиому, сколь богата наша земля талантами.
До-премьерные показы картины состоялись на Первом МКФ DreamCityв Ровно и на Шестом международном кинофестивале «Корона Карпат» в Трускавце. Творческая группа выезжала на встречи со зрителями во Львов и Запорожье, у которых эстафету подхватил одесский кинозал «Инотеатр», который, хочется отметить особо, не упускает из поля своего внимания глубокое авторское кино. А несколько дней назад фильм «Осенние воспоминания» вышел в национальный прокат. Еще сложно судить, каким будет результат, полюбят ли его зрители, однако первые отзывы уже есть.
МАРИЯ СТАРОЖИЦКАЯ, журналист, драматург (Киев):
«Не буду вдавати із себе кінознавця – я просто глядач. І мені щиро боліло під час перегляду… Не очикувала такої сміливості у демонстрації ролі байдужого суспільства в поглибленні психологічної кризи добровольців – майданівців по війні…»
РОСТИСЛАВ ШИКУЛА, научный работник, доброволец АТО, инструктор по выживанию (Ровно):
«Цей фільм має кілька історій. Історія воїна із АТО, якого зіграв Дмитро Лінартович, типова для багатьох наших хлопців. Дуже важливо, якими вони повертаються з війни і як після цього жахіття адаптуються до мирного життя. Герой Лінартовича дає дуже важливий приклад: робота, творчість, кохання, співпереживання, відсутність будь-якої агресії… Думаю, «Осінні спогади» варто показувати всім, хто пройшов крізь цю війну».
ЛЮБОВЬ ДОЛИК, зрительница (Львов)
«Чудова, неймовірно чутлива, трепетна кінокартина – саме так, кінокартина! Я жила в цьому карпатському селі, я вмирала від розпачу, від розчулення, я стискала кулаки і втирала сльози… Поема кохання, болю, віри, святої любові. Сучасна. Про нас».
В перерыве между поездками продюсер «Осенних воспоминаний» Виктор Вилгелм ответил на вопросы «Дня».
ЧЕШСКИЙ СЛЕД В УКРАИНСКОМ КИНО
- Виктор, откройте секрет, почему иранский режиссер и чешский продюсер решили снимать фильми именно в Украине?
- (Смеется) Пожалуй, меня давно можно называть не только чешским, но и украинским продюсером, потому что живу в Украине с 2002-го года. Более того, я женат на украинке, и очень люблю эту страну.
Первым моим проектом в Украине был молодежный фильм-роман «Английская клубника» (2008, производство Чехия-Словакия – Украина) – Авт.) - о советском солдате, который в 1968-м, когда Советская армия оккупировала Чехию, решает воспользоваться ситуацией и не возвращаться в СССР. Мировая премьера картины состоялась на Московском международном кинофестивале, фильм принимал участие еще в нескольких МКФ.
Затем по сценарию Кости Коновалова (вновь при сотрудничестве с Чехией) мы стали работать над черной комедией «Клофелин», однако у нас произошел серьезный конфликт с одним из украинских со-продюсеров, вплоть до обращения в правоохранительные органы, и в итоге фильм вышел в прокат под названием «Люблю и точка».
Следующим стал чешско-американо-украинский проект «Упырь» (Ghoul) о трагедии голодомора. Картина полностью снята в Украине, в ней принимали участие несколько мало известных украинских актеров (режиссеру нужны были неузнаваемые зрителями лица, потому что по сюжету эти люди – герои документальной хроники). Фильм демонстрировался в прокате в США и Чехии, где стал самым успешным проектом года в своем жанре. Мне кажется, что пришло время показать его и в Украине, но пока это только мечты…
Кстати, на кастинге «Упыря» я познакомился с Александром Игнатушей, его пробы произвели на меня большое впечатление, и когда коллеги из Чехии попросили помочь подобрать российских актеров для сериала «Чешский век» о событиях 1968-го года, порекомендовал им обратить внимание на украинца Игнатушу. В итоге Саша сыграл Леонида Ильича Брежнева, и режиссер был в восторге от его игры!
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
- С этого момента можно поподробнее? Потому что лично мне кажется, что у отечественных режиссеров - шоры на глазах, если они не видят огромный потенциал актера Александра Игнатуши! С его необычайной органикой в кадре и, в то же время, тонким мастерством перевоплощения. С прекрасным украинским языком, к тому же. На мой взгляд, Игнатуша – наш Жан Габен или Лиино Вентура, Жерар Депардье в лучших его ролях, а его актерский дар используют шаблонно, предлагая играть, в основном, роли милиционеров или олигархов… Получается, выбор Александра Игнатуши на одну из главных ролей в фильме «Осенние воспоминания» не был случайным?
- Да что вы! Я провел рядом с Игнатушей все съемочные дни на площадке «Чешского века», видел, как он работает, и просто мечтал, чтобы Александр сыграл когда-нибудь в моем проекте. Потому, обдумывая историю «Осенних воспоминаний», роль скульптора Саши однозначно писал под него. Никого другого я в этом образе даже представить не мог. Выслал синопсис, он Игнатуше понравился, и Александр дал принципиальное согласие сниматься. Но когда я сообщил ему о времени съемок, выяснилось, что у него премьера спектакля, и постоянно находиться на площадке Саша не может. Однако мы подстроились под его график, и фильм был снят. Правда, Александру пришлось в течение месяца постоянно ездить из Трускавца в Киев и обратно, у него не было ни одного выходного, но, мне кажется, игра стоила свеч…
- В «Осенних воспоминаниях» есть еще одна заглавная роль – пианиста с Майдана, волонтера, воина АТО Толика, которого сыграл Дмитрий Линартович, ставший популярным после фильма Михаила Ильенко «Той Хто Пройшов Крізь Вогонь». Его кандидатура также не обсуждалась?
- С Линартовичем все обстояло гораздо сложнее. Действительно, когда я увидел его фотографию у Михаила Герасимовича Ильенко, тотчас понял – это наш Толик! Но Дима в тот момент находился на учениях на Ровенском полигоне - его призвали на службу в АТО. И, разумеется, даже на день не мог отлучиться оттуда. Начались звонки и хождения в Министерство обороны Украины с прошениями отпустить Дмитрия с полигона на время съемок. Эту проблему, кстати, помог решить нам тогдашний министр культуры Вячеслав Кириленко. Многие мои коллеги не лицеприятно высказывались о его работе, жаловались на непонимание, я же, кроме слов благодарности, ничего о Вячеславе Анатольевиче сказать не могу. Если бы ни он, мы бы не увидели актера Дмитрия Линартовича в «Осенних воспоминаниях». У нас даже был второй претендент на эту роль – Ярослав Кучеренко…
ГОЛЛИВУДСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ВОСТОЧНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
- Ну, а теперь о женщинах, которые держат интригу «Осенних воспоминаний»…
- Это, действительно, очень важный момент. Для меня образ Натальи (сестра покойной жены скульптора Александра, у них общий ребенок, и эту тайну они скрывают от окружающих) вообще был самым интересным. В неместь не пережитая драма, болезненная тайна, глубокое страдание. Я видел в этой роли актрису Людмилу Ефименко. Мыдаже вели переговоры, но не сложилось… Когда стали искать другую артистку, и чешский кастинг-директор предложил попробовать Татьяну Юрикову, я поначалу даже слышать об этом не хотел! Сериальная актриса, кроме того, снимается в рекламе! Как говорится, «замыленное» лицо… «Она готова, сможет, очень хочет работать в полнометражном кино, согласна даже бесплатно сниматься!» - уговаривали меня. Сроки поджимали, и я, скрепя сердце, согласился. Татьяна приехала на третий или четвертый съемочный день - такая современная барышня… Никакого впечатления, честно признаюсь, поначалуне произвела. На следующий день снимали сцену в мастерской у скульптора, куда героиня Юриковой приходит, чтобы напомнить ему об их общем прошлом и попытаться вернуть близкие отношения. Я увидел Татьяну на мониторе, и обомлел: голливудское лицо!!! Понял: актриса с таким лицом может сыграть абсолютно все: молодую и старую, веселую и грустную, добрую и злую, душевную и паскудную! И у Татьяны все получилось, мне кажется. Во многом, благодаря взаимопониманию с режиссером Али, который сумел грамотно и точно объяснить актрисе, что он хочет увидеть и почувствовать в кадре. Так что я сегодня не жалею, что роль Наташи сыграла не Людмила Ефименко. Уверен, она была бы несомненно хороша в данном образе, но это было бы совсем другое кино.
- Не могу, простите, обойтись без ложки дегтя в бочку меда… Когда я посмотрела «Осенние воспоминания», первые эмоции, которые испытала, можно выразить хрестоматийной фразой: «Не верю!» Не верю я, что два красивых умных мужика разного возраста безоглядно влюбляются в без эмоциональную, заторможенную, взрослую женщину, которую авторы упорно представляют зрителям как «молоду дівчину». Жалость, сострадание, человеческое участие в судьбе человека, который оказался в чужой стране и попал в беду, - да! Но «не с головой в омут»… Может, я чего-то не понимаю, но, на мой взгляд, образ Имы, который сыграла иранская актриса Назанин Ахмадишахпоурабади, - самое слабое место фильма. Вы согласны со мной?
- Не совсем. Начну с того, что кандидатура актрисы на роль Имы была приоритетом иранских партнеров. Из-за скромного бюджета режиссер фильма не мог полететь в Иран на кастинг – он живет в Праге. Доверились иранскому со-продюсеру. Он не совсем точно выполнил наши требования, это правда. Однако трагедии не вижу: мне ведь не нужна была восточная красавица -модель – она бы не пропала и в чужой стране, о ней бы любой позаботился (смеется) А определенная скованность актрисы объясняется совершенно иным менталитетом, нежели у наших соотечественниц. Что же касается безоглядной любви… она, как известно, слепа… (Улыбается)
ЗАРУБЕЖНЫЕ FILM COMMISSION НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЧВЕ
- Год назад я присутствовала на съемочной площадке «Осенних воспоминаний», и знаю, что локации в Прикарпатье вам помогала выбирать Трускавецкая фильм-комиссия, которую создал в своем регионе неукротимый директор Международного кинофестиваля «Корона Карпат» Олег Карпын. Признаюсь, до того момента я понятия не имела, что подобные институции давно существуют в западной киноиндустрии. Можете пояснить, что это за организации, и как они работают, к примеру, в той же Чехии?
- Действительно, так называемые, Film Сommission существуют во многих западных странах. Обычно они создаются при муниципалитетах или плотно сотрудничают с ними, досконально знают все достопримечательности региона, помогают съемочным группам из разных стран контактировать с общественными и государственными организациями. Фильм-комиссии не только способствуют развитию кинопроизводства, но и делают реальную рекламу своей стране – благодаря съемкам фильмов, привлекает туда туристов, предоставляет новые рабочие места жителям.
В Чехии фильм-комиссии существуют в каждом регионе. Даже в Праге недавно поняли, что такая организация необходима и столице, хотя раньше придерживались обратной точки зрения. Мол, город красивый, киношники и без фильм-комиссий сюда, как пчелы на мед, слетаются. Это правда. Однако, нередко зарубежные кинематографисты имитируют в Праге и Париж, и Вену, и другие города, что, естественно, не может нравиться ее патриотам, которым хочется, чтобы по картинам, снимающимся здесь, мир узнавал о прекрасной Праге. В настоящее время чешские фильм-комиссии выделяют финансирование съемочным группам. В той же Праге до конца нынешнего года предусмотрено освоить 10 миллионов крон (это 10 миллионов гривен). Приблизительно 400 тысяч долларов. В будущем году – около 1 миллиона долларов. Деньги для Чехии небольшие, в принципе. Но ведь фильм-комиссии сами решают, кому выделять финансирование, кому – нет. Главная цель этих организаций – создавать позитивное мнение о родном городе, регионе, стране.
В Украине пионером этого движения, вы правы, действительно стал директор Трускавецкого международного кинофестиваля «Корона Карпат» Олег Карпын. Когда мы подписали соглашение с иранскими партнерами о съемках «Осенних воспоминаний», перед нами встали две сакраментальные проблемы – время и деньги. Поначалу думали снимать во Львове, но этот регион оказался нам не по карману, тем более, что местом действия должно было стать обычное село. В тот момент я и вспомнил о Прикарпатье, поскольку несколько раз бывал на фестивале и хорошо знал Олега. И сегодня, когда фильм уже живет самостоятельной жизнью, хочу еще раз поблагодарить его за поистине неоценимую помощь, которую Трускавецкая фильм-комиссия оказала нашей съемочной группе. Без нее мы бы просто не справились с тем объемом работ, которые смогли осуществить в рекордно короткие сроки.
Кстати, «Осенние воспоминания» передали эстафету украинско-итальянской группе комедийного фильма «Изи», которая также часть съемок провела в этом регионе. Опытом Трускавецкой фильм-комиссии всерьез заинтересовались Министерство культуры Украины и Государственное агентство Украины по вопросам кино. На Шестом кинофестивале «Корона Карпат», который прошел месяц назад, состоялся Международный форум FilmCommissionWorkshop “Создание и развитие фильм-комиссий в Украине», где присутствовали эксперты из Италии, Великобритании, Грузии, которые поделились опытом работы подобных организаций в своих странах. Так что, будем надеяться, что лед тронулся…
«БЕЛЬМОНДОВКИ» КАК СТИМУЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
- Замечательные прогнозы, и профессионалы, думаю, оценят перспективы региональных фильм-комиссий. А вот читатели, как говорил Штирлиц, запомнят последние фразы в вашем интервью. В фильмографии продюсера Виктора Вилгелма - проекты самых разных жанров: документальные ленты, молодежный роман, черная комедия, современная мелодрама. Поиски жанра, иными словами. А какие фильмы были любимыми у сегодняшнего профессионала-кинематографиста в детстве?
- (Смеется) «Бельмондовки»! Так в Чехии называют фильмы с участием Бельмондо. Я обожал этого артиста, обожаю и буду обожать! По-моему, он – один из самых лучших актеров мира. Бельмондо всегда являлся для меня образцом настоящего мужчины. С неповторимым чувством юмора, элегантностью, понятиями чести и достоинства. Умел и ударить, умел и погладить, умел воевать и жить! Я в детстве хотел быть актером – таким как Бельмондо. Потом начал посещать кино-кружок, чтобы научиться снимать фильмы, в которых бы мог играть Бельмондо. Затем увлекся спортом, бадминтоном, должен был выступать за сборную Чехии. Меня уже готовили к Олимпийским играм в Барселоне, где был представлен бадминтон. Но я бросил спорт… Кино победило.
- Самый приятный комплимент, который вы получили от зрителей вашего последнего проекта – «Осенних воспоминаний»?
- (Улыбается) Кто-то написал в фэйсбуке: «Люди должны это видеть!».
Section
Культура