Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Владимир Сивохип: «Мы креативили!»

Директор Львовской национальной филармонии - о жизни в карантине, итогах года и планах на 2021-й
02 января, 20:24

Никто, наверное, и не будет отрицать, что прошлый, 2020-й, был полон испытаний для всех. В том числе - для художественных учреждений, по которым больно ударили и локдаун, и карантин в целом.

Несмотря на это, многие утверждают, что карантин и все связанные с ним ограничения научили тому, что раньше казалось нереальным, соответственно - невозможным. Не исключение - Львовская национальная филармония имени Мирослава Скорика, которая едва ли не все свои мероприятия очень быстро, в отличие от других художественных учреждений Львова, перевела в онлайн-формат. И до сих пор не отказалась такого рода деятельности.

Несмотря на жесткие карантинные ограничения, во Львовской филармонии состоялись сотни событий, звучала музыка композиторов из разных уголков мира, выступили сотни музыкантов. Вот об этом и не только об этом - в интервью с генеральным директором академического учреждения Владимиром Сивохопом. А протекал разговор в контексте очень популярного сейчас слогана «новые времена - новые вызовы». Итак, что можно сказать, подводя итог ушедшего года?

- Размышляя над этим вопросом, я пришел к мысли, что закончился какой-то хронологический отрезок времени. И не больше! - говорит Владимир Сивохип. - Это не концертный сезон, не концертное полугодие ... Измерение нашего художественного времени немного изменилось. Если год назад могли говорить: «Вот, закончился год, у нас были четкие планы, и мы все сделали - 2019-го 31 декабря у нас был тысячный концерт», то сейчас я не могу так сказать... Сбился определенный цикл. Кардинально! Поэтому подчеркивать, что сегодня мы закончили одно, а завтра начинаем другое, не приходится ... филармоническая жизнь не остановилась - она ​​продолжается. Конечно, подводим итоги в некоторый вещах, в том числе - и количественные, и качественные. Анализируем, что произошло, а что не произошло. Если, повторюсь, в 2019-ом произошла 1000 художественных событий, то в этом - более 500. В начале 2020-го все было четко спланировано, потом все неожиданно сдвинулось. И так - до сих пор.

- На самом деле 500 - это же немало!

- Это много. Поскольку в предыдущие годы, до 2019-го, мы проводили 350 - 400 мероприятий. То есть 500 мероприятий в год в тех ненормальных условиях, в которых мы все оказались, - это очень хорошо! И можем себя похвалить за эти достижения.

- А что вам далось труднее всего? Возможно, это был выход из локдауна?

- Наверное, самым трудным было начало марта, когда каждый день менялась информация. И была та информация странной и сложной одновременно. И действительно, когда остановилась вся жизнь, не только культурная, когда улицы стали пустыми, мероприятия все были отменены, происходил некий психологический переход из одного состояния в другое. И, наверное, это было самым трудным. Потому что уже в начале апреля мы поняли, что карантин может длиться долго, что это не было делом двух недель, как потом оказалось, это не было делом и двух месяцев ... Теперь речь идет о том, что впереди и карантин, и еще один локдаун ... А привыкание к этой карантинной ситуации началось значительно быстрее, чем мы начали свою деятельность. Если вспоминать апрель и наши выходы в эфир, мы начали транслировать старые записи, стали фиксировать темы, которые должны были проходить вживую. В частности, вспоминаю период Пасхальных праздников, когда мы нашли си-минорную мессу, ряд других духовных произведений и стали показывать их на нашей филармонической YouTube-странице. И если говорить об этой сфере нашей деятельности, которой мы раньше не уделяли достаточно внимания, впрочем, не слишком уделяли внимания и записям концертов, то, если проанализировать время с апреля 2020-го по 1 января 2021-го, имеем свыше 2000 подписчиков на нашем YouTube, а в апреле их было 200. И есть огромный, уникальный, единственный в чем-то опыт трансляций живых концертов.

- Вы же их начинали, если не ошибаюсь, в апреле на камерной сцене...

- Да, вы правы. А уже в мае перешли на филармоническую сцену - в концертный зал. Помню - это были настоящие живые концерты ...

- Но без публики...

- Да, без слушателей! И это было довольно странно. С дистанцированием, когда, например, ко Дню Европы выполняли мессу Джоаккино Россини.

- Я помню. Это когда оркестранты были на сцене, а хор - на балконе!

- И вот сейчас, когда просматриваешь эти трансляции, понимаешь, что мы - молодцы! Потому что креативили. А с конца августа, когда публика понемногу стала возвращаться в наш концертный зал, все равно большинство концертов мы транслируем онлайн. То есть выступление можно смотреть в зале, а можно смотреть и дома, поскольку далеко не все рискуют сейчас быть общественно активными. В конце концов, согласно карантинным нормам, наш концертный зал функционирует на треть по числу слушателей. Кроме того, мы разобрали часть партера, чтобы оркестранты могли дистанцироваться. Теперь часть оркестра садится в партере, часть - на сцене. И вот эти трансляции стали для нас привычным явлением. Мы хорошо освоили этот вид деятельности с технической стороны. У нас теперь есть хороший звук - смогли купить хорошее оборудование. Работают на трансляциях хорошие режиссеры. К чему я это веду? Мы не могли эти вещи планировать. И тогда, в марте-апреле, точно не планировали, что вот будет так. А уже в ноябре-декабре у нас были концерты практически каждый день.

- Теперь понятно, откуда эти пол тысячи событий!

- Да! Потому что каждый день - два, а то и три концерта. Было много трансляций. И мы сейчас вошли в какой-то такой довольно активный ритм. Конечно, во время грядущего локдауна, 8 - 24 января, этот ритм немного замедлится. Но дальше мы планируем, после ослабления карантина, вновь активно восстановить нашу концертную жизнь и активно показывать ее также в наших сетях.

- В конце года всегда происходят совещания для того, чтобы и подытожить, и запланировать. Возможно, что-то новенькое и интересное на 2021-й уже запланировали?

- Филармония - академическое учреждение, которое старается придерживаться канонов, определенных наработанных вещей. И поэтому важно для всех нас, чтобы происходило то, что запланировано. Например, фестивали, которые мы основали и проводим ежегодно. Мы даже в этот трудный 2020-й провели 39-х «Виртуозов». Это было 10 концертов, посвященных музыке Бетховена по случаю его 250-летнего юбилея. Все концерты транслировались, остались уже в истории нашей деятельности. Говорю о том, что мы провели плановый фестиваль, хотя его можно было отменить из-за карантина. А сделали это для того, чтобы в 2021-м состоялся 40-й, юбилейный, фестиваль. Конечно, начинаем планировать его с опаской. Ведь непонятная, неизвестная ситуация. Мы же не знаем, что будет с границами, много ли гостей сможем пригласить, сможем ли вообще гостей из-за рубежа пригласить, хотя и в ноябре, и в декабре наши постоянные коллеги (дирижеры и солисты) приезжали в филармонию и из Германии, и с Польши. То есть какое-то движение понемногу есть, и я надеюсь, что юбилейные «Виртуозы» пройдут на должном уровне. Ну и, наконец, десяток других фестивалей, которые проводятся в течение года, начиная с мини-фестиваля в конце января ко дню рождения Моцарта, фестиваля ко дню рождения Баха, позже - «Виртуозы» и так далее. То есть я бы хотел, чтобы наша десятилетиями наработанная традиция проведения концертных мероприятий сохранилась. Несмотря на то, что, очевидно, будут новые программы, к которым мы готовимся.

- Какие это программы?

- Пока не хочу их анонсировать, но они будут. Потому что последние месяцы также показали, что мы делали много нового. Вспомним хотя бы премьеру - концертное исполнение оперы Стефании Туркевич «Сердце Оксаны». Также имею в виду записи музыки Барвинского, презентацию музыки на произведения Шевченко и издание силами филармонии собрания. То есть обычная поисковая работа ведется нами при любых условиях. Будет она обязательно и в следующем году. Из года в год стараемся распространять наши достижения, новые проекты.

- Осмелюсь, Владимир Степанович, спросить о личном. Каким для вас был этот год?

- По-другому я стал, наверное, оценивать время. А подытоживая год, когда писал отчеты для музыкальной академии, для филармонии, заметил, что необычно много дирижировал концертов, не выезжая на гастроли. Я осознаю, что не только у меня прекратилась гастрольная деятельность, и хочу, чтобы она восстановилась. Но, даже при отсутствии выездов, моя творческая жизнь была активной. Я и в дальнейшем системно прибегаю к научным исследованиям. Совершил ряд научных публикаций, в том числе - международных. Даже больше, чем планировал. И в это, рождественское время, планирую поработать. В целом это время - время переосмысления себя самого. Не обошлось в этом году без травм. Впервые в жизни получил серьезный перелом ноги. В октябре. Сейчас медленно уже восстанавливаюсь. Пробую ходить. По-новому. Это также - новые впечатления.

- Что пожелаете украинцам в Новом году?

- Уюта персонального, уюта в семейной жизни. Традиционно - счастья и здоровья. Также - жизненных сил, потому что они сейчас всем нам нужн.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов

Фото Татьяны Козыревой и пресс-службы Львовской филармонии

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать