Владимир Тихий: «Нам нужна революция сознания»
В Киеве действует группа кинематографистов, которая снимает ленты о восстании с первых его днейУ Майдана есть не только свои музыка или живопись, но и свое кино. Объединение «Вавилон 13» появилось в первые дни восстания абсолютно стихийно: режиссеры, кинокритика, операторы, собрав все доступное оборудование, разбили лагерь в Малом зале столичного Дома кинематографистов и начали создавать свою экранную летопись событий. Название взяли от классического фильма Ивана Миколайчука «Вавилон ХХ».
Группа снимает короткометражки от 20 секунд до 6 минут, выкладывая их на собственном телеканале Babylon`13 на сайте youtube.com. Иногда это подборки моментальных интервью с митингующими, иногда — короткие портреты (например, крымского татарина Адиля, который приехал на Майдан готовить плов). Черно-белая элегическая миниатюра о том, как разные демонстранты поют гимн Украины, соседствует с динамическими зарисовками массовых беспорядков, социальная реклама, посвященная Дню прав человека, — с трогательной историей спасения больного голубя майдановцами, музыкальное видео концерта закарпатских музыкантов-гудаков перед кордонами милиции — с завораживающими восьмьюдесятью секундами ночного выступления юной пианистки для нынешних обитателей мэрии. Все эти, иногда тревожные, иногда остроумные, иногда лирические миниатюры, насыщенные десятками лиц и характеров, составляют увлекательную хронику восстания.
Скелет группы сложился еще во время работы над нашумевшими альманахами «Мудаки. Арабески» и «Україно, гудбай». Я поговорил с лидером и соинициатором всех трех проектов, режиссером Владимиром ТИХИМ.
— Как начался ваш «Вавилон»?
— Едва лишь Мустафа Найем побежал на Майдан, организовал там первые протесты, в ту же ночь мы решили, что мы творцы и должны творчески подходить к ситуации. Разные идеи витали, но 30 ноября, когда студентов разогнали и люди начали собираться на Михайловской площади, мы просто поняли, что нужно брать камеру и что-то уже делать. Приняли резолюцию, собрали технику, сели в микроавтобус, приехали на Михайловскую вечером 30 ноября и начали снимать людей, которые рассказывали, почему они сюда пришли — так появился наш первый фильм «Пролог». Вышло замечательно, было ощущение, словно Украина выиграла чемпионат мира по футболу, то есть происходило что-то большое, мощное и в то же время невиданное. Люди пришли, переборов себя, свой страх, и от этого получили безумный импульс адреналина, поэтому «Пролог», хоть и длится лишь три минуты, является насыщенным, энергичным. В то же утро я договорился с Сергеем Трымбачем (председателем Национального союза кинематографистов. — Д.Д.), что нам дадут помещение. Поэтому теперь у нас был штаб, начали подтягиваться люди, привозить технику. Подчеркну: это абсолютно стихийно возникло, люди сами себя организовали на волонтерских принципах. Снятые фильмы пускали на Facebook, на youtube.com. Отдельно задействовали — слава Богу, есть связи — новорожденное «Громадське телебачення», которое показывало наши работы.
Мы ставим для себя определенные задачи. На данный момент в эфире — одни новости, дополненные комментариями политиков и общественных деятелей. Всеобщая настроенность — апокалиптическая, акцент на горячих точках, на противостоянии. Вся ситуация окрашивается несколько однообразно, я бы сказал даже, негативно. Но сейчас, напротив, происходят очень хорошие вещи. Общество проснулось, оно формирует новое представление о себе и завоевывает самоуважение, которого ему безумно не хватало.
— Как вы работаете?
— Обсуждаем конкретные идеи, а затем этот проект реализуется или не реализуется по определенным причинам. Автор пришел, мы поговорили, какую-то технику он взял, что-то с собой уже имел. Режиссер, оператор или несколько операторов и режиссеров отправляются, в, так сказать, полет. Они что-то видят, снимают какие-то истории, возвращаются, с видеоинженером это монтируют. Многие сюжеты генерируются прямо здесь, в штабе, в нашей группе. Некоторые вещи мы организуем — например, снимаем хоровое пение девушек для «беркутовцев».
— Что же у вас выходит в итоге — если говорить о жанре?
— Это художественная документалистика. Многие материалы сняты в горячих точках Киева. Однако это не самый экстрим, который и так можно увидеть в сети, но и более камерные зарисовки — и в них проявляется более эмоциональное, четкое и качественное представление о событиях, чем просто фиксация того, как кто-то кого-то бьет.
— Кстати, о драках. По твоему мнению, почему протесты на этот раз имеют достаточно агрессивный характер?
— Действительно, уровень агрессии нашего общества заметен — как у обычного человека, так и у тех, кто работает в силовых структурах. Понимаешь, это система. Мы чувствуем ее еще с детских лет. Она травмирует, унижает человека, в ответ человек чувствует агрессию, желание вцепиться зубами в горло. Нужно эту агрессия подавлять, не давать ей возможности взрываться в событиях, которые потом дискредитируют мирный протест благодаря умножению через масс-медиа.
— В чем ваша социальная сверхзадача?
— Мы стремимся подтолкнуть людей. Ситуация разворачивается безумными темпами. Вот был на «Громадському телебаченні», общался с девушкой, которая помогала создавать его, — и она говорит, что то, что у них произошло за эти 3—4 дня, они планировали только на третий год своего существования. Сегодняшние политические силы — это просто бизнес-проекты. И люди это понимают, и есть нормальный здоровый процесс, когда общество проснулось, и оно уже не является инфантильным, а хочет брать ответственность на себя. Наши истории должны показать, что общество проснулось. Маленькие фильмы и интервью, мне кажется, делают свое дело. Поправлю: мы не только подталкиваем — пытаемся отрефлексировать и закрепить ситуацию, чтобы не потерять то, что у нас уже есть.
— Что дальше? Какое будущее ты видишь для «Вавилона 13»?
— Мы вместе и до конца, как говорят на Майдане. Теперь, как по мне, здравый смысл вообще ушел с телевидения, однако он может появиться в сети, где люди видят маленькие истории, которые делаются здесь и сейчас и адресованы именно тем социокультурным группам, которые в настоящее время перешли в интернет. Интернет-видение или что-то подобное... Мы работаем по другому принципу, чем ТВ. Наши мини-серии — с одной стороны, о чем-то главном, что ведет людей, с другой — об их повседневности, об их размышлениях и рефлексиях. Поэтому «Вавилон 13», по моему мнению, должен вылиться во что-то более серьезное, возможно, в полнометражный фильм об этих событиях, или оформится в интернет-канал, который будет рассказывать не только о Майдане, но и о социальной жизни. Вообще, будущее масс-медиа кажется мне именно таким.
— Если же говорить о будущем более обобщенно...
— Я настроен оптимистически. Мне кажется, что Майдан — это закономерная вещь. Не нужно его воспринимать как нечто исключительное. Эта революция сознания украинцев нужна, чтобы та пена взяточников и лгунов, которые диктовали свое мировоззрение нашему обществу, исчезла — и многие вещи тогда станут не то чтобы европейского, но хотя бы более человечного формата. Прекрасно, что это происходит.
Выпуск газеты №:
№228, (2013)Section
Культура