Влюбиться в... обложку
В Музее книги и книгопечатания Украины — оригинальная выставка. Среди экспонатов и наш глянец «Маршрут №1»![](/sites/default/files/main/articles/21012016/sar_8986.jpg)
Обычно мы покупаем журналы из-за их содержания — нам интересны определенные авторы, стиль подачи текстов, темы, которые «ведет» издание. Но от некоторых журналов со временем остается лишь первая страничка, а некогда ценные материалы об урожаях и политике «затираются». Убеждает в этом выставка «Украинская традиция рисованной обложки периодических изданий», которую подготовили театральные художники Богдан и Елена Полищук. В экспозиции — обложки, созданные как в конце ХІХ века, так и буквально вчера.
БЛИЖЕ К НАРОДУ!
На выставке собрали около сотни обложек. География изданий широкая: Львов, Харьков, Киев. Но все журналы сделаны в украинской стилистике и почти все — украиноязычные. Барышня в вышитом платье и в солнечном ореоле — это девушка с обложки педагогического журнала «Світло», созданной в 1912 году художником Опанасом Сластионом. В чем-то подобный сюжет — на первой странице журнала «Мир» 1926 года: крестьянка в пышном наряде, также в ореоле, нарисованная известной художницей Еленой Кульчицкой. А как вам ладонь, созданная художником Говбаргом из текста (есть даже «линии жизни», выделенные красным), с обложки литературно-художественного журнала «Забой», напечатанного в Артемовске, что на Донеччине, в 1931 году?
Большинство экспонатов, кроме, собственно, современной периодики, — из фондов Музея книги и книгопечатания. Кураторы стремятся показать, что обложка журнала может быть художественным произведением. Получается это убедительно, представленные работы восхищают и влюбляют, тем более, многие журналы оформляли известные художники: Василий Кричевский, Василий Ермилов, Анатоль Петрицкий, Георгий Нарбут. «Художник, когда работает над какой-то картиной, графической работой, обращается к сравнительно узкой публике. Журнал — массовое издание, периодика выходила тиражами в несколько десятков тысяч экземпляров. Художник нарисовал картинку — и ее видят селяне, студенты. Есть связь с социальным окружением», — считает Богдан Полищук.
И КАЗАК, И ПРОЛЕТАРИЙ
Что общего между ежемесячником «Народне господарство України», историческим журналом «Наше минуле» и изданием Укрсовнархоза «Солнце труда»? Для всех них создавал обложки Георгий Нарбут. Интересно, что казак из «Нашого минулого» и пролетарий из «Солнце труда» похожи. Похожа и стилистика первых страниц — тонко сделанные черно-красные заставки.
Чудак в чем-то, похожем на тюрбан, и с разинутым ртом маячит с обложки «Універсального журналу» — это работа Анатоля Петрицкого. На этого персонажа совсем не похож красавец-казак в толстом кожухе на голое тело — но это также рисунок Петрицкого. «В начале ХХ века художественная среда задумывалась, чем украинская культура отличается от русской, польской, австрийской, — рассказывает Богдан Полищук. — Начали искать ответ в прошлом и поняли, что самые яркие периоды в этом плане — украинское барокко и Киевская Русь. Поэтому художники создали микс современного модерна и авангарда, барочных традиций и народного искусства».
ДЕВОЧКА НА ТРАКТОРЕ
Расцвет украинской рисованной обложки произошел в конце ХІХ — начале ХХ века и продолжался до 1930-х годов. С 1940-х годов для оформления журналов стали активно использовать фотографию (между прочим, этот прием активно продвигал знаменитый Василий Ермилов) и другие технические «штучки».
Постоянно создавали и сейчас создают рисованные обложки детские издания. И здесь художники пытались быть «в тренде»: так, на обложке журнала для школьников «Червоні квіти» за 1926 год Семен Йоффе нарисовал довольно авангардного пионера. Художники не забывали и об общественных реалиях. Посреди маков и васильков румяная девочка в веночке, управляющая... трактором, — это обложка журнала «Малятко» за 1980 год, созданная Верой Морозовой.
В ФАВОРЕ — ОБРАЗНОСТЬ
Кокетливая девушка с маской козы или коза-щедровальница посреди моря ромашек — это уже обложки современного независимого театрального журнала «Коза», созданные, кстати, Богданом Полищуком. Рядом — экземпляры нашего «Маршрута №1», в частности, с удивительными детьми-индиго, живущими в цветах, и с изысканной книголюбкой. Обложки «Маршруту №1» создает художница Анна Гаврилюк.
«Никто не изобретает колесо. Каждое поколение ищет что-то в прошлом. Нарбут и Кричевский обращались к барочному периоду Украины. Современные художники обращаются к Нарбуту и Кричевскому», — объясняет Елена Полищук. Богдан Полищук добавляет: «Те же обложки «Маршрута №1», «Малятка», «Барвінка» — как ни крути, там есть специфические орнаментальные мотивы, общее решение композиции. У нас не так сильно присутствует сюжетность. Все больше знаковое, символическое. Образ девочки с писанкой, какого-то сказочного животного, например. То же самое в 1920—1930-х годах делали Нарбут и Кричевский. На обложке издания могли быть только название и орнаментальная заставка. И это уже создавало композицию и настроение».
Вскоре появится серия из 23 открыток — на них будут обложки, представленные на выставке, с комментариями о работах и их авторах. Но пока есть время посмотреть эти произведения в оригинале — выставка «Украинская традиция рисованной обложки периодических изданий» в Музее книги и книгопечатания, что в Киеве, продолжится до 28 февраля.
Выпуск газеты №:
№9-10, (2016)Section
Культура