Перейти к основному содержанию

Вне истории и эпох...

В «Мистецькому Арсеналі» прошел заключительный концерт V Международного фестиваля Chamber Art Music, который стал знаковым культурным событием Киева
29 октября, 17:04
КЛАРНЕТИСТ ДМИТРИЙ АШКЕНАЗИ (СЫН ИЗВЕСТНОГО РУССКО-ИСЛАНДСКОГО ПИАНИСТА И ДИРИЖЕРА ВЛАДИМИРА АШКЕНАЗИ), ОДИН ИЗ «ГЕРОЕВ» ВЕЧЕРА, ОТКРЫЛ ПУБЛИКЕ АНДРЕЯ ЭШПАЯ, НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТОГО КОМПОЗИТОРА ПОКОЛЕНИЯ 60-х / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

Этот форум  продолжался неделю, предварительные мероприятия проходили в залах Национальной филармонии Украины и в Доме актера. Не приуменьшая достоинств названных залов, нужно сказать, что сам факт события в «Мистецькому Арсеналі» автоматически предоставляет ему статус «модного». Такая репутация у этого помещения, места проведения первого «ГогольFest’а», Arsenale и других громких проектов. Не случайно заключительный концерт фестиваля классической музыки при участии Национального ансамбля «Киевские солисты» отличился, в частности, присутствием столичных селебрити, которые стали центром внимания и главной «мишенью» фотообъективов проворных папарацци.

Напомним, идея проводить Chamber Art Music в нашей столице принадлежит инициативным ребятам из струнного квартета Collegium, выпускникам НМАУ, лауреатам международных конкурсов. Они начинали музыкальную карьеру с «Киевскими солистами», выступали еще во времена Богодара Которовича, и играют в составе коллектива и сегодня. Собственно поэтому «Киевские солисты» являются постоянным участником и главным «оркестровым» сопровождением фестиваля. За четыре года Chamber Art Music получил известность среди меломанов и критиков, завел друзей (в частности и заграницей), и занял определенное место на киевской фестивальной карте. Ежегодный (в отличие от похожего с ним по концепции и названию фестиваля Chamber music session, который проходит раз в два года), он не направлен на популяризацию современного искусства, и которое сейчас, можно сказать, находится в авангарде культурных событий. Точнее, сферой его интереса является хорошая музыка, в частности и современная, но в первую очередь — это проверенные временем классические образцы. Одной из основных задач проекта является предоставление возможности выступить в Киеве известным исполнителям из Европы, бывать на концертах которых в Берлине, Париже или Цюрихе не каждый физически и финансово может себе позволить. И в качестве бонуса бесплатные мастер-классы европейских артистов для украинских студентов.

В программе заключительного концерта одно имя было для киевской публики загадкой: Кристиан Гуинжене, французский композитор, которому ныне 72 года. Но еще большей неожиданностью было его произведение, написанное в стиле... Моцарта... Сначала даже подумалось, что в последний момент изменили программу, дали Моцарта, или кого-то из современников классика. Но нет! Так мыслит автор ХХІ века! И это не похоже на стилизацию.

Необычно прозвучал знаменитый барочный «шлягер», Концерт Бенедетто Марчелло (тот, что в оригинале для гобоя, и который известен в фортепианной транскрипции Баха), поскольку сольная партия прозвучала у тромбона, солист — француз Жак Може. Специфический тембр тромбона придал произведению драматизм, даже трагические нотки (традиция Чайковского, Малера), но вместе с тем осталось ощущение чего-то величественного и по-философски возвышенного. После бурных аплодисментов тромбонист воспользовался шансом продемонстрировать, что он на самом деле веселый парень, и на бис сыграл фрагмент из самой виртуозной пьесы — «Полет шмеля» Римского-Корсакова, если бы композитор был в зале, то первым аплодировал бы стоя!

Кларнетист Дмитрий Ашкенази (сын известного русско-исландского пианиста и дирижера Владимира Ашкенази), второй «герой» вечера, открыл публике Андрея Эшпая, незаслуженно забытого композитора поколения 60-х, более известного как автора музыки к кинофильмам («Бабское царство», «Сибирячка» и др.). Его Концерт для кларнета и струнного оркестра (кстати, написанный в 1994-м) — это модерн, некий оригинальный «синтез» Берга и Шостаковича, но за ним стоит крепкий автор, хороший полифонист.  И в завершение «Киевские солисты» сыграли «Тихую музыку» Валентина Сильвестрова. Вот мы удивлялись, что композитор К. Гуинжене мыслит законами классического сонатно-симфонического цикла, а В. Сильвестрова, не знай о нем ничего, разве нельзя «зачислить» к постромантикам?! Короче говоря, музыка живет своей жизнью, вне истории и эпох...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать