Перейти к основному содержанию

Во Львове началась вторая стадия работ по возобновлению мозаики Владимира Патыка

30 апреля, 18:11
«СТРЕМИМСЯ, ЧТОБЫ НА 99,9% ВСЕ ОТВЕЧАЛО ОРИГИНАЛУ»

«День» рассказывал о варварски уничтоженных летом  прошлого года мозаичные панно на фасаде дома №26-а, что на ул. Владимира Великого (магазин «Океан») и во дворе прежнего завода «Кинескоп», что на ул. Героев УПА. Автор произведений — народный художник Украины, лауреат Национальной премии им. Шевченко, почетный гражданин Львова Владимир Иосифович Патык. Разрушители — компания «Риел-Эстейт групп» и ООО «Гостиничный комплекс «Таурус».

Оба акта вандализма повлекли незаурядный скандал, а особенно — относительно мозаичного полотна «Море и рыбы» на ул. Владимира Великого. Первыми забили тревогу общественные активисты, разместив в социальных сетях фото руины. Не промедлил с реакцией и городской голова Львова: «Застройщик не просто нарушил условия и обманул город. Он наплевал в лицо львовянам. Готовим очень нестандартные и жесткие решения».

Тогда же руководство ООО «Компания Риел-Эстейт групп» начало посыпать голову пеплом, послав городскому голове Львова Андрею Садовому письмо, в котором, признавая свою вину, просило прощения у громады Львова и обещало на собственные средства реконструировать уничтоженную мозаику. Даже больше — предлагало городу помещение площадью приблизительно тысяча квадратных метров для обустройства художественного пространства, коворкинга и детской школы художественного и музыкального направления. «Надеемся, что это будет справедливым балансом ситуации», — шла речь в письме ООО «Компания Риел-Эстейт групп».

Совместными усилиями общественности и городской власти тогда пришли к выводу, что мозаика Владимира Патыка должна быть возобновлена. «За возобновление должен заплатить застройщик, который бульдозером разрушил произведение искусства. Но и львовяне готовы за счет общих средств приобщиться к реанимации произведения искусства», — шла речь, в частности, на пресс-конференции, созванной в Львовском пресс-клубе.

Подчеркивалось и  то, что уничтоженная достопримечательность имеет чрезвычайный вес с точки зрения интеллектуальной, культурной и политической истории. «Потому что это — определенная альтернатива понимания искусства и сопротивления, которое было свойственно львовской художественной среде 1960 и 1970—1980 гг., — рассказал историк искусства, проректор Львовской академии искусств профессор Роман ЯЦИВ. — Этот объект приятно воспринимался для глаза. А для специалистов в нем — много высоких художественных и эстетических критериев, которые в интересном стиле передавали эту эпоху, которая от нас отходит. Поэтому это является однозначно актом вандализма и полной некомпетентности людей, которые хотят еще что-то истолковать в интересах того, что сделано».

Работы по возобновлению мозаичного полотна, которые координировал сын Владимира Патыка — художник Остап Патык, начали в октябре 2019-го. Приостановили и законсервировали на зимний период в конце ноября. И вот несколько дней назад возобновили процесс, о чем сообщил на своей ФБ-странице  заместитель городского головы Львова по вопросам развития Андрей Москаленко и прибавил, что вместе с Остапом Патыком обсудил план  выполнения работ. Идет речь о том, что на протяжении 2 — 2,5 месяцев, если будет способствовать погода, мозаику выложат на рельеф. «В прошлом году было полностью завершено изготовление рельефа, а состоянием на сегодня отсортированы камни, из которых будут выкладывать рисунок, — отмечает Андрей Москаленко. — Стремимся, чтобы на 99,9% все отвечало оригиналу. Есть уцелевшие, оригинальные камни, и закупленные в соответствии с колористикой».

Продолжается и процесс обустройства школы искусств. В соответствии с планами, которые подает застройщик, объект должен быть завершен до сентября с последующим проведением  внутренних работ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать