Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вода в ступе

В парламенте решали, какая культура нам не нужна
21 апреля, 20:05

Парламентские слушания по вопросам культуры (официальное название «Культурная политика в Украине: приоритеты, принципы и пути реализации») проходили в уже привычном для таких акций формате в стенах Рады — зал заполнен собственно заинтересованной стороной — то есть людьми культуры, народные же депутаты — отсутствуют, кроме тех нескольких, которые специально подготовили доклады. Так, во всяком случае, было на недавних слушаниях по проблемам кинематографа; опять-таки, заседание вел вице-спикер Адам Мартынюк, снова первыми взяли слово главные «культуртрегеры» парламента — Лесь Танюк и Павел Мовчан.

Первый отмечал: «Месть культуры тем, кто пытался ее уничтожить, была нещадной». Риторически переспрашивал: «А книги? А язык? А вера?» Так же риторически обругал телевидение за бездуховность. Критиковал уже новую власть за ошибочную, по его мнению, культурную политику. И напоследок дал два, как он выразился, «совета» для присутствующей в зале министра культуры Оксаны Билозир (она также выступала, но об этом несколько позже):

— Люди, которые не имеют с культурой ничего общего, не должны иметь с ней ничего общего.

— Кто был министром культуры во времена Шекспира?

Павел Мовчан, в свою очередь, обратил внимание на проблемы воспитания молодежи и снова прошелся по ТВ, — очевидно, и молодежь, и телевидение страдают от недостатка духовности, которой комитет Танюка занимается профессионально. Не обошел вниманием уважаемый докладчик и языковые проблемы. Также почему-то господину Мовчану не понравилась идея общественного вещания — целесообразнее, по его мнению, было бы устроить лучшую судьбу государственного телевидения. И вообще, национально-культурная самобытность, которую можно обустроить за счет средств, сэкономленных на общественном телевидении, очень важна.

Потом выступала Билозир, но, повторюсь, это, как самое интересное, оставим на потом.

Едва ли не впервые с трибуны доктор философских наук, заслуженный деятель науки и техники Сергей Крымский напомнил: «Ни одна нация не выходила из кризиса только благодаря материально-экономическим факторам». И правильно заметил: «У нас возник эстрадоцентризм». Во всем мире, по мнению докладчика, существуют критерии различения культуры и контркультуры (здесь бы определиться, о какой, собственно, контркультуре идет речь — ведь во всем мире приставка «контр» как раз маркирует принадлежность к телу культуры, только с экспериментальной, новаторской стороны. — Д.Д. ). Еще одна интересная мысль господина доктора — о животворности традиции, бесплодности ее отрицания, ведь «вчерашний день в культуре не наступил». И, кроме того, люди культуры ждут от министерства не просто очередных обещаний, а именно цивилизационных проектов развития.

Депутат Николай Жулинский для начала продемонстрировал присутствующим концепцию развития еще правительства Ющенко образца 2000—2001 годов, где на втором месте после концепции развития государства шла культура. Но тогдашний режим программу не утвердил, теперь же речь идет в первую очередь о духовном состоянии общества... «Культура должна стать приоритетом — до тех пор мы ничего не сделаем». И вообще, культура на последнем месте всех правительственных мероприятий — «это беда», заложенная «в ментальности наших политиков». А Европа, между тем, получает 30% прибыли от продажи именно культурного продукта. Жулинский призвал пересмотреть закон 1997 года о благотворительности и меценатстве — как раз для того, чтобы повысить количество благотворителей.

Солидаризировался с Жулинским и директор информационно-аналитического центра «Демократия через культуру» Александр Буценко: проблемы культуры перешли к нам еще из прошлого века, и главная из них — второстепенность ее вопросов по сравнению с экономикой и политикой.

Более эмоциональным, как и подобает человеку сцены, был Марк Бровун, директор Донецкого академического музыкально-драматического театра. Он призвал к созданию театрально- концертных объединений на местах — для налаживания гастрольной деятельности. Поинтересовался финансами оперных театров — их в Украине шесть, они часто ездят на прибыльные зарубежные гастроли, — но что из этих денег попадает в государственную казну? Не платят налогов и заезжие, московские антрепризы. А принципы, по которым живут отечественные театры, не соответствуют требованиям рыночной экономики. Уже давно назрел переход театров в отношениях с актерами на контрактную систему, немедленного решения требует и проблема служебного жилья для артистов. Затронул директор и весьма деликатный вопрос — сокращения количества театров, ведь некоторые из них по своему уровню просто не имеют права на существование. Притом украинские театры на Востоке и Юге страны — «свои среди чужих, чужие среди своих».

Депутат-нашеукраинец Михаил Косив был первым из докладчиков, кто таки похвалил исполнительную власть: впервые у нас премьер-министр, который начал свою программу с культуры. Впрочем, на этом оптимизм депутата исчерпался. Оказалось, что украинская культура находилась несколько веков в оккупации, и последние 14 лет тоже, и сейчас она также в оккупации. Министру культуры следует заняться конкретными делами. Вот, например, бедствует Львовский национальный музей украинского искусства, коллекцию которого собирал еще Андрей Шептицкий. Состояние такое, что рабочие музея уже объявляют забастовку, а в первую очередь следует снять директора этого уважаемого учреждения — как профессионально непригодного человека.

Недавно избранный председатель Национального союза кинематографистов Борис Савченко в очередной раз отметил, что нефинансирование культуры стало уже привычным для всех, что состояние национального кино — ужасное, а студией Довженко завладели пронырливые реаниматоры от телевидения и шоу-бизнеса. Но не нужно спасать культуру так, как это делается за границей. Интересно, когда это наше, о нас сделано. Молодые кинохудожники, которые получают призы и аплодисменты на западных фестивалях, в своем государстве этих оваций не услышали. Но ведь кино уважали все режимы, даже самые людоедские, поскольку понимали, что это важнейший инструмент сознания общества. И, вопреки всему вышесказанному, господин Борис оптимистично провозгласил: «Да! Украинскому кино — быть!»

Анатолий Авдиевский, художественный руководитель хора имени Веревки, рассказал о положении творческих коллективов со статусом национальных. В США, например — успешные и неоднократные гастроли, полные залы, а на родине — работа в полной изоляции. Та же Капелла бандуристов 27 лет не была на востоке страны. У хора имени Веревки вообще были только одни всеукраинские гастроли. Господин Авдиевский согласился с идеей директора театра из Донецка — нужно создать что-то наподобие Укрконцерта, который бы аккумулировал данные об импресарио, устраивал бы гастрольные турне и так далее. А так, пока что 50% прибылей творческие коллективы должны отдавать на налоги, притом музыкальное воспитание полноценно не осуществляется.

Социалист Иван Бокий вспомнил о селе. Начал с того, что «у нас абсолютно провинциальная культурная жизнь, но мы сами виноваты в этом». Был помянут недобрым тихим словом Киркоров как носитель бездуховности, а вот министр культуры неправа в том, что ни словом не говорит о корнях нашей культуры — а они в селе; сам докладчик, например, в детстве видел на сцене своего сельского клуба Наталью Ужвий. Государство оторвалось от своего корня, от села, культура там не развивается, и потому мы там много теряем. Похоже на то, что руководители нашего государства намного ниже нашей культуры. И, резюмируя, соратник Мороза пожелал Билозир, чтобы она «была на своем месте».

Было еще много докладов, но все они, так ли иначе, касались духовности (ну, что же это за слово такое?! — Д.Д. ), застарелых, как ревматизм или безденежье, проблем, проклятущего телевидения и тому подобного. По сути — ничего нового. Новое было в докладе госпожи министра. Который прозвучал еще в начале.

Итак, уже первая фраза этой речи была многообещающей, в стиле научной фантастики: «Мы живем с вами в другом измерении». Но далее оказалось, что пани Оксана не имела в виду видения из романов, например, известного фантазера Роберта Шекли, который недавно посетил Киев. Нет, — речь идет о Майдане, переменах, становлении политической украинской нации. Множество проблем — от старой власти. Но для министра «приоритет сегодня — вырастить нового человека». Особый акцент — на воспитании детей. Искусство тут и средство, и цель, — поэтому разработаны соответствующие программы для детей с физическими недостатками. Кроме того, созданы давно обещанные общественные советы.

Но особое оживление в зале вызвало то, что, оказывается, с сегодняшнего дня министерство называется «культуры и туризма» вместо «культуры и искусств», вот те на! Впрочем, это было еще не все.

Интенсифицируется охрана памятников и старины, решается вопрос создания Государственных реестров национального культурного достояния и археологических памятников. Формируются целевые программы развития легендарных мест — Батурина, Хортицы. А вот музейное законодательство, позволявшее продажу «нераритетных памятников» из фондов, еще предстоит урегулировать.

Меняется главный приоритет: государство отныне не поддерживает культуру. Ибо поддерживать можно штаны. Власть же теперь будет инвестировать во все прогрессивное и полезное (наверное, в то, что не похоже на старые перелатаные штаны. — Д.Д. ) Вспомнила министр и цирковое искусство, — это, очевидно, был косвенный ответ двум голодающим акробатам у нее в приемной — руководство этой отрасли нуждается в обновлении, но у нас слишком много государственных цирков — 10 на 47 миллионов, тогда как в России — только один, а в Китае — четыре.

Кульминация наступила в конце доклада. Перейдя к состоянию дел в кино, Билозир сообщила, что Приходько таки уволен с должности гендиректора Национальной студии имени Довженко (громкие овации), не забыв о том, что уже есть выход в интернет в 76 районных библиотеках, выбросила другую кадровую бомбу — с должности театра имени Леси Украинки освобожден Михаил Резникович (намного менее громкие овации).

А вообще, благодаря правильной культурной политике, мы можем очиститься и явить себе себя и миру «как брильянт».

Но почему-то кажется, что главным итогом слушаний было не небо в бриллиантах из самых прекрасных и громких слов, а переименование министерства и эти два увольнения. А все остальное — сотни раз перетолченная вода в ступе.

КОММЕНТАРИИ

На следующий день после парламентских слушаний, на которых впервые прозвучало официальное сообщение министра культуры Оксаны Билозир, что гендиректор-худрук Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил РЕЗНИКОВИЧ уволен и против него возбуждено уголовное дело, часть коллектива объявила о забастовке. «День» дозвонился к Михаилу Юрьевичу, чтобы он сам прокомментировал ситуацию и слухи о том, что собирается уезжать из Украины в Германию или в Россию.

— Куда я еду? — переспросил Резникович. — Напишите, что еду на Северный полюс!

Вы знаете, если раньше я думал, что в действиях Минкульта есть какая-то наивность, то сейчас мне представляется, что это целенаправленное уничтожение всего того, что сделано в Театре им. Леси Украинки за десять лет. Министр культуры разрушает Русскую драму, уровень нашего театра и меня как руководителя. А что касается юридических сторон этого вопроса, то пускай этим занимаются юристы.

О том, что против меня возбуждено уголовное дело, я узнал из слушаний Верховной Рады. Официально никто мне ничего не предъявлял! Формулировка об увольнении, прозвучавшая из уст министра культуры О. Билозир, на мой взгляд, смешная. Я это даже не хочу обсуждать. А вот то, что говорила Оксана Владимировна в интервью по ТВ, что-то типа: «Резникович будет сидеть и ему дадут срок», меня поразило. Она что, уже суд?

Коллектив Русской драмы остро переживает сложившуюся ситуацию. Но мне кажется, что бастовать, как предлагают некоторые наши сотрудники, не надо...

У меня есть одна точка зрения. Я считаю, что торопиться с реформами нужно медленно. Театральные реформы надо тщательно готовить. Для того, чтобы их готовить, надо прежде прислушаться к мнению Академии искусств, ведущих актеров наших национальных театров. Только тогда любые реформы смогут состояться. Потому что иначе — «чем больше перемен, тем меньше изменений».

Виктор ПРИХОДЬКО, директор киностудии им. А. Довженко:

 — О том, что меня увольняют, я узнал за 15 минут до начала слушаний в Верховной Раде. Листок с приказом министра культуры мне вручили на улице, возле здания Секретариата Президента Украины. Я почитал, и был удивлен прежде всего глупой формулировкой о том, что я не подал вовремя в Министерство культуры финансовый план нашей киностудии на следующий год. Свои права я буду защищать в суде. Сегодня мои юристы подают документы в суд.

Киностудия им. А. Довженко нормально работает, постепенно набирая обороты. А если взять последние 20 лет, то мы сегодня на подъеме. И это при том, что за последние полгода Минкульт ни копейки денег не дал студии! Суд решит, кто прав и кто виноват. А свою позицию по данному вопросу я выскажу сегодня на пресс-конференции, на которую приглашаю всех, кого волнуют вопросы украинской кинематографии. Вице-премьер-министр Николай ТОМЕНКО выступает за объединение всех украинских студий по производству фильмов. Об этом он заявил на брифинге в Кабинете Министров, сообщает www.obozrevatel.com со ссылкой на Українські Новини. «Это будет новая объединенная институция «Довженкофильм», — сказал Томенко. Он отметил, что в эту студию могут войти студия «Укртелефильм» и другие украинские студии. Отвечая на вопрос по поводу увольнения руководителя киностудии им. Довженко Виктора Приходько, Томенко отметил, что считает решения Министерства культуры абсолютно правильными. Он также отметил, что в связи с увольнением директора Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки Михаила Резниковича он выступает за назначение художественным руководителем театра актрисы Ады Роговцевой. Однако Томенко подчеркнул, что этот вопрос будет еще обсуждаться, и художественный руководитель театра будет назначен в ближайшее время.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать