Перейти к основному содержанию

«Володя был моим композитором», или Начало пути

7 августа у Софии РОТАРУ – юбилей
06 августа, 18:00
Это первые профессиональные фото Софии Ротару, 1966 год (публикуются впервые)

Софию Михайловну называют «символом эпохи зарождения украинской эстрадной песни» и слушают миллионы людей в разных странах. Каждое ее выступление на сцене – настоящий праздник мелодии, ритмики. Тембр ее голоса волшебно-таинственный и звонкий завораживает слушателей... Загадка таланта Софии Ротару, ее молодости – в ней самой. Она много лет является номером одним на украинской эстраде, непревзойденная Королева Песни. Нашей песни. Хоть ее считают своей в трех странах, все же она – наша, по сути, по назначению, по тем неоценимым золотым страницам самых удачных песен из животворного родника Ивасюка. Его песни – брильянты ее репертуара. Время подтвердило это. А мы вспомним, как начинался звездный путь певицы.

МЕЖДУ «СМЕРІЧКОЮ» И «ЧЕРВОНОЮ РУТОЮ»

До знакомства с Владимиром Ивасюком Соня, хотя и пела, но... не относилась серьезно к своей музыкальной карьере. Она не могла понять, что музыка – настоящее ее призвание. И здесь на помощь пришел Владимир Ивасюк. Он вселил ей уверенность в себе, начал много для нее писать, привел на эстраду.

Господь свел двух талантливых буковинцев в 1968 году в Черновицком драмтеатре им. О. Кобылянской. Именно в тот день Ротару принимала участие в концерте, а Володя сидел в зале вместе с отцом, писателем Михаилом Ивасюком, и известным молдавским поэтом Василием Левицким. София Ротару пела незабываемую песню Анатолия Пашкевича и Николая Негоды «Степом, степом». Вот как это зафиксировано в книге Ивасюка–старшего «Монолог перед обличчям сина»:

«Коли пісня затихає, Володя нахиляється до мене з палаючим від збудження обличчям і мовить упівголоса:

— Такої інтерпретації я ще не чув! Просто забуваю про мелодію і слова, бачу тільки душу Софії Ротару, таку ж загадкову, бентежну й прекрасну, як ця пісня.

— Я теж уперше слухаю цю дівчину. Про неї говорять гарні речі.

Усміхаючись, мовить:

— Піди й скажи їй молдавською, що вона може стати славною співачкою.

Василь Левицький чує усю нашу розмову й кидає Володі з лукавинкою в очах:

— Вона добре знає українську і російську мови. Краще буде, як ти сам підійдеш до неї, Володю. Розглянеш і її вроду...».

Костюм для первого отдела концерта «Цветы Софии Ротару» в Москве. 1991 год

Именно под влиянием Владимира Ивасюка София решилась выбрать для себя эстрадную песню: к Ротару сразу же пришел настоящий большой успех – певица снялась в музыкальном фильме Романа Олексива «Червона рута», в котором спела с уже знаменитой «Смерічкою».

Вспоминает основатель «Смерічки» Левко Дутковский: «Тогда никто и не думал о том, что будет дальше. Заместитель директора Черновицкой филармонии Пинхас Фалик предложил взять Соню в «Смерічку». Мы же были тогда самодеятельным коллективом при Выжницком районном Доме культуры. После фильма «Червона рута» я предложил Соне создать свой коллектив и выйти с ним на профессиональную сцену (то есть в составе областной филармонии), использовав для названия заглавие фильма. Сейчас считаю, что сделал большую ошибку, не взяв Ротару в «Смерічку». Но кто не ошибается... В творчестве все возможно».

В 1971 году София Ротару становится профессиональной певицей Черновицкой областной филармонии, солисткой вокально-инструментального ансамбля «Червона рута», в котором художественный руководитель – ее единственная и верная любовь, ее Толик!

В 1973-ем и 1974-ом Ротару получает международное признание – гран-при на фестивале «Золотий Орфей» в Бургасе и Вторую премию «Бурштиновий соловей» в Сопоте (пела «Водограй» Владимира Ивасюка). Аранжировку «Водограю» в Сопоте для большого эстрадно-симфонического оркестра за одну ночь сделал сам Владимир Ивасюк. Польский дирижер был поражен молодостью и талантом буковинца. Это была первая украинская песня на Сопотском фестивале. И сразу – победная!

Пластинка 1974 года и музыкальный фильм «Пісня завжди з нами» определили тогдашние приоритеты ее творчества – лирика Владимира Ивасюка и драматические песни Евгения Мартынова. В 1977-ом вышла пластинка «София Ротару поет песни Владимира Ивасюка». Ему было всего 28, ей – 30. В течение 1977–1978 годов их пластинка имела целых восемь перевыпусков. Реальные тиражи даже сложно представить! Выпускалась и перевыпускалась она на Апрелевском заводе грампластинок (в городе Апрелевск Московской обл.) по цене 1.90 руб. и 2.15 руб.

София Ротару: «Я счастлива, что помогла Володе выпустить в Москве нашу совместную пластинку, которая так и называлась «Песни Владимира Ивасюка поет София Ротару». На то время, а эта пластинка–гигант вышла в 1977 году, я уже часто записывалась в Москве, пела песни Евгения Мартынова. На фирме «Мелодия» знала многих людей. На днях, кстати, нашла у себя дома эту пластинку, смотрю на нее – и вспоминаю Володю... На обложке разместили его фото – такого голубоглазого красавца. На обратной стороне – мое фото. И автограф Володи для меня со словами: «Дорогой Соне, моей любимой, на человеческое и творческое счастье. Пусть наше творчество процветает и не знает осени».

«Никогда не забуду аккуратные партитуры всегда благородного Володи Ивасюка, – вспоминает то время легендарный звукорежиссер фирмы «Мелодия» Юрий Винник: Запись пластинки «София Ротару поет песни Владимира Ивасюка», которую делал, был для меня чрезвычайно дорогим и памятным. Володя был первым в Украине такого молодого возраста: если бы не случилось трагедии, он мог бы быть первым в мире».

В том же 1977 году на Сопотском Международном фестивале в исполнении Софии прозвучала еще одна Володина песня – «У долі своя весна» (стихи Юрия Рыбчинского)...

София Ротару была той доброй силой, которая, проникаясь Володиным вдохновением, стала могучим звеном, крепко связавшим творчество композитора с широкими массами народа. Выполняя эту благородную художественную миссию, певица завоевывает сердца людей, обретает признание. Ивасюку нравилась мастерство Софии. Он всегда одобрительно говорил о ней: «Когда напишу песню, то София всегда исполнит ее так, как я задумал, как нужно ее исполнять». Не удивительно, ведь манера исполнения певицы была очень близка манере исполнения самого Володи, как и манера Назария Яремчука или Василия Зинкевича. Ансамбли «Смерічка» Левка Дутковского и «Червона рута» стали родными для Володи.

На съемках музыкального фильма «Червона рута» Василий Стрихович, Алла Дуткивская, Раиса Кольца, София Ротару

О РОЗАХ И ШИПАХ

Ее путь на сцену никоим образом не был устлан розами. Из-за прогрессировавшей астмы, в 1977 году Ротару переехала с семьей в Ялту. Беда догнала ее неожиданно. Шесть лет без отпуска, съемки в кино, гастроли, и, как следствие – перенапряжение, а на голосовых связках появились узелки-помпы (профессиональная болезнь вокалистов). Пришлось отложить выступления, лечь на операцию. Вердикт врачей – два месяца разговаривать только шепотом, но София Михайловна начала распеваться в палате, и пришлось делать еще одну операцию... Теперь уже на год Ротару оставила сцену... Она переживала, что публика ее забудет, но возвращение певицы стало триумфальным. Опять, как в калейдоскопе, замерцали разные города, концерты, записи...

Только стала налаживаться жизнь, как опять новая подножка судьбы...

24 апреля 1979 года пропал Владимир Ивасюк. Почти через месяц его находят убитым недалеко от Львова. А 22 мая состоялись похороны…

София Ротару была на гастролях в России. От себя и ансамбля «Червона Рута» во Львов она послала большой венок живых белых цветов.

«Мы с коллективом «Червона рута» находились в гастрольном туре на Дальнем Востоке, – развеивает все многолетние сплетни и слухи вокруг своего не-приезда на похороны во Львов София Ротару. – Когда узнали об этой ужасной новости, то концерты уже невозможно было отменить. Мы все были шокированы этой вестью! Сначала не верили, а затем... Уже никто не скрывал своих слез, даже мужчины... Мы ужасно горевали – и это не пустые слова! Мы почтили светлую память Владимира Ивасюка на выступлениях, как могли. Тогда в концертах того дальневосточного тура звучали лишь его песни, а люди, как один, вставали со своих мест и стоя слушали их! Знаете, я и до сих пор скорблю по нему и часто вспоминаю с огромной любовью и теплотой. И всегда при случае говорю с полной ответственностью: второго такого композитора в Украине уже не будет»...

Неожиданная смерть Ивасюка надолго выбила певицу из равновесия. Взлет Ротару на эстрадных сценах состоялся благодаря песням Владимира Ивасюка. Ее репертуар в настоящее время невозможно представить без Володиных песен. И кто бы их дальше не пел, в них навсегда сохранилось ее целомудренное первое исполнение.

«Володя был моим композитором, – признает она. – Все песни, которые он писал, сразу же становились моими. Мне ничего не нужно было придумывать, все происходило само собой, словно эта мелодия жила во мне, была моей, и кто-то просто коснулся струн моей души – и они зазвучали»...

Вспомним их, каждая – отдельная история, отдельная страница, а вместе – Золотой национальный фонд: «Балада про дві скрипки», «Балада про мальви»,«Відлуння твоїх кроків», «Водограй», «Вернись із спогадів», «Два перстені»,«Залишені квіти», «Запроси до танцю», «Запроси мене у сни», «Кленовий Вогонь», «Колиска вітру», «Лиш раз цвіте любов», «Нестримна течія», «Пісня буде поміж нас», «У долі своя весна», «Червона рута», «Я – твоє крило».

В своих воспоминаниях о Владимире Ивасюке София Ротару поделилась самым дорогим: «Секрет его успеха в том, что он не шел к людям с поддельными чувствами, в его произведениях отсутствует сладкий сентиментализм, каждую ноту и каждый такт Владимир Ивасюк обогащал искренностью своего чистого сердца. Он старался заглянуть в душу своего современника и передать всю сложность его внутреннего мира. Композитор любил свою работу до самозабвения. Эта любовь ощутима в его песнях, романсах, балладах. Вся его наработка, оставленная нам в наследство, была не кратковременной вспышкой, а большим творчеством, которое происходило в болезненных размышлениях, длительных поисках и сомнениях. Владимир Ивасюк почувствовал при жизни большую и искреннюю благосклонность людей, щедрых на добрые чувства к талантливой молодежи. Одержимый песней, он был глубоко убежден – наш мир создан для того, чтобы в нем звучала музыка добра, мира, согласия между людьми. Он знал, что без той одержимости ничего не существенного и значимого не совершить в искусстве, как и в любой сфере человеческой деятельности.

«Крило стає крилом тільки під час лету» – этот афоризм он часто повторял. Владимир Ивасюк был лишен высокомерия, надменности, завистий, к нему часто обращались за помощью музыканты, молодые композиторы и поэты, и он всегда откликался на их просьбы. Я не слышала ни разу, чтобы он неблагосклонно высказался о своих побратимах по искусству…».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать