Перейти к основному содержанию

Возвращение легенды...

«День» побывал на генеральной прогонке спектакля «Поминальная молитва» — премьерные показы 11 и 14 сентября
11 сентября, 10:17
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА». НА ФОТО: АНАТОЛИЙ ГНАТЮК (МЕНАХЕМ), ПОЛИНА ЛАЗОВА (ГОЛДА) И ЕВГЕНИЙ ШАХ (СТЕПАН) / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Собственно, это возобновление знаменитого спектакля Сергея Данченко «Тевье-Тевель» 1989 г. (по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» по повести Шолом-Алейхема «Тевьє-молочник») сегодня сделано режиссером Дмитрием Чирипюком. Этой премьеры публика ждала с нетерпением, но и с вполне понятной осторожностью. Даже в самом Национальном театре им. И. Франко далеко не все считали такое возобновление целесообразным, ведь этот спектакль не представляется без Богдана Ступки, который неизменно играл в свое время роль Тевье. В искусстве есть вещи, которые невозможно повторить. А это как раз тот случай, когда замена главного артиста может легко стать «подменой». Да и сама «замена» — не лучший способ почтить память великого артиста Ступки.

Слава Богу, эту художественно— этическую проблему франковцы решили разумно, продуманно и очень тактично. В роли Тевье теперь — Богдан Бенюк. Но он — не «вместо» Богдана Сильвестровича. Собственно, Богдан Михайлович играет не Тевье, а самого Шолом Алейхема, который как будто сдержанно показывает или пересказывает своего героя (бывают такие авторские показы, когда автор выступает от имени своего персонажа). Таким образом, Богдан Бенюк не присваивает себе роль и, так сказать, ни в коей мере не переходит дорогу Богдану Ступке. Бенюк принципиально не использует по-актерски самые выгодные ситуации или реплики, которые навеки остались за Богданом Сильвестровичем («Куку на муню!» и другие). Интересная деталь: возможно, раза два в течение спектакля у Богдана Бенюка отдаленно слышались интонации Богдана Ступки — и то слышались не как специально акцентированная цитата, а лишь в виде намека на цитату, не более. Даже для такого универсального артиста, как Бенюк, — это очень тонкая и сложная игра, возможно, даже сложнее, чем играть такую роль «от себя».

Следовательно, изменение названия в этом спектакле кажется очень точно оправданным, это действительно «Поминальная молитва» по великим мастерам — Богдану Ступке, Сергею Данченко, Даниилу Лидеру. Удивительно, но легендарная сценография Даниила Лидера не устарела и живет в этом спектакле как только что придуманная! Очевидно, еще удивительнее, что в спектакле сохранен данченковский темпоритм -неспешный, подробный, магически— завораживающий. Если ты, зритель, во время этого спектакля плачешь — то плачешь именно там, где твои слезы предусмотрел Данченко. Кажется, что-то подобное в театральном искусстве трудно вернуть из «вчера» в «сегодня» — но вот оно!


ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Следовательно, тот, кто побаивался неудачи — может вздохнуть с облегчением, хотя слово «облегчение» здесь не совсем уместно — потому что спектакль довольно нагружает душу неподдельными переживаниями, которые отпускают тебя не скоро.

В спектакле занято несколько ветеранов старой постановки (Евгений Шах в роли Степана или Валерий Дудник в роли Урядника). В роли Голды выступает сдержанно— драматичная Полина Лазовая. И целая компания свежих, ярких молодых лиц: великолепный Виталий Ажнов (Мотл), Александр Бегма (Перчик), Дарина Легейда (Хава), Светлана Косолапова (Цейтл), Павел Шпегун (Федор).

Можно с уверенностью сказать, что в репертуар франковцев вернулась аншлаговая постановка, потому что два допремьерных показа проходили под овации зрителей!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать