Возвышенное и земное
В Киеве 25, 26, 27, 28 и 29 декабря в пространстве Украинского дома можно не только посмотреть уникальный музыкальный перформанс «Вертеп. Необарокковая мистерия», созданный по рукописи Сокиринского (Галагановского) вертепа XVIII в., но и стать его участникомВпервые мистерию показали еще в октябре в Большой лаврской колокольне, что было вполне естественно как для проекта, так и для вертепной сущности действа именно под колокольней.
Рождественскую же декаду показов команда в составе Богдана и Елены Полищук, Руслана Кирша, Надежды Купчинской, Любови Титаренко, Алексея Фищука и Лидии Карпенко при поддержке УКФ решила продемонстрировать в Украинском доме в главном круглом атриуме, который постепенно начинает зарекомендовывать себя как неожиданная, мультифункциональная и в то же время универсальная перформативная площадка для актуального искусства (вспомним хотя бы post-оперу «LE» формации Nova Opera в режиссуре Влада Троицкого — исследование пространства и звуков в тесном контакте со словом Леси Украинки).
На удивление, это современное, даже грандиозное пространство абсолютно органично зазвучало в камерном, на первый взгляд, вертепном действе.
Как известно, слово «вертеп» происходит от старославянского «вертеть», поэтому, поставив в центр вращающийся круг, режиссер перформанса Богдан Полищук не только функционально обыграл современное пространство, но и остроумно вписался в него, так сказать «освятил» далеко не святые стены этого здания и подчеркнул мистериальное значение круга в вертепной традиции: от вращения звезд на жерди и движения по кругу героев в кукольном вертепе-домике до космогонической, философской сущности движения Времени, Земли, Истории.
«Мы задействовали платформу, на которой вращаем зрителей, — отмечает режиссер. — Здесь присутствует эффект неожиданности. Ты словно становишься участником процесса и в то же время чувствуешь присутствие самого вертепника-творца, который руководит, в какой момент нужно показать ту или иную сценку. Таким образом, весь зал превращается в вертепный домик».
Кроме этой платформы, замечательной сценографической находкой (сценограф Елена Полищук) стали три панели с театральной подсветкой, сделанные в технике вытынанки с вертепными мизансценами: Девой Марией с новорожденным Иисусом, волхвами и пастушками с бяшами. Из них сразу считывается отсылка к церковным витражам. И в этих «вытынанках», и в костюмах музыкантов был метко использован крупный растительный орнамент, присущий именно барокковой стилистике.
Уже достаточно много было написано об исследовательской миссии проекта, в котором артисты — профессиональные вокалисты и музыканты вместе с экспертами расшифровывали ноты и тексты древнего документа, что хранится в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины, чтобы максимально исторически достоверно воссоздать вертепное действо и приблизить его к барокковой традиции музыкального исполнения.
Несомненно, им это удалось. Исполнители: певцы Надежда Купчинская, Руслан Кирш, Алексей Фищук и клавесинистка Любовь Титаренко, поющие/играющие за свыше 15 героев вертепа: Цыгана и Цыганки, Парня и Девушки, Солдата-москаля, Смерти, Пономаря, Черта, Трактирщика, Ляха, Запорожца и Царя Ирода, — звучали барокково утонченно и вдумчиво, их пение a cappella или под аккомпанемент клавесина погружал, очевидно, в ту же традицию звучания, тембры, манеру звуковой подачи, как это было принято в эпоху создания этого вертепа.
Ходя по кругу под их действительно ангельские голоса, зритель сразу падает под действие магии старинной традиции, испытывает на себе знаменитый принцип симультанного представления. Однако одновременно удивляется, как же это все воспринимается по-современному свежо, понятно, прозрачно и не только благодаря второй, т.н. бытовой части.
Единая, бережно вытканная пением и манерой существования в первой, «высокой» части действа, атмосфера, немного разрушается во второй — бытовой. Здесь исполнителям минимально нужно избавиться от легкой скованности и прибавить немного игрового куража, если мы говорим не о реконструкции, как таковой, тем более в древние времена, конечно, играли студенты с разными актерскими способностями, а о современной интерпретации, «оживлении» известного материала. Однако, думаю, с каждым показом, артисты избавятся от этой робости чисто музыкантской именно во второй части мистерии.
«Вертеп. Необарокковая мистерия» — это атмосферное рождественское действо, в котором есть все: серьезная духовная драма и философские басни, сочный юмор и неожиданные провокации. И все это — на неподдельном украинском языке восемнадцатого века под звуки клавесина», — завлекают творцы проекта. Я бы добавила, что его надо показывать ежегодно и ввести просмотр в обязательный ритуал рождественского семейного времяпровождения. Ведь перформанс рекомендован для детей от 6 лет, а детям до 10 лет в сопровождении родителей — вход бесплатный.
Оцифрованные же в рамках проекта тексты и ноты Сокиринского (Галагановского) вертепа XVIII века теперь можно найти по ссылке https://www.tmf-museum.com/sokirinskij-vertep, где на скане старой книги надо нажать надпись «Смотреть ноты».
Автор
Ольга СтельмашевскаяSection
Культура