Впечатляющий «парад планет»
«Маленький Принц» — новая работа «Киевского Модерн Балета» с хореографией Раду ПоклитаруПостановка «Маленького Принца» осуществлена при содействии Украинского культурного фонда. Первые зрители уже смогли увидеть ее онлайн, а вскоре — полноценное сценическое воплощение...
В одном из провинциальных французских городков я увидел причудливо задекорированный вход в детскую библиотеку. На корешках книг, украшавших его, были обозначены имена Бальзака и Экзюпери. Такое сочетание может показаться несколько преувеличенным для того, кто не знает о невероятных тиражах «Маленького принца». Антуан де Сент-Экзюпери прославил Францию, потому что его книга стала мировым бестселлером. Она была переведена на все известные языки, в том числе, хореографический, на мой взгляд, наиболее понятный из всех языков.
Из многочисленных интерпретаций, сделанных по произведению Экзюпери до Поклитару, могу привести как минимум два примера разнообразного сценического воплощения балета. В Мюнхенском театре на Гертнерплац Ханс Хеннинг Паар поставил его на изысканную, но несколько созерцательную музыку Эрика Сати, земляка Экзюпери. Было странно увидеть детский балет в стиле контемпорари и контактной импровизации (так, например, решены дуэты Летчика и Маленького Принца). Но таким образом в Космос окунуться невозможно. Так что с романтическими полетами в спектакле проблема, и с желаемой балетной классикой тоже. Лучше всех запомнилась гибкая Змейка, виновница гибели главного героя.
Французский хореограф Йохан Нус в 2016 году поставил «Маленького Принца» на харьковской сцене. Здесь классики было даже много, а музыки, которая подходит стилистике произведения, — мало. Хореография тоже была неподходящей. Пьяница умело исполнял балетные трюки, которые и трезвому виртуозу не одолеть. Змейка внешними формами и пластикой пародийно была похожа на крокодила, а Маленького Принца танцевала переодетая классическая балерина. Поэтому истинная театральность зрелища прихрамывала, идея произведения была малопонятной.
Замысел Раду Поклитару и его художественный продукт, как всегда, покоряют стройностью и совершенством. В этой не по-детски грустной истории философия только замаскирована под сказку. И все в ней определяет музыка.
В первой части балета, «симфонии детства» — это произведения маленького Моцарта, которого Поклитару связывает с судьбой Маленького Принца. Как писал Экзюпери, «разница между детьми и взрослыми в том, что взрослые во всем ищут счастье. А дети его во всем находят»... (В спектакле, кроме музыки Моцарта, звучат украинские колыбельные в исполнении Марии Пилипчак). Во второй части балета, когда главный герой взрослеет, звучат темы более зрелого композитора, будто пропитанные настоящей тревогой за судьбу главного героя.
Поклитару как-то признавался, что для него детство — это вообще прекрасная и чистая страна, откуда детей вытесняют взрослые. И, видимо, поэтому Фатумом в произведении Раду Поклитару становится не коварная змейка, а именно тот библейский Змей (его с очаровательной неотвратимостью исполняет Мишель Фондю), который соблазняет человека отойти от невинного блаженства существования к греховности и страданиям. Но, пожалуй, самая сложная задача у артиста Дмитрия Кондратюка, который играет не только Летчика, но и жителей всех планет, к которым попадает Маленький Принц. В этом калейдоскопе мгновенных нравов он выбирает наиболее характерное, чтобы воплотить блиц-портрет каждого из своих незаурядных персонажей (Король, Делок, Пьяница и многие другие).
Философия Поклитару далека от назойливого морализма и традиционной сентиментальности. Собственно, астероид Маленького Принца — это и есть место, где можно поставить чайник на вулкан, убрать ее небольшую территорию с помощью метилы, похожей на гитару, и полить удивительную Розу, в которую действительно нельзя не влюбиться (Елена Салтыкова). Собственно, все, как в произведении Экзюпери: проснулся, привел себя в порядок, поэтому наведи его на всей планете.
Маленькому принцу, каким выглядит Артем Шошин, несмотря на его недетское телосложение, посчастливилось воссоздать эволюцию от наивного «звездного мальчика», который хочет узнать, для чего звезды светятся, — до жертвы драматических коллизий и неумолимых вызовов судьбы. Весьма органична в этом смысле сцена между Маленьким Принцем и новым другом, с которым он хочет дружить, — Лисом (Илья Мирошниченко).
Феерический видеоконтент Ольги Никитиной настолько увлекает визуально, что может посоревноваться с собственно хореографическим рисунком Раду Поклитару, а в некоторых эпизодах даже выходит вперед в творческом соревновании с автором костюмов Дмитрием Курятой. Хореограф динамизирует каждый эпизод действия с помощью единого движения группы участников, воспроизводя то крушение самолета (грустная аллегория недавних событий около Чугуева), то ли изгибы головы Змея во главе массивной и подвижной массы, которая олицетворяет в целом тело Змея. Что-то подобное мы уже видели в предыдущих работах Поклитару, например, во впечатляющих полетах «Вия». Но это и есть отработанный и хорошо узнаваемый «фирменный» стиль Поклитару, который сразу отличает его от обычных балетмейстеров. Без лишнего пафоса он показывает рукотворное воплощение мечты о полете — десятки бумажных голубей, которых мы тоже связываем с эпохой детства.
Раду Поклитару в каком-то из откровенных интервью сказал, что не умеет создавать спектакли для детей. Такое вполне вероятно. Хотя существует еще одно прописанное на практике правило. Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше... Наверное, это касается создания балетов, что доказал своей новой работой руководитель «Киев Модерн Балета».
Выпуск газеты №:
№203, (2020)Section
Культура