Враг имитации
Молодой певец Тарас Штонда существует в потоке музыки
Это довольно показательно для Штонды, который после каждого выступления придирчиво анализирует, как провел свою партию, выполнил каждую вокальную фразу. Его требовательность к себе иногда доходит до самоедства. Однако этот перфекционизм и неутомимость (несмотря на неординарный вокальный дар и драматический талант) заставили все чаще говорить о Тарасе как о новой звезде украинской оперной сцены.
Когда-то родители подарили ему пластинку с записями Ф. Шаляпина, и подросток со свойственной юношескому возрасту самоуверенностью решил, что может петь не хуже. Теперь он вспоминает об этом с улыбкой. Возможно, что-то от той детской непосредственности осталось у артиста до сих пор. Очень любит делать подарки, щедро хвалит коллег (а это не слишком характерно для артистической среды). Бывает невнимательным и несобранным, как первоклассник, за что себя потом ужасно ругает. Зато легко и быстро запоминает новый музыкальный материал — и тогда уже удивляет своей сосредоточенностью и работоспособностью. Охотно играет на фортепьяно, особенно когда разучивает новую партию, — это позволяет почувствовать ее объемнее, так сказать, «увидеть картинку».
Педагог Тараса Штонды профессор Киевской консерватории Галина Сухорукова учила его, что зрители всегда чувствуют разницу между настоящим переживанием и его имитацией. Поэтому вокалист работает над каждым образом почти ювелирно. «Создавая образ, я как будто существую в потоке музыки, ищу между нотных строк, что же хотел сказать композитор, пытаюсь найти только этому образу присущую вокальную характеристику», — сознается певец. Полная самоотдача помогает открывать новые возможности собственного голоса. Поэтому сегодня в репертуаре Тараса Штонды — Великий Инквизитор и Филипп II в «Дон Карлосе», Захария в «Набукко» и Монтероне в «Риголетто» Дж. Верди, Дон Базилио в «Севильском цирульнике» Дж. Россини, Командор в «Дон Жуане» В.-А. Моцарта, Гремин в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Кирдяга в «Тарасе Бульбе» Н. Лысенко, Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского, басовые партии в Реквиемах Дж. Верди, В.-А. Моцарта, А. Брукнера и Е. Станкевича, в Девятой симфонии Бетховена и других классических шедеврах. Ныне Тарас Штонда готовит партию Бориса Тимофеевича в опере Д. Шостаковича «Екатерина Измайлова».
В 1997 году вокалист получил «серебро» на Международном конкурсе Ф. Виньяса в Барселоне, занял первое место на конкурсе Марии Каллас в Афинах. С теплотой вспоминает, как член жюри Первого международного конкурса вокалистов имени И. Паторжинского в Луганске (там, кстати, Тарас разделил I место с львовским певцом Сергеем Магерой) легендарный русский бас Борис Штокалов сказал: «Сынок, пронеси свой тембр и свою душу через всю жизнь».
Тараса все чаще приглашают на различные оперные сцены. Весной его ожидают в Испании. А главным для себя сегодня Тарас Штонда считает испытание популярностью и стремится сберечь не только себя в музыке, но и музыку в себе.