Время новогодних мистерий
Украинские обряды доносят из глубин веков мудрость, а еще подскажут, как запрограммировать на счастье следующий годПриход Нового года нашими пращурами мыслился намного более глубоким событием, чем смена календарного цикла. Вспомним, что Новый год в течение пяти веков — с 988 до 1492 года — праздновался 1 марта как день весеннего солнцестояния, отсюда и образ ласточки в новогодних щедровках. Для украинского народа с древнейших времен календарь считался священным, ведь он был связан с космосом: небом, Солнцем, Луной, звездами. Критериями измерения времени служили небесные светила, которые по легендам были даны людям именно для этого. Наши пращуры верили, что в ночь на Новый год небо открывается, поэтому просьбы и надежды в это время имеют особое магическое действие. Они закладывают импульсы на целый год, определяют его успешность. Особую силу имели просьбы за общее благо, ведь только в том сообществе, где каждый думает друг о друге, будет мир, благосостояние и для каждого.
МГНОВЕНИЕ МЕЖДУ ДВУХ МИРОВ
— Новый год становился символом рождения нового солнца, впоследствии трансформировался в рождение нового Бога и на украинской почве приобрел значение щедрого вечера с богатой кутьей, то есть это синтез многовековых традиций, — рассказывает кандидат филологических наук Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Г. Рыльского Елена ЧАБАНЮК. — Конечно, как и любое рождение, в народе рождение года отмечалось достаточно радостно с песнями и шутками, играми и переодеваниями. Фактически традиция переодевания на праздник Старого Нового года, на Маланки 13 января сохранилась и до сих пор на широкой территории страны: от восточных регионов — Луганщины и Донецкой области вплоть до Западных. (Ныне даже встречается переодевание парня не только в Маланку, но и в современников — народных депутатов, которые дают много поводов для искреннего народного юмора.) Эти метаморфозы у наших пращуров связывались прежде всего с мистикой времени. Переодевание символизировало приход потусторонних сил, демонов, предков. Считалось, что в час Нового года исчезает грань между живыми и мертвыми, происходит космогоническое единение — материализация непроявленного мира. И сама мистерия заключалась в том, чтобы уловить это время между старым и новым годом, прорваться в будущее, предвидеть и увидеть его. Именно поэтому только на новогодний праздник разрешалось девушкам ворожить, поскольку к этой процедуре в Украине относились с настороженностью. Например, на Харьковщине и до сих пор сохранился обычай, когда девушки выходят к воротам с кутьей судьбу призывать, однако там традиции наложились на современные тенденции. Они прислушиваются, с какой стороны услышат гудок поезда: верят, что туда и замуж пойдут.
К обычаю переодевания относится традиция водить «козу». Парни и девушки водят Маланку с козой. Издавна эта мистерия включала в себя еще и пахаря, сеятеля, деда, цыгана, цыганку и черта. Тот, кому приходится быть «козой», надевает кожух (шерстью кверху), цепляет рожки и хвост. Рукава кожуха должны свисать книзу — это как передние ноги козы. Коза также является символом богатства и достатка: «Де коза ногою, — там жито копою, де коза не буває, там все помирає», — говорится в щедровке.
ИГРА В БУДУЩЕЕ
«В Начале было Слово», — говорит христианское вероучение. Достаточно важное значение приобретает в новогодних обычаях слово, как проявленная энергия, код, благодаря которому происходит «сакральная материализация». Этим объясняется и обычай петь колядки, щедровки с пожеланиями добра, благополучия и счастья в новом году. «Сієм, вієм, посіваєм,/ З Новим роком вас вітаєм./ На щастя, на здоров’я / На Новий рік! Щоб вам вродило краще, ніж торік. / Коноплі під стелю, /А льон до коліна, /Щоб вам, господарі, Голова не боліла!» — говорится в одной из щедровок.
Еще одна особенность — первый день нового года — праздник Василия (14 января). Василий — покровитель земледелия, поэтому утром пытались засевать жилье хлебом. Именно поэтому сложилась традиция посевальщиков — особенно детей-мальчиков и молодых мужчин, которые со своими пожеланиями и засеяной рожью-пшеницей несли в дом добро, за что люди щедро благодарили щедровальщиков.
— Особое значение, подобное алтарю, обретает и праздничный стол, с которым хозяева встречают Новый год. Неспроста на нем такое многообразие свинины — колбас, кровянок, потому что кабан был для украинцев тотемным животным, — говорит Елена Чабанюк. — Был обычай отцу прятаться за миску с пирогами и спрашивать у детей, видят ли они его, в ответ раздавалось: «Ні, не бачимо» — «Так щоб і на наступний рік ви мене не бачили», — говорил отец. Как выяснилось, этот обычай существовал еще в языческие времена на острове Рюген, где была традиция сносить из каждого дома по ковриге и выкладывать их горой, за которой прятался жрец племени. Он переспрашивал, видят ли его люди, на отрицательный ответ жрец выражал пожелание, чтобы и в будущем году его не видели. Это был знак щедрого урожая и на следующий год. Существовал обычай звать к праздничному столу на Щедрый вечер и Мороз со словами: «Морозе-морозенко, іди до нас кутю їсти, а коли не йдеш, то й на Петрівку не приходь». Вместе с ним звали и медведя, и волка, и метель. Очень интересным был обычай перевоплощения хозяина в самого Бога, и в этом есть что-то действительно сакральное: хозяин как Творец. Хозяин, беря пироги, ходил вокруг дома, когда домашние видели его в окно, то спрашивали: «Хто там?» Он отвечал: «Бог», тогда родственники из дома отвечали: «Щоб і на наступний рік Ти до нас приходив». И таких новогодних мистерий множество. Главное, чтобы было желание активно участвовать в них, не только словом привлекать успех и благосостояние в будущем году, а разыгрывать, проживать их, в отличие от нынешней пассивности.
Был еще один важный обычай. На Щедрый вечер, когда засияет заря, хозяин дома зажигал свечу и обкуривал дом ладаном, очищая его от злых сил. По верованиям наших предков, этот вечер должен был служить символом щедрости и богатства. Выполняя разные обрядовые действа, считали, что и год будет таким же щедрым, как и этот вечер.
Новый год особенный тем, что человек подсознательно или сознательно подводит итоги прошлого и словно набирает силу для будущего, а поэтому стремится объединиться с самыми родными людьми, спросить совет у старших. Поэтому неудивительно, что издавна именно на рождественские и новогодние праздники космогоническое мышление праукраинцев, которые представляли себя связующим звеном между пращурами и следующими поколениями, обострялось, превращаясь в культ предков. Пращуров почитали и за рождественским столом, оставляя лишние ложки, чтобы они «приходили вечерять», их усматривали в почитании дедуха, который был будто от того зерна, которое вырастили и собрали для потомков праотцы и передали в будущность. Это же закладывалось и в традиции рождественской кутьи, которая варилась на зерне с узваром.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ НОВОГОДНИЕ УКРАШЕНИЯ
Настоящие украинские украшения, которые можно было увидеть в украинских домах на Сочельник, — вытынанки. Технология их производства знакома нам еще с детства. Вытынанки вырезаются из сложенной цветной бумаги подобно привычным для нас снежинкам, однако исконные вытынанки имели намного более глубокую символику. Доминантными образами для вытынанок были дерево и птицы.
— Символ дерева встречается и на рушниках, и на росписях стен. Так называемое дерево рода — это та связь с предками, которая дает силу для жизни, оно символизирует и модель мира. Это два мира: проявленный — ява, и непроявленный — нава. А птицы — вестники добра, посредники между мирами, — рассказывает заместитель директора Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», этнолог Татьяна ПОШИВАЙЛО.
Издревле украинцы больше поклонялись силе могучего дуба. Отсюда и поговорка: «Здоровый, как дуб». Ель, напротив, считалась на Украине деревом смерти, во дворе ее никогда не сажали, чего нельзя сказать о сосне. Традиция ставить в доме елку пришла к нам только в 1699 году, когда по указу Петра I празднование Нового года перенесено с 1 сентября на 1 января. Однако традиция украшать дерево имеет давние украинские корни. По верованиям праукраинцев, каждое дерево имело дух, и именно его задабривали пращуры, когда украшали ветви деревьев печеньем, яблочками, кусочками сахара. Эти традиции чувствуются и в формировании икебаны. Все необходимое для украшения новогоднего стола икебаной можно собрать на природе, прогуливаясь по зимнему лесу. Понадобится ветвь сухого дерева, например, того же символа силы — дуба, необычной формы, ветвь сосны, туи или можжевельника, а также шишки — широкое поле для импровизации подскажет сама природа. Если учитывать технологии изготовления, то стоит просушить и ветку дерева, и шишки несколько дней у батареи.
— Лучше выкладывать композицию икебаны в плетеной корзине на оазисе — флористической пене, которая предварительно пропитывается водой, благодаря ей ветки ели или сосны долго будут держать свой цвет и хвою, — рассказывает флорист-дизайнер студии дизайна «Квіткова казка» Татьяна ТИМЧЕНКО. — Центром композиции может стать сухая, предварительно просушенная, ветвь, вокруг которой уже выкладываются ветки хвои с учетом особенностей их формы. Центром композиции икебаны может стать и подсвечник с высокой свечой. Сверху композиция украшается новогодними украшениями и шишками. Некоторые ветки хвои можно опрыснуть золотым, белым или серебряным спреями, которые сегодня на рынках представлены в достаточном количестве. И неповторимое украшение для новогоднего стола, сделанное собственноручно, вам гарантировано.
Если обратиться к исконным традициям, то на матице наших пращуров рядом с новогодним дедухом вешали так называемого соломенного «паука», считалось, что именно он мир основал. Он представлял собой своеобразную модель мироздания и считался гармонизатором пространства. Наши прабабушки верили, что, постояв под пауком, можно было избавиться от негатива, а женщины, которые долго не могли забеременеть, стояли под таким творением с надеждой, что это посодействует быстрому зачатию ребенка. Кроме магического влияния паук действительно выглядит как необычное украшение — прозрачная, легкая, геометрически совершенная фигура.
— В целом украшения, изготовленные из соломы, в Украине были достаточно распространенными. Из нее делались ангелы, рождественские звездочки, колокольчики, лошадки и другие. Их часто дарили друг другу, например, коня, с пожеланием всегда быть на коне. Изготовить же соломенного «паука» довольно легко самому. Для этого понадобится 12 соломин одинаковой длины, предварительно смоченных в кипящей воде и просушенных, — рассказывает член Национального союза народных мастеров Украины Ирина БИЛАЙ. — Сначала с помощью иглы-цыганки нужно одеть на нить 4 соломины, сформировать квадрат, зафиксировав край узлом. Потом, взяв за основу каждое ребро квадратов, сделать 4 треугольника, закрепляя их вокруг ребра оборотами: первый и третий треугольник в сторону — к себе, а второй и четвертый — от себя. Следующим шагом будет поэтапное соединение противоположных треугольников и фиксирование их основы. Получаются две пирамиды, соединенные одной основой.
Именно из таких элементов, малых паучков, складывается большой паук, который формируется из поэтапного соединения одного, четырех, восьми и двенадцати в одну большую конструкцию. Размещали паука, как правило, на матице или посреди хаты с пожеланием обновления в новом году.